50 ЛЕТ БЕЗ БЮЛЬБЮЛЯ

Он умел найти дорогу к сердцу каждого слушателя

 

 Вчера, 26 сентября, исполнилось 50 лет, как навсегда умолк Бюльбюль - азербайджанский соловей, который был известен не только в каждом уголке родной земли, но и далеко за ее пределами - на огромном пространстве Советского Союза и в мире. И по прошествии полувека Бюльбюль по-прежнему остается неповторимым явлением в вокальном искусстве, входит в число корифеев мирового и азербайджанского музыкального искусства.

 

   Бюльбюль прошел большой творческий путь от народного ханенде до выдающегося мастера вокального искусства. С точки зрения европейской вокальной культуры, он представляет собой феномен, не имеющий аналогов в мировой вокальной практике. Бюльбюль первый вокалист, который со специфического восточного пения перешел на европейскую школу пения и, синтезировав лучшие приемы азербайджанского национального пения с русской и европейской школой, создал в Азербайджане новую вокальную школу. Эта школа имела значение не только для Азербайджана и других республик, она оказала большое влияние на музыкальное искусство стран Ближнего и Среднего Востока.

 

   Бюльбюль - целая эпоха в истории развития азербайджанского музыкального искусства. Певец и артист, педагог и ученый-музыковед, подвижник и новатор, Бюльбюль был страстным пропагандистом и инициатором всего прогрессивного и нового. Он привнес много нового в азербайджанскую культуру и искусство.

 

   Родился Бюльбюль, урожденный Муртуза Рза оглу Мамедов, 22 июня 1897 года в селе Ханбагы Шушинского уезда. Его отец был глубоко верующим человеком и большим любителем религиозных песнопений. Часто эти песнопения он устраивал по вечерам у себя дома, где маленький Муртуза пел Суры Корана на мотив мугама "Заминхаре". Но все же мальчика это не увлекало. Он с восхищением слушал пение знаменитых ханенде Джаббара Карягды оглу, Ислама Абдуллаева, Кечачи оглу Мухаммеда и удивительно удачно и точно подражал "карабахским соловьям". Мальчика с таким удивительными способностями стали часто приглашать на разные торжества, народные праздники и музыкальные вечера. Эти народные праздники стали для молодого певца первой музыкальной школой. С годами к молодому певцу приходит подлинное мастерство, его имя становится известно не только в городах и селах родного края, но и за его пределами.

 

   Уже в 1916 году Бюльбюль был известен во всем Закавказье как профессиональный певец. Вообще этот год был во многом знаменательным для Бюльбюля - он попробовал себя в качестве оперного певца в постановке оперы "Сейфаль Мюлюк". В том же году в Эривани Бюльбюль впервые сыграл в оперетте - в спектаклях "Аршин мал алан" и "Асли и Керим". Спектакли с участием Бюльбюля прошли с большим успехом.

 

   Он постоянно искал пути усовершенствования своего искусства, и именно это привело его на студенческую скамью в консерваторию, которая была открыта в Баку в 1920 году и называлась "Восточной консерваторией". В октябре 1921 года она была преобразована в Азербайджанскую государственную консерваторию. Бюльбюль был в этом заведении одним из первых студентов-азербайджанцев. Студенческие годы (1921 -1927) Бюльбюля были полны напряженного труда. Усваивая новые знания, он в то же время закреплял свой творческий опыт, постоянно принимая участие в концертах национальной музыки и оперных постановках.

 

   Годы учебы у профессоров Поляева, В.Никольского и Н.Сперанского значительно расширили кругозор певца... он познакомился с классической русской и европейской вокальной музыкой. В 1924-1927 гг. он познакомился, бывая в Москве и Ленинграде, с известным русским певцом Леонидом Собиновым и композитором Р.Глиэром, общение с которыми, безусловно, обогатило его.

 

   После окончания консерватории он едет учиться в Италию, где проводит четыре года (1927-1931), занимаясь с такими известными в то время музыкантами, как Ансельми, Грани. Во время своего пребывания в Милане Бюльбюль знакомится с творчеством выдающихся итальянских певцов, выступавших в то время на сцене театра "Ла Скала". На сцене этой прославленной оперы он слушал и выступления великого русского певца Федора Шаляпина, который исполнял главную партию в опере "Борис Годунов" на русском и итальянском языке. Всегда с большой любовью отзывающийся о Шаляпине, Бюльбюль вспоминает: "... что касается "Бориса", то я слушал его с участием Шаляпина 14 раз. И каждый раз делал какие-то новые "открытия", очень полезные для моего творчества, очень нужные мне для будущей деятельности, которые стали для меня большой школой, творческой лабораторией, научили меня побеждать трудности, встречающиеся в мире искусства".

 

   В Милане Бюльбюлю предложили остаться после окончания учебы, но он отказался и вернулся в Азербайджан, полный новых творческих планов. Сразу же по возвращении, в октябре 1931 года, он выступил с концертом перед своими земляками. На первом концерте в Баку он исполнил арии из опер "Травиата", "Шахсенем", "Джоконда", "Кармэн", "Африканка", "Луиза Миллер", "Тоска" и других, а также итальянские и азербайджанские песни. Концерт прошел очень успешно: слушая его, можно было подумать, что поет итальянец.

 

   Итальянская школа, вместе с природным талантом и прекрасным знанием особенностей азербайджанской музыки, помогала Бюльбюлю блестяще исполнять такие трудные произведения, как теснифы "Раст", "Сегях" и "Шур", тогда как даже высокоталантливые певцы подчас не брались за исполнение этих песен и мугамов.

 

   В 1937 году в истории азербайджанской музыки произошло значительное событие. Композитор Узеир Гаджибеков представил оперному театру для постановки свое выдающееся произведение - героическую оперу "Кероглу". Композитор неоднократно отмечал, что создавая свое произведение, рассчитывал прежде всего на Бюльбюля. И певец блестяще справился с этой партией: в его исполнении Кероглу не только герой, являющийся опорой бедняков и беззащитных, ведущий беспощадную борьбу против захватчиков, но и замечательный народный ашуг.

 

   Выдающийся артист Бюльбюль был известен не только своим вокальным мастерством. Он был талантливым педагогом, глубоко эрудированным ученым, отличным знатоком восточной музыки, выдающимся организатором. В течение долгих лет он был профессором Азербайджанской государственной консерватории и вырастил многих талантливых певцов, создав в Азербайджане целую вокальную школу.

 

   В 1938 году в Москве состоялась первая Декада азербайджанского искусства. В эти дни на страницах столичных газет публиковались восторженные отзывы о прекрасном голосе и артистическом мастерстве Бюльбюля. Его творчество высоко оценивали такие видные деятели искусства, как К.Станиславский, С.Самосуд, А.Нежданова, И.Козловский, С.Лемешев, С.Прокофьев, Д.Шостакович. В эти дни за выдающиеся заслуги в деле развития азербайджанского вокального искусства Бюльбюлю было присвоено звание народного артиста СССР.

 

   В годы войны он много выступал с концертами, в том числе и на фронте. В 1943 году группа азербайджанских артистов, художественным руководителем которой был Бюльбюль, совершила поездку на Брянский фронт. За полтора месяца бригада дала 38 концертов, 25 из которых прошли прямо на передовой. По приезде в Баку Бюльбюль организовал новую концертную бригаду и выехал на гастроли в районы Азербайджана. Три месяца в различных городах и селах бригада выступала перед трудящимися. Собранные с концертов 60 тысяч рублей были посланы в фонд обороны

 

   В декабре 1957 года азербайджанский народ торжественно отметил 60-летие со дня рождения и 40-летие сценической деятельности Бюльбюля. Со всех концов страны съехались в Баку прославленные музыканты, певцы, артисты и музыковеды, чтобы поздравить замечательного азербайджанского певца. В адрес юбиляра со всех концов нашей страны поступили сотни поздравительных писем и телеграмм от видных представителей искусства.

 

   Летом 1961 года Бюльбюль отправился с гастролями в Карабах, откуда потом заехал в Шушу - колыбель азербайджанских ханенде, где выступил с несколькими концертами. Последний его концерт в Шуше состоялся в просторном зале бывшего реального училища. Сюда собралось более тысячи зрителей, пришедших из самых далеких селений Шушинского района. Это было последнее выступление певца на родной земле. Когда на сцене появился Бюльбюль, зрители встали и в течение нескольких минут горячо аплодировали своему любимцу. Кажется, Бюльбюль никогда не пел так прекрасно, с таким вдохновением и страстью, как в тот вечер. Это вполне естественно. Потому что он пел в Шуше - краю, где родился и вырос. Никто в тот вечер не мог и подумать, что через два месяца Бюльбюль навеки умолкнет... 26 сентября 1961 года его не стало.

 

   Смерть Бюльбюля стала невозместимой утратой для азербайджанской музыки. В истории вокального искусства Азербайджана богатейшее и неповторимое творчество Бюльбюля занимает особое место. На протяжении 50 лет он пел на народных празднествах, музыкальных вечерах, в концертных залах, на оперной сцене и по радио, пробуждая своими песнями самые благородные чувства в сердцах людей. Видный азербайджанский писатель Сулейман Рагимов писал: "Бюльбюль - неповторимый исполнитель азербайджанской народной музыки и сложного, современного музыкального искусства. Искусство Бюльбюля доступно каждому. Его любят слушать и рабочий, и колхозник, и ученый, и студент, и стар и млад... Ибо Бюльбюль умеет найти дорогу к сердцу каждого своего слушателя. Не сыскать человека, который не любил бы, не был бы пленен его искусством! Когда я называю имя Бюльбюля, когда я ищу глазами вокруг, думая, с кем сравнить его, предо мной встают фигуры Узеира Гаджибекова, Самеда Вургуна... По моему мнению, Бюльбюль стоит на такой же позиции, занимает в вокально-сценическом искусстве такое же место, что и Узеир Гаджибеков в мире музыки, а Самед Вургун в современной поэзии".

 

   Секрет обаяния Бюльбюля-артиста таился в необычайно-красивом, мягком тембре его серебристого голоса, которым, он владел в совершенстве, в изумительно отчетливой дикции, в простоте и искренности исполнения и полной гармонии вокального и драматического мастерства. Бюльбюль останется в истории азербайджанской музыки лучшим азербайджанским бельканто.

 

   Его деятельность была отмечена высокими наградами: Орден Ленина, Орден Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", Сталинская премия (1950) за исполнение азербайджанских народных песен, а также Медаль "Гарибальди" (Италия).

 

   В 1931 году с приездом Бюльбюля из Италии, с его первого доклада в консерватории, с его выступления на совещании в Наркомпроссе начался новый этап в развитии азербайджанского музыкального искусства. Он научно доказал возможность слияния приемов европейской и русской профессиональной вокальной школы с традициями азербайджанской вокально-исполнительской культуры и создал новую вокальную школу, сделав революцию в вокальном искусстве.

 

   Бюльбюль был инициатором и организатором первого в Закавказье научно-исследовательского кабинета музыки по сбору, изучению и разработке азербайджанской музыки. Этот кабинет сыграл огромную роль в развитии творчества азербайджанских композиторов, на его базе был создан Институт искусств и архитектуры АН Азербайджана.

 

   Бюльбюль явился зачинателем систематического сбора и научной обработки азербайджанского музыкального фольклора, положив начало созданию и дальнейшему развитию этой области музыкальной науки. По его инициативе и непосредственном участии были созданы труды "Основы азербайджанской народной музыки", "Фонетика азербайджанского языка". Также благодаря ему были созданы симфонические мугамы "Шур" и "Кюрд-овшары", которые украсили сокровищницу музыки и триумфально шагают по всему миру. Бюльбюль организовал бригаду для сбора устного материала ашугского творчества, записи нагылов (народных сказок), дастанов, газелей, ашугского музыкального творчества в объеме 250 печатных листов.

 

   Бюльбюль инициировал созыв съездов ашугов 1938-1961гг. и был докладчиком на этих съездах. Он является составителем и редактором сборников азербайджанских народных песен и танцев из 500 названий. По инициативе Бюльбюля было организовано нотное издательство в Азербайджане. И еще немало новшеств появилось в музыкальной жизни Азербайджана именно благодаря неутомимой деятельности выдающего певца Бюльбюля.

 

   Его нет с нами 50 лет, но мы продолжаем не только восхищаться его голосом, но и развиваем и используем то наследие, который нам оставил знаменитый шушинский соловей.

Подготовил Х.АГАЗАДЕ

 

Новое время.- 2011.- 27 сентября.- С.2.