ПОЛАД БЮЛЬБЮЛЬОГЛУ: "ЗА СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ АЗЕРБАЙДЖАН ЗАПЛАТИЛ ОЧЕНЬ ДОРОГО"

 

 Интервью корреспондента Би-Би-Си с чрезвычайным и полномочным послом Азербайджанской Республики в Российской Федерации Поладом Бюльбюльоглу, рассказавшем о распаде Советского Союза и развитии конфликта в Нагорном Карабахе.

 

   

 

   - Из 15-ти республик Советского Союза Азербайджан заплатил самую дорогую цену за свою независимость. Заплатил кровью и жизнью своих граждан. Вашей аудитории, которая будет смотреть это интервью, наверняка известно, что с 1988 года начинались поползновения на Карабах. К сожалению, центральное правительство потакало этому движению сепаратистов и не предприняло никаких реальных мер. А ввиду того, что управление было централизовано, все думали, что приедут умные дядечки из Москвы и решат этот вопрос. Однако этого не дождались, и никаких реальных условий для решения возникшей проблемы центральной властью не предлагалось. А потом, как вы знаете, произошли события "черного Января", когда в составе одной страны руководство этой самой страны совсем не по адресу ввело карательные войска с танками и тяжелой бронетехникой против одного из своих народов. Ведь граждане Азербайджана являлись гражданами Советского Союза. В один день было убито около 150 ни в чем не повинных людей. Тогда все в Азербайджане поняли, что центральное правительство отказалось от одного из своих народов и, по существу, предало его. И это событие стало точкой невозврата, и дальше такое продолжаться не могло. Начался массовый исход из Компартии, сжигание партбилетов. Это все вело к тому, что в составе страны, которая давит танками свое население, жить нельзя. Конечно, многие ожидали, что это все-таки изменится, произойдут какие-то нововведения, и, в конце концов, жизнь войдет в привычное, спокойное русло. Однако то, что в одночасье все рухнет и развалится - никто и предположить не мог. Во всяком случае лично я не мог.

 

   

 

   - Как вы оцениваете ситуацию вокруг Нагорного Карабаха сейчас? Что это для вас - мир или война?

 

   - Война, к сожалению, идет. Вы, наверное, слышали, что недавно армянский снайпер убил 9-летнего мальчика на территории Азербайджана. Это была явно рассчитанная провокация, потому что в Сочи только состоялась встреча трех президентов, а буквально через день был убит этот азербайджанский ребенок. Есть силы, которые не хотят, чтобы две страны договорились.

 

   Мне хотелось бы заявить: мир должен понять, что азербайджанский народ никогда не смирится с потерей своих территорий. Поэтому эту проблему надо решать как можно быстрее. Ведь и время меняется быстро. Да, тогда в Азербайджане были проблемы, тогда республика была слабой, не было у нее единого руководства. Сейчас все по-другому. Сейчас страна гораздо сильнее - и в экономическом плане, и в военном аспекте, и в финансовых возможностях, и, наконец, располагает достаточными людскими ресурсами.

 

   Не забывайте: нас - 9 миллионов. А там население втрое меньше, и оно с каждым днем убывает. И никто не знает, сколько сейчас народу проживает в Армении. Это первое. Второе: я хотел бы подчеркнуть, что добрая воля азербайджанского президента и высшего руководства направлена на то, чтобы решить проблему мирным путем. Хотя настроение людей, могу сказать откровенно, достигло того, когда они говорят: "Хватит! Пора проблему решать!" Только дальновидность высшего руководства и понимание президентом общей ситуации в мире сдерживает эти настроения. Действительно, сколько, спрашивается, можно переговариваться? Уже двадцать лет идут переговоры.

 

   

 

   - По основному горькому моменту мы пообщались. А есть ли какие-нибудь минусы, о которых вы сожалеете? Что, предположим, независимость принесла нежелательного?

 

   - Многое изменилось. Конечно, вместе со всеми свободами и нравами появились и те недостатки, которые имеются и в самых демократических странах мира. Это и коррупция, и наркомания, и проституция.

 

   Но, согласитесь, когда страна открывается, она становится подверженной тем влияниям, которые есть во всем мире. Так что те первые годы определенной растерянности после развала СССР, смены правительств и систем закончились, когда в 1993 году к власти пришел Гейдар Алиев, тем самым началось созидательное движение.

 

   

 

   - Азербайджан среди соседей на Кавказе отличается преемственностью власти. В Грузии менялись лидеры. И в Армении бурно происходила смена политических элит. А в Азербайджане после прихода Алиева-старшего ничего этого не происходило. Скажите, не ограничивает ли это демократию?

 

   - Позвольте, если нет революции, разве это плохо? Если нет революции - это стабильность. И именно она дает толчок энергичному экономическому развитию Азербайджана. А любая нестабильность, как известно, оборачивается огромными экономическими потерями.

 

   И мы не можем позволить себе этого, потому что находимся в состоянии конфликта с Арменией. И потому что у очень многих государств есть заинтересованность в нашей нефти и в нашем газе.

 

   Для истории двадцать лет - один миг. Поэтому требовать от людей и общества, которые 70 лет жили в условиях тоталитаризма, чтобы они за двадцать лет перестроились на демократическую волну и стали образцовым демократическим обществом, - невозможно. Поэтому, я считаю, что после пережитых нами сумбурных 90-х годов стабильность дорогого стоит.

 

   У нас никому не возбраняется выдвигать свои кандидатуры на высшие властные должности, быть избранными и заявлять о своих политических программах. Но насильственного изменения обстановки, насколько я знаю, никто не допустит.

 

    Новое время.- 2011.- 20 апреля.- С.2.