Камилла Алескерова: Мне хотелось погрузить публику в мои воспоминания о родной Гяндже

 

Азербайджанка Камила Алескерова прославилась после победы на студенческом фестивале-конкурсе красоты и таланта «Жемчужина мира – 2023», прошедшем в Казани (Татарстан, РФ) в начале июня.

Камила ведет яркую и насыщенную жизнь – заведующая труппой, певица, актриса театра «Созвездие-Йолдызлык», руководитель молодежного движения РОО «Азербайджанская национально-культурная автономия РТ». Наша соотечественница также является номинантом театральной премии министерства культуры Республики Татарстан «Тантана» и многократным лауреатом Открытого республиканского телевизионного молодежного фестиваля эстрадного искусства «Созвездие‐Йолдызлык».

К.Алескерова – творческий человек, но при этом она учится на юриста и в настоящее время является аспиранткой Казанского федерального университета (КФУ) по специальности «Международное право».

О том, как прошел конкурс, юридическом образовании, собственной методике преподавания, переезде в Баку и многом другом в интервью Media.Az рассказала cама победительница конкурса «Жемчужина мира - 2023».

- Насколько я понимаю, вы совмещаете юридическое и актерское образование…

- Да. С 2014 по 2019 год я училась в КФУ на юридическом факультете (кафедра теории и методики обучения праву). Параллельно с 2014-й по 2018-й получала образование в Российском институте театрального искусства (ГИТИС) в мастерской профессора и заведующего кафедрой режиссуры Михаила Борисова на факультете «Артист эстрады».

- Как вы попали в ГИТИС?

- Я поступила в этот вуз благодаря участию в ежегодном Открытом республиканском телевизионном молодежном фестивале эстрадного искусства «Созвездие-Йолдызлык», генеральным продюсером которого является заслуженный деятель искусств РТ, лауреат премии правительства Российской Федерации (РФ) в области культуры Дмитрий Александрович Туманов. Этот замечательный человек дает возможность каждому талантливому ребенку раскрыть свой творческий потенциал, а молодежи – поступить в один из лучших театральных институтов России, каковым является ГИТИС.

В финале этого фестиваля в жюри сидел советский и российский режиссер, телеведущий, актер, театральный педагог, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой режиссуры Театрального института им. Б.Щукина, заведующий кафедрой эстрадного искусства Российского института театрального искусства Михаил Борисов. Именно он пригласил меня и еще нескольких ребят поступать в ГИТИС. Прошли не все, но мне посчастливилось попасть с первого раза, причем к самому Михаилу Борисову. Наше обучение в ГИТИСе оплачивал Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов. Я очень благодарна ему за возможность получить образование в одном из лучших театральных институтов страны.

После окончания ГИТИСа Михаил Борисович сказал, что набрал азербайджанскую студию в Щукинском институте, куда и пригласил меня продолжить обучение. После этого я поступила в магистратуру на направление «Театральное искусство».

- Азербайджанскую студию? В ней обучались лишь студенты из нашей страны?

- В Щукинском институте каждый год набирается две студии - основная и национальная. Когда я обучалась, были созданы студии для Дагестана, Бурятии и Азербайджана. Чтобы набрать студентов из нашей страны, Михаил Борисович приезжал в Баку и проводил отбор. В такую группу обычно еще осуществлялся дополнительный прием ребят, которые живут в Москве и других городах России. Так, на нашем курсе были три русские девушки. Отмечу, что некоторые из азербайджанских студентов впоследствии вернулись в Баку, другие - остались в Москве, чтобы продолжить обучение по специальности «Режиссер театра».

Наша студия вместе с М.Борисовым приезжала в Баку, чтобы выступить в Азербайджанском государственном русском драматическом театре. Мы дали спектакли Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград» (Эзоп) и «Кавказский меловой круг» Бертольта Брехта, а также продемонстрировали класс-концерт «Как стать артистом». Тогда мы планировали, что через год приедем в Баку с музыкальным спектаклем «Аршин мал алан», но из-за пандемии не смогли осуществить задуманное. Позднее Михаил Борисович скончался, ребята выпустились из института, поэтому мы так и не успели приехать в этом составе.

Вообще М.Борисов ставил этот спектакль три раза. В первом играл звездный состав Щукинского института, в том числе и известный российский актер Антон Макарский. Он демонстрировался в 90-е годы прошлого века. Потом Михаил Борисович ставил его со студентами ГИТИСа. В третий раз он хотел выпустить этот спектакль с азербайджанской студией, где была я. Однако карантин, как я говорила выше, помешал дальнейшим планам. Сейчас выпускники ГИТИСа решили его восстановить в Казани в театре «Созвездие‐Йолдызлык».

- А в юридической сфере вы тоже продолжили обучение?

- Конечно, сейчас я учусь в аспирантуре КФУ на факультете «Международно-правовые науки».

- Какую карьеру планируете делать в итоге: актерскую или юридическую?

- Честно говоря, долгое время я не могла сделать выбор, но сейчас работаю заведующей труппой и актрисой в театре «Созвездие-Йолдызлык», и это доставляет мне большое удовольствие. Изначально поступление на юридический факультет было условием родителей. Сейчас я обучаюсь в аспирантуре, так как хочу преподавать в университете «Международное право». У меня даже есть стремление разработать методику преподавания права с использованием театрализованного обучения.

- Вы уже как-то представляете эту методику? Расскажите, как она может помочь лучше освоить материал?

- Я считаю, что любой урок должен включать в себя совокупность нескольких методик. Нельзя брать строго одну форму, например лекции, и просто рассказывать тему предмета. Главное – взаимодействие преподавателей и студентов. Мы давно уже перешли к субъектным отношениям, в которых студент или школьник выступает активным участником образовательного процесса. В своем проекте я бы взяла за основу методику интерактивного обучения.

Вообще, в ходе обучения студентам и школьникам дают много теории, но, к сожалению, мало практики. Например, не все студенты юридического факультета могут побывать в Международном суде ООН в Гааге. Поэтому, если мы не можем съездить туда, то судебные заседания должны проходить у нас (улыбается).

- Как у вас возникла такая идея?

- Когда я училась в магистратуре, у нас был преподаватель Узеир Юсуфович и в период пандемии он дал нам задание сымитировать заседание Международного суда ООН. Мы хорошо подготовились, разделились на команды. Весь процесс осуществлялся в онлайн-режиме, но процедура была практически такой же, как и в суде. Мы так вошли в роль, что почувствовали себя в Гааге (смеется). Знания, полученные после этой постановки, лучше закрепились в памяти студентов.

Поэтому за основу своей методики я бы взяла этот опыт, добавив костюмы и зрителей из студентов младших курсов, чтобы они понимали, с чем им предстоит столкнуться в будущем. Такие семинары я бы снимала на видео, чтобы потом провести детальный разбор судебного процесса. При анализе определенной темы распределила бы роли и сценарии между студентами. Думаю, что данная методика поможет вовлечь в занятия всех участников образовательного процесса.

Я не считаю, что это какое-то новшество, но таким образом можно усовершенствовать практические занятия, которые у нас есть. Это поможет максимально проецировать работу Международного суда, ведь практика больше развивает профессиональные навыки, формируя необходимую компетенцию, что очень важно в образовательном процессе. Не секрет, что сегодня выпускникам вузов проблематично устроиться на работу без опыта. А где его брать, если в учебном процессе недостаточно практики?

- Что еще вы бы добавили или изменили в образовательном процессе?

- В нашей профессии также необходимо уделять особое внимание ораторскому искусству. Многие студенты не умеют выступать на публике – говорят невнятно, поэтому слушателям трудно разобрать их слова. Я однажды заменяла одного из преподавателей, вела занятия и, когда слушала выступления некоторых учащихся с докладами, не могла вникнуть в то, что они говорят. Я просто не слышала, о чем они так тихо, монотонно и неинтересно рассказывали. Юристы должны уметь говорить четко, внятно и уверенно – правильно строить свои мысли. Этого и не хватает многим нашим студентам. У меня, конечно, не такой большой опыт преподавания, но за эти дни я выявила этот недостаток. Разумеется, такая проблема есть не у всех учащихся, однако у большинства из них она, к сожалению, присутствует. Поэтому я хочу выступить с предложением ввести усиленные курсы ораторского искусства, чтобы в будущем наши выпускники смогли достойно выступать в суде и на других мероприятиях, связанных с юриспруденцией.

- Давайте поговорим о конкурсе «Жемчужина мира».

- Впервые об этом конкурсе я узнала еще 10 лет назад от своей подруги Текле Вардзиашвили, которая тогда представляла Грузию. Увидев масштаб финала, проникнувшись красотой и неповторимым миром каждой участницы, у меня зародилось желание стать частью этого крупного, многонационального проекта. Мне захотелось показать весь наш колорит, богатую культуру и традиции азербайджанского народа.

К сожалению, тогда я не могла принять участие в этом конкурсе, потому что еще училась в школе, потом получала образование в Москве. В этом году все звезды сошлись, и, таким образом, долгая дорога привела меня к заветной мечте (улыбается).

- Что дает победа в таком конкурсе?

- Начнем с того, что этот конкурс на целых два месяца погрузил меня в другой мир (улыбается). Приняв в нем участие, я приобрела много новых знакомств, узнала ближе другие культуры и традиции. В ходе конкурса расширился багаж моих знаний, умений и навыков.

Одним из этапов мероприятия была лаборатория мелодекламации «Родина, любовь, мир», где я с артистами из театра «Созвездие-Йолдызлык» продемонстрировала отрывок из музыкальной комедии «Аршин мал алан». Хочу отметить, что данное произведение азербайджанского композитора Узеира Гаджибейли входит в репертуар «Созвездие-Йолдызлык». Именно этот спектакль, который поставил профессор Михаил Борисов еще в 2020 году, был нашей дипломной работой в Театральном институте имени Б.Щукина.

 

Продолжение следует

 

Неделя.-2023.- 14 июля.- С.19.