Президент Казахстана хочет подключиться

 

к процессу урегулирования нагорно-карабахского конфликта

 

Действующий председатель ОБСЕ, государственный секретарь - министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев провел телефонные переговоры с министрами иностранных дел: Азербайджана - Эльмаром Мамедъяровым и Армении - Эдвардом Налбандяном, сообщает ИА "Новости-Казахстан" со ссылкой на пресс-службу Министерства иностранных дел.

В ходе переговоров Саудабаев обсудил возможность участия президента Казахстана Нурсултана Назарбаева как главы государства-председателя ОБСЕ в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

"Саудабаев обсудил с собеседниками состояние и перспективы процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта и выразил искреннюю заинтересованность в наращивании усилий в поиске путей урегулирования ситуации", - говорится в сообщении, распространенном во вторник.

Кроме того, стороны обменялись мнениями о подготовке к проведению неформального Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Алматы 16-17 июля, а также по субстантивному наполнению саммита ОБСЕ, намеченного по инициативе Назарбаева на 2010 год.

Начнем с того, что для президента Казахстана Нурсултана Назарбаева карабахская тематика близка, поскольку он уже принимал участие в посреднической миссии между Азербайджаном и Арменией. В сентябре 1991 года первый президент России Борис Ельцин и президент Казахстана посетили конфликтный регион, после чего появилось совместное коммюнике, подписанное 23 сентября 1991 года в Железноводске руководителями России, Казахстана, Армении и Азербайджана.

Целями коммюнике 1991 года были стабилизация ситуации в регионе, возвращение депортированного населения к местам постоянного проживания, освобождение заложников, размещение в зоне конфликта информационных групп из представителей России и Казахстана. Из всего этого ничего не вышло, и этот период посреднической миссии Назарбаева можно считать неудавшимся.

Теперь, правда, ситуация несколько иная. Казахстан в начале 2010 года вступил в должность председателя ОБСЕ. И задолго до этого события Астана обнародовала список приоритетов, которыми собирается заниматься в рамках этой организации. И одна из них - инициатива по урегулированию застаревших конфликтов на пространстве ОБСЕ.

Более того, Н.Назарбаев сам заявлял о том, что помощь в решении нагорно-карабахского конфликта является одним из приоритетов политики Казахстана.

Безусловно, само желание Астаны посодействовать решению карабахской проблемы азербайджанская сторона должна воспринимать положительно.

Во-первых, уместно отметить, что в отношении Азербайджана политический курс Казахстана никогда не претерпевал изменений. Баку так же, как и Астана, стремится поддерживать ровные отношения с Россией, США, Ираном и с другими странами региона. Так что во внешнеполитической философии Азербайджана и Казахстана присутствует некая идентичность. Кроме всего прочего, Азербайджан является своеобразным окном для Казахстана на Кавказ через Каспий.

Во-вторых, немаловажным фактором является демонстрация Казахстаном особого понимания кавказских проблем, которое, в некоторых случаях, не вполне совпадало с официальной позицией не только Кремля, но и его геополитических оппонентов. К примеру, Казахстан принял участие в проекте трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), и сотрудничество в рамках этого проекта после августа 2008 года не прерывалось. Казахстан участвует и в другом важном для азербайджанской стороны начинании - в строительстве железной дороги Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс. По этому маршруту Казахстан в перспективе планирует экспортировать до 5 миллионов тонн зерна в год. Причем в Баку уже введен в строй зерновой терминал мощностью до 800 тысяч тонн в год, где будут хранить казахстанское зерно для его дальнейшего экспорта на мировые рынки. В-третьих, инициативу Казахстана может поддержать Турция. Поддержка Турции несет в себе общетюркскую солидарность, ибо есть достаточно близкие партнерские отношения между Турцией и Азербайджаном, как и с другими тюркоязычными государствами.

И, наконец, инициативу Казахстана может поддержать Россия.

С точки зрения Москвы надежным партнером для нее в регионе вполне мог бы быть Казахстан, который стал председателем ОБСЕ при ее активном лоббировании. Теперь Россия, скорее всего, ожидает от Астаны ответных действий, скажем, по поддержке ряда ее инициатив на международной арене, в том числе и по нашему региону.

Понятно, что Южный Кавказ представляет слишком большую ценность и для нерегиональных сил, которые могут начать активную фазу перехода геополитической игры на качественно новый уровень. В этом случае Москве лучше заручиться содействия со стороны председателя ОБСЕ. Ведь очевидно, что попытка существенно изменить баланс сил в регионе может понести за собой эскалацию напряженности. Так что вполне возможно, что "нагорно-карабахский приоритет" был заявлен Астаной не без предварительного согласования с Москвой, которая после подписания армяно-турецких протоколов неожиданно вышла на первые роли в деле решения южнокавказского противостояния.

Но что если завтра ситуация кардинально изменится? Сможет ли Россия, добиваясь собственных целей в регионе, учитывать, в том числе, и казахстанские внешнеполитические интересы и потребности, или же будет использовать Астану и ее председательство в ОБСЕ исключительно в свою пользу?

Что касается самого Казахстана, то плодотворное участие в миротворческой миссии, безусловно, укрепило бы международный авторитет Астаны. Казахстан возглавил ОБСЕ - международную организацию, призванную обеспечивать безопасность и сотрудничество на территории ее стран-членов. Председателю ОБСЕ придется что-то делать с новыми угрозами военно-политической стабильности в регионе, что, безусловно, будет рассматриваться как серьезный внешнеполитический вызов и для Астаны. Неудивительно, что казахстанские власти заявили, что приоритетом председательства страны наряду с афганской проблемой станет и нагорно-карабахская. При этом особое внимание будет уделяться выработке общих усилий в решении ключевых проблем современного мира. Такой подход должен пригодиться как в случае обострения ситуации на Южном Кавказе, так и при сохранении нынешнего положения.

Но в случае неудачи, а точнее, непредвиденных обстоятельств, Казахстан рискует оказаться в очень непростом положении.

Прежде всего нельзя забывать, что нагорно-карабахская проблема считается очень сложной и трудноразрешимой даже на фоне остальных замороженных конфликтов на постсоветском пространстве. Проблема заключается не только в разногласиях между Баку и Ереваном, которые не хотят уступать друг другу, но и в отсутствии единого подхода глобальных и региональных игроков.

Кроме того, Казахстан, как и Армения, является членом ОДКБ, участвует в формировании Коллективных сил оперативного реагирования в рамках этой организации, и теоретически ему нужно будет определять свою позицию в случае вооруженного конфликта Баку и Еревана. Даже если речь не пойдет о военной поддержке, то на политическую Ереван явно рассчитывает. Кстати, именно этого добивалась от Казахстана Россия во время августовской войны на Кавказе в 2008 году.

Как поступит в этом случае Астана? Ведь Казахстан в хороших отношениях и с Азербайджаном и вроде бы не намерен портить их.

 

Так что, как считают эксперты, роль Казахстана как председателя ОБСЕ в 2010 году в деле переговоров по Нагорному Карабаху будет позитивной, но нерешающей.

Одним словом, успех Казахстана как посредника в нагорно-карабахском конфликте не вселяет уверенности, что председательство Казахстана в ОБСЕ сможет помочь в этом вопросе кардинальным образом.

Тем более что никто не ожидает от Астаны решения болевых проблем в тех или иных зонах конфликта.

Надо полагать, что Астана теперь будет действовать в лучших традициях многовекторной внешней политики, то есть еще аккуратнее маневрировать между интересами политических, экономических и военных держав мира, а также учитывать хитросплетения сложных региональных и внерегиональных процессов.

Как бы то ни было, но армянская сторона может принять предложение действующего председателя ОБСЕ, главы МИД Казахстана Каната Саудабаева о проведении встречи по карабахскому конфликту с участием президента этой страны Нурсултана Назарбаева. Об этом "Новости-Армения" - NEWS.am - стало известно из дипломатических источников.

Вместе с тем источник отмечает, что Ереван согласится на встречу при посредничестве Назарбаева, если на ней в качестве полноправного участника будет присутствовать и т.н. "президент" непризнанной "Нагорно-Карабахской Республики".

Одним словом, это является не чем иным, как вежливым отказом Казахстану, точнее, отфутболиванием предложения в сторону Азербайджана. В Армении понимают, что Азербайджан не согласится на присутствие на переговорах такого "полноправного участника".

Кстати, Армения уже не первый раз отказывает Казахстану. Напомним, что когда Канат Саудабаев несколько месяцев назад заявил, что Казахстан намерен выработать "дорожную карту" мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, то в Армении без особого восторга восприняли это заявление. В частности, бывший пресс-секретарь президента Армении Самвел Фарманян заявил, что переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта проводятся исключительно в рамках Минской группы ОБСЕ под председательством России, США и Франции.

 

 

Э.Велиев  

 

Зеркало. – 2010. – 29 апреля. – С. 2.