ПРОФЕССОР ЛЮТФИ ЗАДЕ ПОДДЕРЖАЛ НОМИНАЦИЮ РАФИКА АЛИЕВА НА НОБЕЛЕВСКУЮ ПРЕМИЮ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ

 

 Краткая информация. Профессор Рафик Алиев родился в Агдамском районе Азербайджана в 1942 году. В 1967 году он окончил аспирантуру Института проблем управления АН СССР (Москва) и в том же году защитил кандидатскую, а в 1975-м - докторскую диссертацию. В 1976 году он получил научное звание профессора. В 1971 году ему присуждена премия Ленинского Комсомола, а 1983 году - Государственная премия СССР в области науки. Он является автором 61 монографии и учебников, изданных на английском, немецком, русском и других языках, а также автором более 250 статей, опубликованных в основном в международных научных индексированных журналах.

 

   Он является редактором и членом редакционных коллегий международных журналов, издаваемых в США, Европе, Японии и других странах. Под его руководством в разных странах мира (США, Германии, России, Кипре и др.) подготовлено более 150 кандидатов наук и около 30 докторов наук. Он является профессором Зигенского университета (Германия), Ближневосточного университета (Северный Кипр), Тебризского университета (Иран) и Государственного университета Джорджия (США).

 

   Основные научные направления: теория принятия решений в условиях высокой неопределенности, теория координации в сложных социальных, экономических и технических системах, нечеткая логика, нейрокомпьютинг.

 

   Прикладные области научных результатов: экономика, конфликтология, космические объекты и технические системы.

 

   Недавно профессор Р.Алиев вернулся из Канады. Он прочел лекции в разных университетах Канады, провел семинары и проводил научные исследования. Предлагаем вниманию читателей беседу с Р. Алиевым.

 

   

 

   - Рафик муаллим, с чем было связано ваше пребывание в Канаде? Можете ли вы дать подробную информацию об этом?

 

   - Я каждый год получаю приглашение для чтения лекций в разных университетах, а также на 15-20 международных научных конференциях. Но я вынужден принимать только несколько из них. Слово "вынужден" я сказал не просто так. Я в предыдущих интервью, в фильме "Ученый" и в передаче "Овгат" говорил, что мировая наука подобна азартной игре. Попал в эту игру - выйти оттуда уже невозможно. Особенно, когда тебя приглашают для пленарного доклада в международных форумах, отказаться невозможно. Надо сказать, что последние 10-15 лет я посещаю международные конференции и симпозиумы только для выступления с пленарным докладом.

 

   

 

   - И на этот раз было так?

 

   - В этот раз меня приглашали три университета: университет Торонто (Канада), университет Альберта в Эдмонтоне (Канада) и Калифорнийский университет в Беркли (США). В университете Торонто проводилась 29-я международная конференция Североамериканского сообщества по обработке нечеткой информации (NAFIPS). Еще год назад я получил письмо от председателя конференции американского ученого Bill Tastle следующего содержания:

 

   "Уважаемый профессор Рафик Алиев!

 

   От имени оргкомитета NAFIPS 2010 приглашаю Вас выступить с пленарным докладом на международной конференции NAFIPS 2010. Конференция будет проводиться 12-14 июля 2010 г. В Торонто Канада.

 

   Вы как очень авторитетный лидер в области нечетких систем были бы достойным докладчиком. Тему доклада Вы можете выбрать сами, а оргкомитет со своей стороны будет делать все возможное для его организации. Принимая наше приглашение, Вы окажете нам большую честь. Ваше присутствие на этой конференции повысит уровень и престиж этой конференции.

 

   С надеждой получить

 

   положительный ответ,

 

   С уважением,

 

   доктор Bill Tastle,

 

   Председатель NAFIPS 2010".

 

   Конечно, выступать с пленарным докладом на международном форуме такого масштаба является честью для каждого научного сотрудника и редким случаем для каждой маленькой и большой страны. Поэтому я принял это приглашение.

 

   

 

   - Много ли было пленарных докладов?

 

   - Нет, каким бы большим форум ни был, там обычно бывает 3-5 пленарных докладов. Пленарные доклады должны иметь серьезные научные результаты, предлагать новые направления и сказать новое слово в науке. На этой международной конференции было всего три доклада. Всего докладов было более ста. Другие два пленарных доклада были прочитаны моими друзьями и научными коллегами - профессорами W. Pedrycz и B. Turkshen. Они оба являются учеными с мировым именем.

 

   

 

   - Какой научной проблеме посвящен ваш доклад?

 

   - Мой доклад назывался "Теория принятия решений в условиях имперфект информации". Сегодняшние сложные экономические, социальные, финансовые, политические системы действуют в условиях неполной первичной информации, высокой неопределенности и зачастую недостоверной информации. Кроме того, эти сложные системы являются гуманистическими и человеко-центричными (Human centric systems). В таких системах принятие решений сопровождается чрезвычайной ответственностью лица, принимающего решения (например, сможет ли Обама вывести США из экономического кризиса) и зависит от достоверности имеющейся информации о процессах, и личных качеств лиц, принимающих решения.

 

   Принятие оптимального или квазиоптимального решения, а также стратегия выбора подходящих альтернатив являются в основном предметом экономической теории. В этой области предложены строгие аксиоматические теории. Это, например, теория ожидаемой полезности нобелевских лауреатов Von Neumann и Morgenstern, Проспект теория нобелевских лауреатов Kahnemann и Тверски, теория пессимизма-оптимизмa Hurvitz и др.

 

   Несмотря на то, что эти теории широко применяются для вышеуказанных сложных социальных, политических, экономических, финансовых и технических систем и др. систем с человеческим фактором, эти теории не всегда адекватны реальным ситуациям. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, мы исследовали сотни, тысячи научных источников и их результаты. Во-первых, в основе этих теорий лежит гипотеза, которая характеризуется несоответствием особенностям человеческого мышления при оценке альтернатив. Во-вторых, все эти теории не учитывают информационное несовершенство среды, в которой принимается решение - полезностей альтернатив, состояний среды и вероятностей их появления. Но реальная жизнь требует учета этих факторов. Таким образом, мы нуждаемся в более совершенной теории принятия решений. Учитывая все это, мы (с профессором Л. Заде) создали новую теорию принятия решения в условиях имперфект информации.

 

   

 

   - Какие отличия и преимущества имеет новая теория по сравнению с существующими?

 

   - Основной отличительной особенностью новой предложенной теории является то, что, во-первых, концепция предпочтений среди альтернатив в стратегии выбора - лингвистическая; во-вторых, в среде, в которой принимается решение, существующая информация имперфектная, т.е. неполная, неопределенная, иногда неправильная, частично истинная информация; в третьих, эта информация формируется не в виде чисел, а на естественном языке - с помощью слов и предложений; в-четвертых, в новой теории особенности лица, принимающего решения, заложены в основу логико-математической модели. Что касается преимущества этой новой теории, то, во-первых, существующие теории не работают в вышеуказанных условиях, во-вторых, эта теория более близка к реальной жизни, более адекватна.

 

   Здесь нужно особое внимание обратить на две задачи. Во-первых, впервые мы информацию о среде, в которой принимается решение и информацию о лице, принимающем решение, разделяем на формализуемую (precisiated) и неформализуемую (unprecisiated). В первом случае мы имеем некую неточную информацию о среде, например, о состоянии экономики США, т.е. ее стабильности, о спаде или росте и эта информация формализуется на естественном языке: "Вероятность роста экономики США в 2011 году очень мала". Эта информации не содержит чисел (потому, что мы не их не имеем). Вычисление должно проводиться словами. Здесь используются классическая нечеткая логика Заде.

 

   Бывают такие ситуации, когда вышеуказанную вероятность или результаты принимаемых решений нельзя выразить даже словами. Лицо, принимающее решение, имеет общую перцептивную информацию (здесь не может идти речи о числах). В этом случае не годится ни математический язык, основывающийся на нечеткой логике Заде, ни основывающийся на классической логике Аристотеля. Нужна новая логика. Это - расширенная нечеткая логика. Она основана на нечеткой геометрии. Предложенная новая теория принятия решений может применяться во втором случае тоже.

 

    

 

   - Что такое нечеткая геометрия, и чем она отличается от известной нам геометрии?

 

   - Нечеткая геометрия - это расширенная форма Эвклидовой геометрии. Известные 5 аксиомы существующей Эвклидовой геометрии адаптируются. В предложенной нами новой теории используются такие новые понятия, как нечеткая точка, нечеткая линия, нечеткое сходство и др.

 

   

 

   - Какая связь между этими понятиями и принятием решения?

 

   - Человек, который принимает решение (он может быть президентом или менеджером), может изображать информацию о среде (вероятность событий и результатов принимаемых решений) и о себе (рискованный он или нет, эмоциональный он при принятии решения или нет и т.п.) с помощью карандаша (если он работает на компьютере тогда - электронного карандаша) в шкале 0-1 в виде нечетких точек, или нечетких интервалов, или же какой-либо геометрической фигуры.

 

   Если вы попросите изобразить информацию в виде обычных или нечетких чисел, он этого сделать не сможет. На основе такой информации в нечетком геометрическом пространстве, используя базы знаний, созданных из этих фигур, можно сделать логический вывод и принять решение.

 

   

 

   - Какова вторая задача?

 

   - Слабым местом классической и неоклассической экономики является гипотеза рациональности, заложенная в ее основе. В этих теориях предполагается, что все экономические агенты, в том числе лица, принимающие решения, рациональны и преследуют только свои интересы, будь они производителями или потребителями. Но известные экономисты, лауреаты Нобелевской премии Kahnemann, Akerlof и др. показали, что во время выбора при оценке каждой альтернативы нужно учитывать особенности лица, принимающего решение.

 

   С этой целью профессор Kahnemann создал Проспект теорию. В связи с появлением поведенческой экономики эти работы стали проводиться еще интенсивнее. Некоторые ученые стараются внести в функцию полезности степень честности лица, принимающего решения, степень его эмоциональности или же другие человеческие мотивации. Этот подход является экстернальным, т.е. особенности лица, принимающего решение, вводятся в функцию полезности извне. А где же синергетика этих особенностей человека, их взаимное влияние, полная оценка индивидуума?

 

   

 

   - Вы хотите моделировать человека?

 

   - Мысль правильная. Мы хотим моделировать человека с точки зрения экономики, социального поведения. Эта модель, основанная, например, на рискованности, честности, эмоциональности и взаимодействия этих особенностей и др. факторов позволяет вычислить персональное качество лица, принимающего решения. Итак, в отличие от существующих теорий и научных исследований, мы впервые предлагаем теорию принятия решения на базе комбинированных (двойных состояний). Когда мы говорим о комбинированных состояниях, мы имеем в виду состояние среды и состояние лица, принимающего решения.

 

   

 

   - Ваш доклад в университете Торонто был связан с этими проблемами. Как вас встретили?

 

   - Думаю, что активно. Чувствовался большой интерес. Это видно было по множеству вопросов, а также по последующим беседам и дискуссиям. Надо сказать, что на этой конференции присутствовали ученые мирового масштаба. Из Японии - Т.Takagi (его Takagi-Sugeno теория включена в учебные программы и учебники многих университетов мира), из США - B. Tastle, T.Veylan , V.Kreinovich, W.Lodwick, из Италии - L.Leottaum и другие. Надо сказать, что после возвращения из Канады я получил несколько писем от участников конференции.

 

   Профессор W.Lodwick пишет: "Меня очень впечатлил Ваш доклад. Наша международная группа в США, три профессора из Чили, из Венгрии - профессор В.Bede из Австрии - профессор М. Obergugenberger, из Бразилии - R.Bassanezi, L.Stefanni с интересом читаем Ваши статьи..."

 

    

 

   - Что вы можете сказать об очередных пленарных докладах?

 

   - Очередной пленарный доклад будет в 2010 году на конференции ICAFS-2010 в Праге. Название доклада "Неопределенность второго порядка, комбинированные состояния и принятие решений". Я в прошлом году в США в университете Цинцинати и в этом году в университете Торонто в Канаде читал доклады по новой теории принятия решений. На ICAFS-2010 доклад будет также в области принятия решений, но в нем будут рассмотрены отличительные черты этой теории.

 

   Несколько месяцев тому назад я получил приглашение от организаторов конференции НАТО. Я послал свой доклад в оргкомитет конференции. Дай Бог, буду участвовать в этом мероприятии.

 

   

 

   - Второе приглашение было из университета Альберта г. Эдмонтон?

 

   - После конференции в Торонто я вылетел в Эдмонтон. Там меня ждал профессор W.Pedrycz. Надо отметить, что он является ученым с мировым именем, очень много и продуктивно работает. Он прилетел в Торонто всего на 3-4 часа только на конференцию. Прочитал пленарный свой доклад и тут же улетел в Эдмонтон. Он является редактором нескольких индексированных международных журналов, членом редакционных коллегий десятков журналов.

 

   Я был приглашен в университет Альберта по двум вопросам. Я там провел семинар по принятию решения в условиях неполной информации. Познакомил участников с результатами, полученными нами в этой сфере. В этом семинаре в основном обсуждалась неопределенность второго порядка с соответствующей иерархической моделью и задачи принятия решения.

 

   Нашей второй целью было проанализировать научные исследования, которые мы вели вместе, обсудить полученные результаты и определить задачи дальнейших исследований. Мы работали над статьями, которые будут представлены в научных журналах, и над книгой, которая увидит свет в ближайшем будущем. Мы и раньше публиковали вместе статьи и доклады в индексированных международных журналах - статьи по обобщенной теории устойчивости, логическим нечетким нейронным системам и по другим направлениям.

 

   

 

   - Вы смогли встретиться с профессором Лютфи Заде?

 

   - Очень сожалею, что в этот раз мы не смогли встретиться. До отъезда в Канаду я получил письмо с приглашением посетить университет Беркли по дороге в Канаду или по возвращении из Канады для обсуждения ряда научных задач. Но на этот раз я не смог посетить Беркли, так как поздно получил визу в Канаду из Анкары. В это время Лютфи Заде читал пленарный доклад на международной конференции в Лас-Вегасе. Даст Бог, увидимся. По прибытии в Канаду я получил от него письмо, в котором он предлагает встретиться.

 

   

 

   - Что еще он писал?

 

   - Вот письмо.

 

   

 

   - Можно ли опубликовать?

 

   - Не все, а только нужное вам.

 

   "Дорогой Рафик!

 

   Представленный вами научный материал - монументальная работа. Эта работа намного превосходит все работы, которые сделаны до сих пор в области принятия решений в условиях неопределенности. Я считаю, что по этой работе Вы должны быть номинированы на получение Нобелевской премии. Меня очень впечатлило применение Вами нечеткой геометрии к теории принятия решений. Вы пошли гораздо дальше того, что сделано в моих работах по расширенной нечеткой логике. Нужно привести примеры всех основных понятий, которых вы вводите. Это относится ко II и III частям научного материала. Идеи потеряют силу, если их будет трудно понять.

 

   Как прошел доклад в NAFIPS-е? Вы довольны участием? Хочу, чтобы после NAF?PS Вы прилетели в Berkeley для обсуждения наших дальнейших работ. Имею много вопросов, но о них я напишу в следующих письмах.

 

   С глубоким уважением,

 

   Lotfi".

 

   

 

   - Вы ждали такого предложения и поддержки?

 

   - Честно говоря, сейчас я не ожидал от профессора Лютфи Заде такой поддержки. После прибытия из Канады при телефонных разговорах он вновь выразил свое твердое мнение и настоял на нем. Несколько раз он даже сравнивал нашу работу с работами, которые были удостоены Нобелевской премии. С другой стороны, это предложение - ожидаемое, потому что еще несколько лет тому назад в Государственном университете Джорджия и у меня, и у него были такие намерения.

 

   

 

   - Ваши друзья, сотрудники, азербайджанские ученые будут ли рады, будут ли испытывать гордость за это предложение?

 

   - Во-первых, нужно сначала достигнуть этого, во-вторых, я не очень об этом думаю. Но могу сказать, что, конечно, для друзей и студентов это будет большой радостью, и они обязательно будут гордиться.

 

   

 

   - Рафик муаллим, если сказать словами Лютфи Заде, для выполнении такой "монументальной работы", была ли оказана поддержка в нашей стране - материальная, моральная?

 

   - О материальной поддержке речи и быть не может. Я поддержку видел со стороны Университетов Беркли, Джорджия и Университета Зигена. Наши бизнесмены могут расходовать миллионы на две - три песни, но для науки и одного маната не потратят.

 

   NAFIPS-2010, на котором я был в Торонто, проводился в новом здании университета в инженерном и компьютерном центре. Этот современный центр для университета построил бизнесмен George Vari. Профессор Лютфи Заде, W.Pedrycz и другие ученые высоко ценят нашу небольшую исследовательскую группу и полученные ею результаты считают результатами мирового уровня. Из-за недостатка финансовых средств члены нашей группы вынуждены работать на нескольких работах. Но, если говорить о моральной поддержке, то я очень доволен нашим народом, общественностью и журналистами, никогда этого не забуду.

 

    

 

   - Рафик муаллим, над какой научной проблемой сейчас вы работаете?

 

   - Классическая и современная теория принятия решений основывается в основном на концепции функции полезности. Это значит, что лицо, принимающее решение, для сравнения альтернатив и выбора из них наилучшей дает оценку каждой альтернативе в виде числа из определенной шкалы, а затем сравнивает эти числа. Начиная от von Neumannа по сегодняшний день теория анализа решений развивалась этим путем. Однако каждая альтернатива настолько сложная, что ее следует оценивать с помощью набора чисел, то есть многокомпонентно. В этом случае мы отказываемся от функции полезности и проводим сравнение альтернатив по ряду критериев. Такая процедура более адекватна человеческому мышлению. Здесь основой будет концепция нечеткой оптимальности.

 

   

Беседу вел: С. АХУНДОВ

Новое время.- 2010.- 31 июля- 2 августа.- С.5, 9.