Рамиз Фаталиев отмечает юбилей: Для меня самый лучший возраст тот, в котором я пребываю

 

Сегодня известному кинорежиссеру и сценаристу, писателю и драматургу, народному артисту Азербайджана Рамизу Фаталиеву исполнилось 75 лет, сообщает Trend Life.

 

Мэтр азербайджанского кинематографа, один из ярких представителей интеллигенции и национальной культуры, человек с отменным чувством юмора, искренний и добродушный, настоящий профессионал своего дела – его имя всегда ассоциируется с успехом и творческими новшествами.

 

Рамиз Фаталиев родился 7 июня 1946 году в Баку.

 

"Мой любимый уголок - это место, где я родился, дом, где ныне расположена травматологическая клиника, рядом с Молоканским садиком. Раньше там был родильный дом. А дом, где я вырос и жил до 10 лет - дом за кинотеатром "Вэтэн". Вот весь этот участок - от одного дома до другого - и является моим любимым уголком в Баку, самым для меня биологически теплым местом... Я застал времена, когда не было телевизора, холодильника, воду из колодца брали... В эти времена люди были на самом деле душевные, гостеприимные, нравы были другие, все на Новруз байрамы к друг другу в гости ходили, двери не запирались, были такие итальянские дворы. Пора перестать их называть итальянскими, надо их называть кавказскими. Потому что это было присуще всему Кавказу, вот эти открытые двери и соседи были ближе родственников, это все было, безусловно. Но это не значит, что надо жить без холодильника, без телевизора. Застрять там - это все непродуктивно. Ведь жизнь развивается. Поэтому для меня дорог Баку, где я родился, те улицы, по которым я ходил. Совершенно справедливо, просто ностальгия - это не столько тоска по определенному времени и по определенным обстоятельствам. Ностальгия - это тоска по себе, по своей молодости, по своей юности, по тому, каким ты был в тех обстоятельствах. Тебе хочется снова быть тем - полным сил, энергии, молодым, и так далее. И ты начинаешь ностальгировать. Но жить ностальгическими воспоминаниями - это безумие. Потому, что если ты хочешь сохранить себя, то ты обязан иметь дело с самим собой - сегодняшним. Корить себя, ругать себя, упрекать себя, хвалить себя, нравиться себе, не нравиться себе, но жить настоящим, а не прошлым".

 

После окончания школы поступил в Азербайджанский государственный институт нефтехимии, хотя стремился в Литературный институт имени Горького в Москве. И уже будучи студентом упомянутого вуза, считал, что занимает здесь чье-то место. С интересом Рамиз Фаталиев вспоминает студенческие годы.

 

"Куда я только не сбегал, чтобы пропускать занятия! В нашем студенческом гардеробе работали сами студенты, добровольно, и самым знатным добровольцем был я. Но это спасало только в зимние месяцы. Поэтому в демисезон я репетировал в студенческом оркестре и даже выезжал на концерты - во время занятий, разумеется. Но затем я понял, что есть еще более изощренный способ пропускать занятия, и проник в институтский комитет комсомола. Вот это уже была чистая "лафа". Представьте себе - учился я с грехом пополам, но одновременно учил всех уму-разуму. Сейчас это вас, может и не удивляет, но тогда этот процесс только-только входил в моду... Некоторые из наших преподавателей были настоящими учеными и уникальными личностями. И учили они нас не только своему предмету, но и отношению к жизни. Можете себе представить - мне преподавал сам Азад Халилович Мирзаджанзаде (ред. профессор, академик Национальной академии наук Азербайджана, заслуженный деятель науки и техники, почётный нефтяник и работник газовой промышленности СССР)! Он сам по себе был институт. Институт в институте".

 

С Азадом Мирзаджанзаде также связана интересная история, произошедшая на первом экзамене. К этому времени Рамиз Фаталиев уже публиковался в республиканской прессе.

 

"Прихожу на первый экзамен к Мирзаджанзаде. Начинаю отвечать по билету. Спустя пару минут он откладывает мой билет в сторону... Короче, он просит меня ответить, понимаю ли я, что являюсь абсолютным бездарем в преподаваемой им науке. Возможно, я из самолюбия даже смягчил его вопрос...

 

Кстати, он был задан в риторической форме, даже отвечать не пришлось. Я понял, что пора соскакивать и встал. Но он велел мне сесть и объявил, что несколько дней назад прочел в журнале "Литературный Азербайджан" мой рассказ ("Дважды два" он назывался). После чего подверг этот рассказ беспощадному и образцовому литературоведческому анализу. Я понял, что мои дела плохи уже вдвойне и снова встал. Но тут он у меня попросил зачетку (я подумал, что он выбросит ее в окно), раскрыл ее и сказал, что, тем не менее, мой рассказ заслуживает четверки с минусом, но он округляет этот минус в мою пользу, после чего вывел в зачетке неправдоподобное слово "хорошо". Спустя несколько дней, он принес мне роман Томаса Манна "Волшебная гора" и велел прочесть. Еще спустя какое-то время - сборник Ницше. Потом - пластинку с произведениями Вагнера. И так далее. Такой вот был УЧИТЕЛЬ… Профессор Азад Мирзаджанзаде преподавал также курс в Москве, где ему дали 4-комнатную квартиру, одну из комнат в которой он превратил в аудиторию с доской и мелом, где принимал и занимался с избранными студентами. Все остальное пространство комнат также было уставлено книгами. Этот человек, поверьте мне, знал абсолютно все! Так Азад Халилович оказал на меня сильнейшее воздействие своей неординарностью".

 

Большую роль в жизни Рамиза Фаталиева сыграл и великий дирижер и композитор Ниязи.

 

Маэстро Ниязи и профессор Азад Мирзаджанзаде - эти две замечательные личности осветили мою жизнь неиссякаемым светом своего таланта, знаний и воли!

 

"Что касается людей, оказавших на меня сильное влияние, то первым долгом хотел бы отметить своих родителей. Благодаря моей маме, которой кроме всего прочего, я обязан тремя вещами - умением играть на фортепиано, знанием - французского и любовью к книге. А вообще, до меня в нашем роду людей, связанных с искусством, не было, сплошные инженеры и педагоги . Поскольку мы тесно дружили семьями, в моей жизни таким человеком был маэстро Ниязи. Он оказал на меня сильное влияние, хотя сам был человеком неоднозначным, достаточно сложным, и я не всегда был согласен с тем, что он говорил и как действовал. Но сам масштаб его личности и все достоинства, которые я видел, помимо его дирижерской деятельности и выдающегося музыкального таланта, производили неизгладимое впечатление. Я наблюдал, как он читает партитуру, которую ему только что принесли… Он быстро перелистывал ее и уже одним пальцем начинал дирижировать, а наутро, когда отводил меня на репетиции, я становился свидетелем, как он репетирует с оркестром произведение, увиденное им впервые. Это было нечто особенное! Ниязи оказал на меня достаточно сильное влияние".

 

Рамиз Фаталиев в 1971-1972 годах учился на Высших курсах сценаристов и режиссёров (сценарном отделение под руководством М. Ю. Блеймана), дипломный сценарий – "Марш", по которому на киностудии Азербайджанфильм в 1974 году была снята картина "Твой первый час", режиссер Ариф Бабаев. Работал над более пятидесятью картинами, среди которых такие фильмы и сериалы как "Истина момента", "Граф Крестовский", "Шестой", "Судьба государя", "Без свидетелей", "Я любил вас больше жизни", "Зонтик для новобрачных", "Мерзавец", "Русская пятерка" и т.д. А масштаб его таланта настолько необъятен и безграничен, что в один год в семи разных киностудиях Советского Союза шли съемки фильмов по его сценариям, и это исторический факт! С 1987 по 1995 год был директором киностудии "Азербайджанфильм".

 

"Когда мне исполнилось 70 лет, я попытался впервые в жизни сосчитать количество своих сценариев, что оказалось делом непростым. В связи с этим у меня часто возникает желание спросить Чингиза Абдуллаева, помнит ли он все названия своих книг, да все как-то не получается. Я примерно посчитал, и выяснилось, что более 50 сценариев точно есть, но это только сценарии, по которым были сняты фильмы на разных киностудиях, - картины по моим сценариям, как известно, снимались на многих студиях бывшего Союза. Однако есть еще с десяток написанных сценариев, по которым фильмы сняты не были, потому что большинство из них не было пропущено советской цензурой".

 

Лауреат Государственной премии Азербайджана и премии КГБ СССР. Интересно, что Рамиз Фаталиев был вице-президентом Советской Ассоциации детективного и политического романа. А президентом был знаменитый писатель Юлиан Семенов.

 

"Когда-то английский писатель и сотрудник британской разведки (в 1940-е годы) создал Международную ассоциацию, в которой объединил литераторов, пишущих на политические и детективные темы. И посоветовал создать такие же в крупных странах. Перед учредительным съездом Советской Ассоциации Юлиан Семенов нашел меня (до этого я общался с ним только раз на даче Михалковых) и сказал, что будет рекомендовать меня одним из трех вице-президентов. Я спросил, а почему он так уверен, что его выберут президентом. В ответ он расхохотался и сказал, что очень любит людей с хорошим чувством юмора. На съезде его единогласно выбрали президентом, а Георгия Вайнера, Александра Беляева и меня - вице-президентами. И никакой юмор не понадобился. А лет через шесть СССР распался. И Ассоциация вместе с ним".

 

Благодаря активной общественной деятельности в 1990 году был избран депутатом Милли меджлиса, возглавлял Комиссию по расследованию Ходжалинской трагедии, а также постоянную парламентскую комиссию по правам человека и межнациональным отношениям.

 

"Для меня самый лучший возраст тот, в котором я пребываю. Просто я предъявляю к самому себе слишком много претензий, оглядываясь на свои поступки по прошествии времени. А когда нахожусь в том возрасте, в котором нахожусь, то просто не успеваю это сделать…Я знаю, что есть очень много людей, проводивших очень много поездов, на которых хотели бы уехать. Мне кажется, нерационально думать об этом. Если на какой-то поезд опоздал, то постарайся его догнать, пока ты жив - вот и все", - говорит Рамиз Фаталиев.

 

В статье использованы материалы из открытых источников в интернете

 

В. Иманов

Вышка.-2021.- 11 июня.- С.9.