Франгиз Курбанова: Анимация - это жанр, который не ограничивает возможности самовыражения автора

 

Анимационные фильмы - один из важнейших жанров кино. Профессор Франгиз Курбанова рассказывает читателям газеты "Каспий" о развитии отечественной анимации в контексте нынешних реформ азербайджанского кинематографа.

Во французском городе Аннеси прошел международный фестиваль анимационных фильмов. В качестве почетных гостей на этом красочном форуме присутствовали режиссер и художник-аниматор независимой киностудии "Бирлик" Джавид Ахадов, а также одни из организаторов Бакинского международного фестиваля ANİMAFİLM Рашид Агамалиев и Незрин Агамалиева. Отметим, что приглашение представлять нашу страну в фестивале отечественные аниматоры получили от L’Institut Français d’Azerbaïdjan (IFA), Посольства Франции в Азербайджане и организаторов фестиваля после победы в 2021 году по итогам IV Международного фестиваля ANIMAFILM анимационного фильма "Арахчин", снятого по заказу Союза кинематографистов.

Роль анимационных фильмов в нравственном воспитании подрастающего поколения трудно переоценить. Сегодня в беседе с режиссером-художником анимационного кино, директором и художественным руководителем независимой киностудии "Бирлик" заслуженным деятелем искусств Азербайджана, профессором Франгиз Курбановой мы решили коснуться этой важной темы.

Франгиз ханым, траектория успехов азербайджанских анимационных фильмов, снятых вами и Джавидом Ахадовым, приятно удивляет - Краков, Тбилиси, Бильбао (Испания), Киев, Россия, Бразилия, Алматы, Германия, Хиросима… И вот уже представители азербайджанской анимации вернулись из Франции. Наблюдается ли интерес молодого поколения азербайджанских кинематографистов к этому жанру?

– Интерес был всегда, хотя в свое время были и определенные сложности для работы в этом жанре, как, впрочем, и в кино в целом. Но сегодня я с радостью наблюдаю, как охотно трудится в этой сфере современная молодежь, среди которой много талантливых людей. Я с уверенностью говорю об этом как руководитель предмета "Художник-постановщик анимационного фильма»" при кафедре графики Азербайджанской государственной академии изобразительного искусства и руководитель отделения "Режиссер-художник анимационного фильма" Международной киношколы, открытой Рустамом Ибрагимбековым при Союзе кинематографистов Азербайджана.

– Кстати, это именно та молодежь, которая росла и формировалась в постсоветский период под влиянием зарубежных анимационных сериалов. Сказывается ли это на их творчестве?

– Разумеется, в частности по этой причине в их работах иной раз прослеживаются попытки изображения ирреальных сцен со всевозможными спецэффектами. Нередко у них доминируют нотки пессимизма, что уж никак не соотносится с их возрастом. Но дело в том, что все это вполне закономерно, поскольку современная молодежь формировалась в условиях развития новейших информационных технологий, которые при всей неограниченности радиуса действия сильно сужают возможности межличностного общения каждого пользователя интернет-ресурсов. Именно потому я стараюсь привить им умение снимать сюжеты, которые отражают общечеловеческие ценности, любовь к жизни во всех ее проявлениях, а также наши нравственные ориентиры, национальные традиции, унаследованные от далеких предков. Но предлагаю взглянуть на все это сквозь призму современных реалий.

– Возглавляемая вами независимая киностудия "Бирлик" была создана на самом пике перестроечных процессов, в тот сложный период, когда наш отечественный кинематограф оказался на грани вымирания. Не слишком ли рискованно было создавать новую студию при полном отсутствии материальной базы? Как родилась сама идея?

– Если помните, это был период, когда в стране, тогда еще единой, был дан старт развитию различных частных компаний. К тому времени я, кстати, уже была членом Международной ассоциации анимационного кино ASIFA (Association International du Film d'Animation (Франция). В 1988 году я представила свой проект на коллегии Госкино и Союза кинематографистов СССР, и он был утвержден. Таким образом "Бирлик" стала одной их первых в Советском Союзе и единственной в Азербайджане независимой киностудией. И на сегодняшний день это единственная в Азербайджане независимая киностудия, творческая программа которой в 1989 году была утверждена Центральным телевидением и включена в его тематический план. Тогда же с нами был заключен договор на производство детского сериала: "Рыжики","Король-паршивец", "Принцесса-Мимо" и "День рождения", который мы снимали с 1989 по 1992 годы. А когда кризис в кино достиг критической отметки, мы просто делали фильмы по договору с Министерством культуры Азербайджана, стараясь даже при скудном бюджете создать интересную работу. То же самое, собственно, делаем и сегодня.

– Как часто в своих работах вы обращаетесь к фольклору?

– Фольклор – конечно, богатейшее наследие нашего народа, как, впрочем, и любого другого, но я не могу сказать, что он интересует меня в первозданном виде. Считаю, что любое произведение устного народного творчества необходимо в известной степени адаптировать к нашим реалиям, чтобы облегчить его восприятие современными детьми. Обратите внимание, сегодня чуть ли не у каждого ребенка в руках смартфон, планшет, неограниченный доступ к десяткам телевизионных каналов, что обеспечивает возможность знакомства с любой сказкой или анимационным фильмом. И чтобы привлечь внимание к нашим народным сказкам, важно, чтобы фильмы, снятые по их мотивам, привлекали детскую аудиторию, и не только нашу, но и зарубежную.

– В отличие от нас, выросших на сказочных сюжетах о Джыртдане, Красной Шапочке, Мойдодыре, современные дети чаще видят на экранах Губку Боба, Шрека, Спайдермена, героев зарубежных экшн-фильмов. Не станет ли это еще одной проблемой во взаимопонимании со старшим поколением?

– Это очень сложный вопрос, который, думаю, требует комплексного решения. Да, в какой-то момент состоялся прорыв в информационном пространстве, и нам стали доступны и шедевры мирового кинематографа, и не самые лучшие его образцы. Что касается детской кинопродукции, то здесь, видимо, главный акцент был сделан на самом актуальном на данном отрезке времени. Во всем обществе после распада Союза началось нечто вроде массовой перезагрузки сознания, словно все ждали появления нового человека с совершенно иной ментальностью.

И похоже, дождались?

– Да, если учесть, что все мы родом из детства. Но, на мой взгляд, проблема эта еще недостаточно изучена, ее решением должны заниматься прежде всего родители, семья, школа и те, с кем ребенок пребывает в непосредственном контакте. Именно они должны отслеживать весь спектр аудиовизуальной продукции, которому ребенок отдает предпочтение. И касается это не только анимации.

– Но вы, наверное, заметили, что сегодня дети охотнее смотрят лучшие работы студии «Союзмультфильм», впрочем, как и взрослые. Если для нас это вполне понятная ностальгия по прошлому, то чем можно объяснить интерес к ним юных зрителей?

– Ничего удивительного в этом нетюбого ребенка, как и взрослого, в этих фильмах привлекает прежде всего искренность авторов, то душевное тепло, любовь, которые каждый из них вложил в своих персонажей, те добрые чувства, тот позитивный настрой, которым эти фильмы заряжают зрителей по сей день. В них мы видим четко продуманные, прочувствованные, живые персонажи, чего нельзя сказать о героях современной анимации, снятой в технике 3D, которая больше напоминает надоедливые рекламные ролики. Конечно, это не касается прекрасно сделанных коммерческих полнометражных фильмов киностудий мирового класса. И безусловно, анимационные фильмы должны учить добру, пониманию чужой боли, пробуждать в душе зрителя светлые чувства, призывать его к размышлению.

Я стараюсь научить своих студентов разрабатывать психологический характер персонажа в рисунке, каждый герой должен быть прорисован автором от руки – только в этом случае он заговорит как живой.

– Какое место в вашем творчестве занимает героико-патриотическая тематика, которая имеет немаловажное значение в воспитании подрастающего поколения?

– К этой теме я обратилась после событий 20 января 1990 года. В 1991-м я, как руководитель независимой киностудии «Бирлик», выступила с собственной инициативой продюсировать документально-публицистический фильм «Терра инкогнита» режиссера Лейлы Сафаровой. В фильме отражена история Азербайджана до 1990года и раскрыта суть карабахского конфликта. Картина снята на продюсерские деньги киностудии "Бирлик".

В 2021 году Министерство культуры объявило конкурс на лучший сценарий под общим названием "Возвращение". Мой сценарий получил право на постановку анимационного фильма "Карабахская сказка", а благодаря представленной графической экспликации к сценарию киностудии "Бирлик" обеспечено финансирование производства фильма со стороны министерства. Этот фильм будет вторым в детском сериале "Расскажи мне сказку". Первый - "Арахчин". Кстати, идее создания детского сериала послужил сценарий Динары Сеидовой "Папина шапочка", который мы планируем снять после конкурсного фильма «Карабахская сказка» и надеемся завершить к концу лета.

– В свое время вы были художником-постановщиком игровых фильмов "Берег воспоминаний", "Греки", "Урок пения", "Перекресток", "Яблоко как яблоко", "Лев ушел из дома". Как вас привлек детский жанр?

– Прежде всего, хочу сказать, что для меня анимация никогда не была исключительно детским жанром, я всегда адресую свои работы зрителям всех возрастных категорий, в том числе и детям, разумеется. По окончании художественного факультета ВГИКа я начала работать на киностудии "Азербайджанфильм" как художник-постановщик игрового кино. Но мое желание заняться анимацией возникло отнюдь не случайно, в этом жанре я узрела шанс достичь полной творческой свободы и снимать авторское кино, а это даст мне возможность придумывать сюжет, совмещать различные техники, съемки на макете, игру актера и куклы и даже жанры.

– В те годы это, наверное, могли воспринять только как нонсенс…

– Разумеется, к тому же чисто технически было очень сложно. Это сегодня сделать все с применением компьютерной графики проще простого, а в те годы все снималось на пленку, причем не лучшего качества. Но я все же рискнула, и в 1979 году состоялся мой дебют как режиссера-художника мультипликации в фильме «Сотвори мечту», где я впервые совместила мультипликацию, актерскую игру, макет, рисованные фоны и жанр анимации. Кстати, в роли циркового клоуна в этом фильме снялся актер Фахраддин Манафов.

– То есть до вас этого никто не делал в мультипликации?

– Абсолютно никто. В этом фильме комбинированные съемки впервые были без применения контратипа, это был своего рода прорыв в советской мультипликации.

– И как восприняли ваш фильм в кинематографических кругах?

– Когда я представила свою работу в Госкино СССР, она вызвала весьма положительные отзывы, но в то же время не получила соответствующей оценки. Мне так и сказали: работа очень интересная, но никто так и не смог определить, к какой категории фильмов ее отнести.

– Вы когда-нибудь жалели, что ушли из игрового кино?

– Ни разу! Кино - моя жизнь. А в анимационном фильме я «сам себе режиссер» и художник. Этот жанр не ограничивает возможности самовыражения автора, а это дорогого стоит. Считаю, что анимация - это праздник, который всегда со мной, и я хочу щедро делиться этим праздником со зрителем.

 

Неделя.-2022.- 8 июля. - С.19.