Мир искусства, творчества и счастья
Известный азербайджанский художник — о себе и своем творчестве
Известный азербайджанский художник — керамист Мир-Теймур Мамедов — личность талантливая и незаурядная. Его работы поражают воображение, а творчество проникнуто духом любви к родине, патриотизма, воспевания гуманных ценностей и восторженного отношения к людям. Бакинец с большой буквы, Мир-Теймур муаллим всегда полон творческих идей, задумок, всегда открыт миру и искусству… Естественно, такого человека всегда приятно послушать, и мы представляем вниманию читателей мнение творца о мире, об искусстве и о том, что нас с вами окружает.
Работа с удовольствием успокаивает душу
— Мир-Теймур муаллим, насколько диалог с художником важен для того, чтобы понять его творчество?
— Есть большая разница — видеть готовую работу на выставке и видеть, как художник создает ее в мастерской. Потому что человек становится партнером, участвуя косвенным образом в создании этого чуда, когда из ничего появляется что-то. Также, в мою мастерскую приходили целые семьи. Я обычно не ставлю для детей ограничений, не запрещаю разговаривать, бегать, кричать, трогать мои личные вещи. Но в данном случае, наблюдая за ними, я видел, как они притихли. Многие дети смотрели на мою работу и шепотом спрашивали у родителей: «А как он это сделал?». Для человека постороннего, далекого от искусства этот процесс наблюдения очень важен. Может быть, он впервые в жизни увидел художника не по телевизору, а вживую, который стоит перед ним и рождает чудо. Люди приходили и уходили с совершенно разным душевным состоянием, они становились задумчивыми и наполненными тишиной. Конечно, если я чем-то раздосадован, я не смогу работать. Мои произведения будут отголоском отрицательных эмоций, будто кто-то наступил мне на ногу или ударил по голове кирпичом… — Что вас вдохновляет? — В первую очередь любовь к родному краю, к природе, истории Азербайджана. Возможность заниматься любимым делом, общение с коллегами. Иногда на новую работу вдохновляет встреча с интересным человеком, впечатление от путешествий. Сейчас появилось много нового современного оборудования и новых материалов, в частности глазурей. Это также вдохновляет на новые работы и эксперименты с ними. Я с детства очень любил лепить фигурки из глины, экспериментировать с глиной разной плотности — твердой, жидкой. Постепенно весь дом оброс результатами моих экспериментов. В качестве альтернативы был предложен пластилин, но мы с ним не подружились — не те свойства. И мне хотелось бы самыми теплыми словами поблагодарить моих родителей, бабушку и дядю, который для меня был как отец. Ведь меня не ограничивали в творческих исканиях. Более того, я занимался буквально всем, что было бы интересно маленькому мальчику — музыкой, борьбой, живописью, скульптурой. Моя бабушка, учившаяся в свое время в Париже, считала, что выбор в приоритетах увлечений должен оставаться за мной. Не было никакого насилия и «обязаловки».
— Как вы создаете свои произведения?
— Каждая работа — это длительный процесс. Она рождается в голове, тщательно вынашивается и шлифуется мыслями, переносится в рисунки, наброски. Их у меня целые коробки, альбомы. Иногда то, что сделано руками за час, обдумывается месяц. На сегодня самая долгая работа — Центр Керамики. От идеи до осуществления уже прошел не один десяток лет. И я пока не могу сказать — вот оформление его закончено… Любая работа с удовольствием успокаивает душу. Но для этого нужно любить этот тяжелый труд. А труд действительно тяжелый, многоэтапный. Есть мировая практика использования занятий с глиной, как один из методов лечения нервных болезней. Также проводятся занятия с детьми, это способствует улучшению моторики, развивает усидчивость, внимание. Ну и, конечно же, чувство вкуса. Конечно, когда лепишь или занимаешься подготовкой глины для работы, есть время для мыслей, осознания и обдумывания. Но нельзя подходить к глине в плохом настроении. Она это очень чувствует, и все равно это отразится в работе или при обжиге. Глина не любит негатив во всем…
— Как глубоки в Азербайджане традиции гончарного искусства?
— Они большие, так как Азербайджан занимает первое место как по количеству грязевых вулканов, так и по палитре глин. В нашей стране есть 98 из 128 существующих оттенков! Глину использовали повсеместно. В старину шерстяные ковры замачивались в глину, потому что только она помогала убрать запах овчины. Из нее строили дома, добавляли в еду, а самое главное — ею лечили, ведь глине прекрасный антисептик. Я сам всегда использую глину при порезах, ранах, ведь она у меня всегда под рукой. О лечебных свойствах глины знают даже животные, ведь неспроста животные валяются в грязи. Сегодняшнюю жизнь представить без керамики тоже очень сложно — ее используют почти везде, от космоса до атомной энергетики. Не стоит недооценивать керамику, ведь она обладает необычными свойствами. Если, например, при раскопах обнаруживается керамическая печь, то ни в коем случае нельзя трогать оставшиеся в ней изделия. Ведь в обожженной глине фиксируется геомагнитное поле на момент охлаждения керамики. Если найден гончарный горн с остывшими изделиями, то вызывают специалистов, которые могут многое рассказать о геофизическом состоянии Земли.
Мои работы имеют свою философию
— А как целебные свойства азербайджанской глины используются?
— Ко мне как-то обратилась компания, которая занимается созданием косметических средств. Они были в курсе, что я знаю о глине многое, и попросили рассказать, какая глина может быть использована в косметических целях. Мы ездили по Азербайджану, я показывал им места с залежами наиболее подходящей для них глины, они взяли образцы, послали их вначале в Москву, затем в Париж, и, в результате, наша глина получила самую высокую оценку. Сегодня есть эксклюзивная серия косметических средств на основе глины, которые экспортируются из Азербайджана в созданной мной керамической посуде.
— Есть у ваших работ конкретные прототипы?
— Знаете, как-то зашел ко мне знакомый, долго рассматривал одну работу и говорит, продай мне ее. Спрашиваю, почему именно ее? Говорит, хочу купить и подарить ему, и начинает мне рассказывать историю своего соседа, человека которого я не знаю, но образ которого запечатлел. Это стопроцентное попадание тоже неспроста. Вот я прошелся по улице, взгляд зацепился на ком-то, отпечатался в сознании и потом уже под моими руками он принимает образ в работе. Многие мои работы имеют свою философию. Например, у меня есть серия «Семь грехов», как например, «Сладострастие», «Жадность» и другие, которые показывают человеческие слабости.
— Что такое — создать шедевр?
— Если брать определение — то это высшее достижение искусства, мастерства, непревзойденное творение. Каждая работа автора по-своему уникальна, если конечно это не копия. Любая интересная находка в искусстве — это есть свой маленький шедевр. Люблю великих мастеров, например Леонардо да Винчи и многих подобных ему, восхищаюсь их работами. Но все же главный шедевр, венец творения — человек. И если он еще обладает какими-то художественными способностями, способными заинтересовать людей, значит, создает свои шедевры. Наше поколение было особым, немного сумасшедшим
— Каким было ваше поколение?
— Знаете, то поколение было особым, немного сумасшедшим. Так, чтобы побывать на спектакле в Театре на Таганке, где выступал Владимир Высоцкий, мы с друзьями ехали на третьей полке, предусмотренной для багажа. Там было всего 30 см высоты, лежишь, голову не поднимешь, и вот в таком состоянии ехали восемь часов. Но какая у нас потом была осанка! Мы торопились жить, общаться, передавать знания. В те времена жизнь не была насыщена интернетом или телевидением. Сейчас есть мобильная связь, но и тогда все не чувствовали ограничения связи. Написал письмо, а уже через неделю приходил ответ. Нам не казалось это долгим, ведь вся эта неделя была такой насыщенной, что пролетала как миг.
— У вас есть ученики, своя школа?
— Конечно, у меня есть своя школа, и мои ученики отличаются от других, потому что я всегда требователен к ним. Если человек пришел ко мне не за знаниями, то это не мое. Ко мне приезжают учиться из России, Германии, я также часто выезжаю за рубеж, читаю лекции по керамике, провожу мастер-классы. Знаете, керамист — это сложное занятие. Помню, спорил с педагогами, возмущался, зачем нужно изучать теоретическую механику или физику, так как считал, что художнику не нужны эти знания. Но сегодня все эти знания законов оптики, физики, химии мне очень пригодились.
— Большинство этих картин связано с Ичеришехер. Что для вас означает Старый город?
— В последние годы Государственный историко-архитектурный заповедник Ичеришехер преобразился, и это не может не радовать. Ичеришехер для меня это основа всего, это сердце Баку, мои корни, моя генетическая память, источник вдохновения, и в то же время источник сожаления, когда я вижу, что многие не осознают, каким богатством является этот древний город. Очень важно осознавать, что живя в заповеднике, в самом центре истории Баку надо соответственно быть образцом высокой культуры, быть грамотным в вопросах истории, чтобы любому гостю ярко и точно рассказать о жемчужине Хазара. А почерпнуть информацию можно и из моих статей об Ичеришехер, как в журналах, книгах, статьях, так и в интернете.
— Каким, по-вашему, должен быть настоящий художник?
— Я всегда выступаю за то, что художник должен быть всесторонне образованным человеком. Потому что тогда он будет создавать осмысленные работы. Во все времена художники, так же как поэты и писатели, были своего рода олицетворением тех идей, которые существовали в их стране на определенном этапе развития. Художники — это люди продвинутые. Если взять химиков, физиков, математиков — они все-таки более ограничены. Они думают только над своими формулами, в то время как раздумья художников охватывают гораздо больше областей. В данном контексте хотелось бы вспомнить гениальные слова Гасана бека Зардаби: «Корень всех зол в невежестве». Через призму этой фразы, которую я всегда держу как флаг в своем сознании, можно понять очень много негативного, что творится в нашей стране. Низкое образование влечет за собой уровень преступности. Низкое образование тормозит развитие личности. Низкое или, скажем, плохое образование, воспитывает людей неграмотных. Причем неграмотных не только в плане правописания, но и в своем поведении. Невежественный человек — это, прежде всего, хорошая среда для развития паразитических мыслей. Существуют же, например, древние постулаты: не укради, люби мать и отца, не желай жены ближнего. Если человек не знает этих постулатов, он уподобляется скотине на двух ногах. Если он не знает, что нельзя бросать окурок на улице или плеваться, потому что наш город — это тоже дом, в котором живет много людей, грош цена такому «гражданину». Нельзя сквернословить, если у тебя избыток эмоций, и ты их можешь выразить только через мат. Я тоже знаю плохие слова и могу такой мат закатить, что уши завянут. Но пользоваться матом в обыденной речи, находясь в публичном месте — это невежественно. Таких двуногих я уподобляю самой настоящей скотине, которая может стоять в навозе и жевать свою солому. Есть определенные этические и нравственные нормы, которые нельзя нарушать. Когда у человека скинута защелка с этой калитки «нельзя», он готов идти на все ради достижения своих совершенно примитивных потребностей. Это поесть, поспать и испытать физическое удовольствие. А причина тому — невежество. Поэтому сегодня надо воспитывать очень образованных педагогов в наших институтах. А еще раньше — в школах. А еще раньше — в семье. Ибо невежественные родители воспитывают такого же невежественного представителя нашего азербайджанского общества. Такого же «гражданина», которому все высокие понятия о прошлом своей страны совершенно не интересны…
НАША СПРАВКА
Мир-Теймур Мамедов учился в Азербайджанском государственном художественном училище имени Азима Азимзаде, затем окончил Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище имени В. Мухиной (архитектурное проектирование и отделка) и Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино (художественно-постановочный факультет). Мир-Теймур Мамедов является членом Союза художников Азербайджана, почетным членом Союза художников Грузии, членом Союза карикатуристов Азербайджана, президентским стипендиатом, лауреатом Международного симпозиума по керамике, а в 1998 году был включен от Азербайджана в международный каталог «Керамисты мира». Мамедов — лауреат Национальной премии «Хумай». В 2006 году был удостоен звания «Посол мира», в 2007 году — почетной грамоты и медали культурологической ассоциации «Симург» за деятельность во имя прогресса культуры и искусства Азербайджана.
Тимур Рзаев
Неделя.- 2016.- 22
апреля.- С.8.