Азербайджанская диаспора
Система межэтнических взаимодействий и межгосударственных отношений, формирование транснациональных сообществ обусловливает развитие этнических диаспор. Взаимодействие между страной исхода, страной поселения и диаспорой интерпретируется по-разному. В наши дни наблюдается тенденция расширения концепции, рассматривающие данные процессы в контексте глобализации. По мнению некоторых ученых, глобализация, описывающих будущие сценарии развития человечества, характеризуется постепенным исчезновением границ и активизацией свободных потоков товаров, людей и идей.
Понятие «диаспора» используется для таких неоднородных явлений, как этнические меньшинства, беженцы, трудовые мигранты и т.д. В конечном счете речь идет о любых группах, по тем или иным причинам живущих вне страны своего происхождения.
В этой рубрике «НВ» рассказывает о жизни и деятельности наших соотечественников, оказавшихся на чужбине и о работе азербайджанской диаспоры, которая активно пропагандирует культуру и защищает интересы нашей страны.
МОЛОДЕЖЬ – САМЫЙ ВАЖНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИАСПОРЫ
Рак не разбирает национальности для своих ударов, равно как и нет разницы, усилиями какой страны будет обуздан этот мировой недуг. Значительный вклад в борьбу со смертельной болезнью внесла советская онкология, в рядах которой сформировалась своя азербайджанская школа. С одним из азербайджанцев, работающих в сфере онкологии в России, профессором Эльмаром Мусаевым мы беседуем сегодня.
Профессия врача
— Когда вы решили стать врачом, и с чем это было связано?
— У меня в семье много врачей. Отец – хирург, мать – гинеколог. Дедушка и бабушка были врачами, все дяди, тети тоже врачи. Поэтому я не представлял себе другой специальности. В жизни все шло по накатанной. Школа, потом Медицинский институт, который окончил в 1993 году. Большую роль в моей судьбе сыграл Мамед Алиев, признанный специалист в области онкологии и один из лидеров азербайджанской диаспоры в России. Он способствовал моему поступлению в интернатуру в Онкоцентр им. Н.Н. Блохина.
Здесь же прошли ординатура, аспирантура, защита научной работы, а в дальнейшем и вся моя сознательная жизнь.
— О престиже врачебной профессии знают все, а насколько она тяжела?
— Это очень тяжелая профессия. Даже мои родители не хотели, чтоб я был врачом. Честно говоря, и я своим детям не хотел бы такой жизни. Особенно тяжело с психологической стороны дела, ведь ты вынужден общаться с больными людьми, впитывать их энергию и вместе с тем стараться передать им свою, как то приободрить. Волей неволей ты вынужден участвовать в этом процессе. Онкология в этом отношении самая тяжелая из врачебных дисциплин, а хирургия в онкологии – наверное, самая тяжелая специальность. Сама по себе хирургия требует колоссального нервного напряжения. Согласно исследованиям, хирурги находятся на втором месте, после пожарных, по получаемому на работе стрессу. Операции, даже самые легкие на первый взгляд, на самом деле являются сложными. Ведь каждое хирургическое вмешательство это очень большая ответственность.
— Чем отличается работа в Научно-исследовательском институте, коим является ваш центр, от обычной больницы?
— В советское время НИИ имени Блохина был официальным головным учреждением по вопросам онкологии. После распада Союза он стал одним из основных центров, хотя не официально продолжался считаться главным. Сейчас есть предложения сделать наш центр Национальным Онкологическим центром.
Помимо практической работы большая часть времени уходит на научную работу: занятия, обработка материалов, написание статей. Врач должен постоянно совершенствоваться. Выходит колоссальное количество статей, новых изобретений, трендов, которые необходимы в повседневной работе.
Наука в сфере онкологии пошла очень далеко. Даже за те 22 года, что я нахожусь в НИИ им. Блохина произошли очень большие изменения. Скажем за последние 20 лет неуклонно растет общее количество онкологических заболеваний. Но растет и количество выздоравливающих больных. Некоторые заболевания которые лет 30 назад вообще не лечились, сейчас лечатся практически на 100%. Медицинская наука сейчас делает все возможное для борьбы с этим страшнейшим недугом человечества. Здесь, конечно же, большое значение имеет сама стадия заболевания. К сожалению, большая часть людей приходит лечиться уже в запущенной стадии заболевания, когда вылечить пациента значительно сложнее, чем на ранней стадии. Сказывается недостаточная медицинская профилактика россиян, в отличии скажем от жителей Европы. Несмотря на это, сейчас более 50% онкологических больных вылечиваются. Сегодня раком стали чаще болеть молодые люди, что связано со стрессом в больших городах, приемом в пищу продуктов, которые вырастили с помощью антибиотиков, гормонов, химикатов и так далее.
— Что вообще из себя представляет рак и как с ним бороться?
— Рак само по себе это генетическая поломка, мутация, которая приводит к неконтролируемому делению и росту недифференцированных клеток. Раньше это происходило чаще у людей, работающих на вредных производствах, у курящих, сейчас же это связано в первую очередь с экологией, продуктами питания. К сожалению, не до конца не изучены все факторы риска появления и развития рака.
Когда человек слышит слово «рак» у него сразу все останавливается, вся жизнь проходит перед глазами и многие просто опускают руки перед неизбежностью, какой им она кажется. И действительно бесконечные походы в онкологические центры, изматывающие процедуры химиотерапии, разговоры с людьми, находящимися на последних стадиях болезни, в целом негативно влияют на дух человека, на его внутреннюю способность бороться. Надо понимать, что человек заболевший раком, находится на пределе моральных сил и что даже самая малая на вид поддержка способна снять это напряжение.
Отличный пример, когда медийные лица, заболевшие или переболевшие раком, открыто говорят об этом, этим самым вдохновляя тысячи людей на борьбу до самого конца. Это очень важно. Против рака самым действенным способом является ранняя диагностика. На самом деле в России процедура эта очень недорогая, особенно по сравнению с другими развитыми странами.
— Чуть ли не каждый день появляется новость, что какие-то врачи нашли новый метод борьбы с раком. Насколько это соответствует действительности?
— Видов рака очень много. И у каждого вида есть свои подвиды. Есть некоторые виды, которые лечатся только хирургическим путем, есть, которые хорошо лечатся лекарствами или лучевой терапией. Каждый конкретный случай по-своему уникален, поскольку это заболевание связано с генами и иммунной защитой человека, которая в свою очередь у каждого особенная. Есть виды, которые, как и раньше лечить очень сложно, например, рак поджелудочной железы. Поэтому, когда объявляется о нахождении нового метода борьбы с раком, то подразумевается его конкретный вид. Сейчас выходит огромное количество новых лекарств, химических препаратов, которые направлены на борьбу с раком. Одним из новшеств являются таргетные препареты, которые борются с конкретной целью в цепочке рака, разрывают ее и тем самым способствуют прекращению распространения рака. По общепринятому мнению, будущее в онкологии за лекарственными препаратами. Но развиваются и хирургические методы, и клеточные технологии. Думаю, что развитие генной инженерии и искусственного выращивания человеческих органов даст сильный импульс онкохирургии.
Москва и Баку
— Среди населения Москвы бытует мнение, что азербайджанские врачи лучшие онкологи. С чем, по-вашему, это связано?
— Не слышал такого. Но действительно среди азербайджанцев есть довольно много известных онкологов. Во-первых, в онкоцентре им. Н.Н. Блохина работал нынешний директор онкологического центра в Баку Джамиль Алиев. Во-вторых, знаменитый онколог Ахлиман Амирасланов долгие годы возглавлял Азербайджанский медицинский институт. При нем в институте довольно большое внимание уделялось проблемам онкологии. Кстати академик Амирасланов работал и в этом онкологическом центре. Более того, он занимал тогда этот самый кабинет, где мы сейчас находимся. Так, что смена поколений можно сказать стабильно осуществляется. С другой стороны, в России азербайджанцу, чтобы добиться успеха и признания нужно чуть больше трудиться, чем местному. А наш народ, как известно, отличается трудолюбием и работой над собой. Все вкупе и создает положительный образ азербайджанских врачей.
— Что вы как активный член азербайджанской диаспоры можете сказать о развитии общины? Какие положительные моменты в ее деятельности вы видите?
— Азербайджанская диаспора в России имеет давние корни. Сейчас здесь живет большое количество азербайджанцев родившихся в России, влившихся в это общество, и которых все принимают за своих. Это, безусловно, и есть самый важный потенциал нашей диаспоры. Молодежь диаспоры сейчас является самой сплоченной его частью.
В принципе каждый человек на своем месте, на своем участке должен делать все от него зависящее для помощи талантливым соотечественникам. Прекрасным фактом является то, что проводятся многочисленные конференции, форумы, объединяются азербайджанцы-представители отдельных профессий. У меня есть связь с множеством азербайджанцев в других медицинских заведениях России. Сюда идет огромный поток граждан Азербайджана. Некоторые не знают русского языка, некоторые приезжают с документами на азербайджанском. Им надо помогать, подсказывать, направлять.
— Чем для вас отличительны Баку и Москва?
— Чтобы не случилось, Баку, Азербайджан — это моя Родина, хотя я уже ровно полжизни прожил в Москве. Два раза в год стараюсь стабильно ехать в Баку, обычно это происходит летом и на новогодних каникулах. Там мои родители, родственники, друзья, знакомые. С другой стороны бакинские море, песок, ветер – это все непередаваемые ощущения.
Москва это город, где я состоялся, прошло мое становление как взрослого человека. Здесь большая часть моего времени проходит на работе. Город просто огромен по своим масштабам. Но удивительно, что, несмотря на загруженность и невероятную суету, можно найти время и для личной жизни. Все свое свободное время отдаю семье, детям.
Новое время.-2016. - 11 июля. - С.13.