Герой не нашего
времени
Родина все же вспомнила о своем славном сыне, но лучше поздно, чем никогда
Говорят, страну красит ее народ, а сам народ - его выдающиеся представители. Природные богатства исчерпаемы, материальных благ можно лишиться в одночасье, но люди остаются, и им вершить судьбу своей Родины. Но нам - азербайджанцам повезло куда больше, чем другим народам. У нас земли богаты залежами, и есть лица, которыми мы по праву гордимся. Культурное наследие Азербайджана велико, и никто этого не сможет оспорить, кроме разве что наших "добрых", а главное, "миролюбивых" соседей. Только армянам история нашего народа, да и не только нашего, может показаться сомнительной. Но вот за что их нельзя упрекнуть, так это за их же крылатую фразу, рожденную много лет назад: "mus'lmanin sonraki a]l; erm'nid' olaydi". Спустя годы эта мысль сократилась, и теперь мы ее употребляем просто:"mus'lmanin sonraki a]l;".
Как-то мне пришлось написать небольшую статью под заголовком "Информационный повод". Но из-за собственной нерасторопности не отправил ее вовремя в редакцию любимой газеты, хотя тема, в общем-то, для азербайджанцев актуальная. Кстати, ее можно прочесть на сайте Facebook на моей страничке.
* * *
Лето. Жара. Городская суета. Друг сделал мне предложение, от которого я не смог отказаться - посетить в очередной раз Шеки, а заодно наведаться в Загаталу и Гах. В Гахе я, к моему стыду, еще ни разу не был, да и друг, кстати, известный и уважаемый в стране человек, преуспевающий бизнесмен, тоже впервые собирался посетить этот райский уголок. Сказать, что во время нашего путешествия мой приятель был ошарашен красотой природы и достопримечательностями Шеки и Загаталы, значит просто промолчать.
И это еще мягко сказано. Выступая в роли гида, я сопровождал друга в "Шеки Хан сарайы", "Карван сарай", в Дом-музей великого просветителя Мирзы Фатали Ахундова, в албанскую церковь в Загатале, словом, по тем местам, где доселе не ступала его нога. Все это великолепие однозначно останется надолго в памяти моего друга. Но человек, который часто бывал в Шеки, оказывается, подготовил для нас (а нас было в тот день четверо) сюрприз, лишний раз доказав, что земля прежде всего славится населяющими ее людьми.
Вначале мы имели честь не только оказаться за одним столом, но и отведать ужин, на мой взгляд, с ПОЭТОМ МИРОВОГО МАСШТАБА, живой энциклопедией литературы, и не только азербайджанской. Многие европейские литераторы могут позавидовать феноменальным знаниям и особому таланту Вагифа Аслана. Стихи, познание мира, мировоззрение и философия учителя французского языка в средней школе (о французском следе шекинцев далее) в знаменитом селе Киш Вагиф муаллима в самом что ни на есть прямом смысле этого слова достойны всяких похвал! Его знают, им гордятся односельчане, земляки, да и руководство района. Он всегда в почете и пользуется большим уважением и авторитетом.
Может, его в стране знают не в той степени, как народного поэта, покойного Бахтияра Вагабзаде, Лютфели Абдуллаева, Сабита Рахмана и многих других замечательных сынов Шеки - по банальной причине, что он мало "раскручен" или же, что еще хуже - он живой (дай Бог ему долгих лет жизни). Ведь у нас как повелось - ценим людей после их кончины. Обидно, но факт остается фактом... Но вот, слушая его, заодно и перелистывая подаренную каждому из нас его книгу, я уже забыл о величии "Шеки Хан сарайы" и о других достопримечательностях. И виновником сих обстоятельств был сам ЧЕЛОВЕК. Бог сотворил человека, и человек является украшением всего остального божьего мироздания... Так и просидели допоздна, не замечая, что давно уже за полночь. Сюрпризы друга имели продолжение и на следующий день.
День второй.
По инициативе друга, назовем его условно Барат, нас ждет встреча с сыном легендарного АЗЕРБАЙДЖАНЦА (слово "азербайджанца" пишу заглавными буквами, потому что иначе в газетной статье передать величие этой ЛИЧНОСТИ технически сложно). Джаваншир Джабраилов, мужчина лет шестидесяти приглашает нас в свой дом... О героизме его отца - ЧЕЛОВЕКА у нас мало кто не знает. А вот Барат, с малых лет являвшийся ярким фанатом Ахмедии Джабраилова, оказывается, мечтал хоть раз в жизни увидеть легенду французского Сопротивления! И эта несбыточная мечта молодого азербайджанца, которому посчастливится спустя много лет оказаться у него дома в гостях, сбылась, и совершенно случайно... По коридору одного из государственных учреждений Герой проходил мимо. И он был на седьмом небе от счастья - увидеть самого Героя...живого!
Героя моего рассказа, Героя Франции. Героя, который ни при жизни, ни после кончины так и не удостоился ни одной награды своей Родины, независимого Азербайджана. Героя, китель которого украшал наряду с другими высшими наградами легендарный орден "Военный крест". Между прочим, из всех советских военачальников его обладателем был только маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Герой, у которого пять боевых французских наград. После вручения ему "Военного креста" в сорок пятом году Морис Торез сказал своему другу: "Теперь ты важная птица, имеешь право на парадах во Франции идти впереди генералов". Кстати, "Военный крест" ему выдавали только когда он выезжал за границу.
Шакир Эминбейли
Зеркало.- 2010.- 14
августа.- С. 7-8.