Запад в замешательстве
Свободный мир устал от капризов "избалованного ребенка", считает Иса Гамбар
Недавно на мероприятии, посвященном 21-й годовщине создания Народного фронта Азербайджана, башкан партии "Мусават" Иса Гамбар, призвав политические силы к единству, выдвинул предложение об объединении его партии и ПНФА. По его словам, процесс объединения партий может пройти под названием "Мусават".
А в недавнем интервью газете "Зеркало" председатель ПНФА Али Керимли посетовал на то, что "фронтовики" провели во многих районах конференции по вышеуказанному вопросу и ряду других проблем, в то время как "Мусават" в этом вопросе отстает от них. И это было заявлено в преддверии возможного объединения ПНФА и партии "Мусават", о котором в последнее время часто говорят в СМИ и различных политических кругах.
Не менее актуальной темой сегодня являются и парламентские выборы. По поводу вышеупомянутых тем, а также по ряду других вопросов мы попросили башкана "Мусават" Ису Гамбара высказать свое мнение .
- Как вы оцениваете нынешнюю предвыборную ситуацию в стране?
- Сегодня в Азербайджане наблюдается сложная и неопределенная ситуация, которая допускает любые сценарии развития событий.
- Конкретизируйте, пожалуйста, о каких сценариях идет речь?
- То есть теоретически возможны очень серьезные изменения в составе парламента. И в то же время не исключено, что властям удастся вновь создать зависимую от них "нотариальную контору" под названием Милли Меджлис. И я не исключаю ни один из вышеупомянутых мною вариантов.
- А какой фактор может способствовать реализации того или иного варианта?
- В данном процессе участвуют четыре субъекта: власти, оппозиция, гражданское общество и международное сообщество. Естественно, все будет зависеть от решений этих субъектов и от того, насколько последовательно и принципиально эти центры будут добиваться своих целей.
- Вы назвали четыре субъекта. Начнем с оппозиции. Если провести параллель между предвыборной ситуацией 2005 и нынешнего годов, как вы считаете, активность антивластного стана пошла по восходящей линии или, наоборот, по нисходящей?
- В 2010 году условия для политической деятельности партий гораздо хуже, нежели пять лет назад. Власти по всем параметрам на протяжении последних пяти лет продолжали сужать пределы свободы и демократии. В результате в этом году ресурсы оппозиции более ограничены, чем в 2005 году.
Но дело в том, что уменьшение этих ресурсов компенсируется ростом недовольства политикой властей в обществе. Я считаю, что это недовольство в обществе сильнее, чем это было пять лет назад.
- То есть вы считаете, что недовольство в обществе можно сравнить с "миной замедленного действия"?
- Я бы не хотел в этом вопросе использовать военные термины. Но могу сказать, что это очень большой ресурс оппозиционных партий, существенная предпосылка для изменения ситуации к лучшему.
- А сможет ли оппозиция воспользоваться этим ресурсом?
- Именно для того чтобы этого не допустить, власти всеми средствами стараются сокращать сроки предвыборной кампании, ограничивать контакты оппозиционных партий с обществом. Дело в том, что правящие круги прекрасно понимают, что при проведении свободных и демократических выборов они не получат вотума доверия от народа.
- Есть мнение, что по сравнению с 2005 годом международные организации как бы утратили интерес к происходящим в нашей стране общественно-политическим процессам и занимают в этом году пассивную позицию. То есть международные организации не оказывают особого давления на официальный Баку в вопросе демократических преобразований в стране и одновременно неохотно поддерживают оппозицию.
А вы как считаете?
- Нет, тут дело не в поддержке оппозиции. Скорее всего, свободный мир находится в замешательстве, на перепутье, пытаясь определить, какую линию нужно выбрать в отношении "избалованного ребенка" в лице наших властей.
В частности, в политике США в отношении Баку чувствуется то ли неопределенность, то ли "определенная неопределенность". То есть хочу сказать, что официальный Вашингтон сам создал такую ситуацию, где много вопросов, неясностей. Поэтому создается впечатление, что политика Вашингтона в регионе не совсем определена.
А что касается Европейского Союза, влиятельного участника этого процесса, то эта структура выдвинула несколько проектов, направленных на сближение стран Южного Кавказа с ним. В частности, речь идет об ассоциированном соглашении между Евросоюзом и странами Южного Кавказа.
Но сегодня наибольшую активность в сфере демократических выборов и прав человека в Азербайджане проявляют Бакинский офис ОБСЕ и Варшавское бюро ОБСЕ. Они более деятельны в этом вопросе, выступают с серьезными заявлениями.
Кроме того, считаю, что интерес международных организаций к предстоящим парламентским выборам ничуть не меньше, чем к предыдущим. Скорее, наоборот.
- Недавно был обнародован отчет БДИПЧ ОБСЕ, в котором были подвержены критике действия властей, направленные на ограничение свободы собраний, а также их нежелание вносить изменения в Избирательный кодекс и так далее. Но парадокс заключается в том, что после каждого критического замечания или резолюции европейских структур право граждан на свободу собраний еще более ограничивается. Как бы вы объяснили подобную позицию властей?
- Да, действительно Бакинский офис ОБСЕ и Варшавское бюро работают параллельно в этом вопросе. Напомню, что ранее Бакинский офис ОБСЕ провел два "круглых стола". Первый из них был посвящен вопросу свободы собраний, второй - изменениям в Избирательный кодекс. Кроме того, данная структура намечает провести третий "круглый стол", посвященный проблемам свободы слова и прессы.
И в последнем отчете Варшавского бюро ОБСЕ особое внимание было акцентировано на том, что факт нахождения избирательных комиссий под жестким контролем властей делает невозможным доверие к этим комиссиям со стороны всех участников избирательного процесса. Я считаю, что это является важным моментом.
Власти пока неадекватно реагируют на все эти доклады, отчеты, рекомендации. Но не думаю, что это продуктивно.
Ведь дело в том, что Азербайджан, который является членом ОБСЕ, взял на себя определенные обязательства перед европейской структурой. И в данном случае речь идет не об уступках ОБСЕ, а о выполнении взятых на себя обязательств. В этом плане недальновидная политика игнорирования рекомендаций ОБСЕ и других международных организаций не отвечает интересам Азербайджана, да и самих властей.
- Интересно, что отдельные чиновники заявляют о слабости и разрозненности оппозиции. Кроме того, звучат заявления о том, что в Азербайджане оппозиции вообще не существует. И тем не менее, власти запрещают "слабым" оппозиционерам проводить митинги и пикеты...
- ...В этом и заключается противоречие в действиях властей. То представители властей говорят, что оппозиции нет, то утверждают, что она слаба. Причем эти заявления звучат именно перед выборами.
- Это их мечта, иллюзия. Правда, нам пока не удается добиться смены власти в Азербайджане, но и правящим кругам не удается добиться уничтожения оппозиции. Поэтому, рассматривая с этого ракурса отношения между оппозицией и властями, можно сказать, что борьба продолжается.
А что касается сути вашего вопроса, то вы правы. Власти прекрасно знают, что недовольство в обществе настолько велико, что при первых демократических выборах они проиграют их. Некоторые считают, что это пропаганда. Но мы изучаем общественное мнение и знаем настроение общественности.
Кроме того, власти знают, что представители общественности не проявляют интереса к предстоящим выборам, так как уверены, что избирательные комиссии подсчитают голоса "по-своему".
Ф.Теймурханлы
Зеркало.- 2010.- 10 августа.- С. 3.