Министр, при котором открылся университет

 

В нашей статье, посвященной первому начальнику Генерального Штаба азербайджанской армии, польскому татарину по происхождению, генерал-лейтенанту Масею Сулкевичу, было отмечено, что Азербайджанская Республика, образованная в 1918 году, притягивала к себе выдающихся представителей тюркско-мусульманских народов бывшей Российской империи.

Время было очень сложное. После завершения Первой мировой войны, после распада трех империй многие народы, и в первую очередь тюркский мир, столкнулись с глобальными вызовами. Османская империя, анатолийские тюрки, на протяжении столетий господствовавшие на трех континентах, переживали тяжелейший кризис. В это же время на Южном Кавказе титаническими усилиями и ценой большой крови азербайджанскими тюрками создавалась новая республика. Время больших испытаний и возможностей сформировало новое сознание. Примечательно, что многие тюрки-мусульмане независимо от места проживания воспринимали борьбу своих братьев-азербайджанцев за независимость как свое кровное дело. Создание новой республики при активном участии представителей тюркских народов можно было расценивать и как ответ тем, кто вознамерился вытеснить их с исторической и политической арены.

Люди, воодушевленные идеей национального самосознания и возрождения тюркизма, стремились поставить свои подписи под этим ответом. Они предлагали свою бескорыстную помощь Азербайджану, несмотря на множество лишений и трудностей в борьбе за свободу и независимость новой республики.

Они вовсе не стремились пожинать плоды чьих-то побед. Напротив, ставя свою жизнь под серьезную угрозу, желали стать опорой независимому Азербайджану - новому государству, столкнувшемуся в смертельной схватке с белой и красной Россией, с вражеской Арменией, с нежелающим примириться с новыми историческими реалиями Ираном.

Одним из таких людей, посчитавших за свой долг служение Азербайджанской Республике, был сын родственного нам кумыкского народа, Рашид хан Капланов (1885-1937).

Кумыки, численность которых достигает 450 тысяч человек, считаются самым крупным тюркским этносом Северного Кавказа. Их язык относится к кипчакской группе тюркских языков. Среди памятников письменности, сохранившихся на этом языке, заслуживает особое внимания "Дербенднаме", подготовленное к печати в 1850 году знаменитым азербайджанским востоковедом Мирза Казем-Беком. Автором "Дербенднаме", ценнейшего источника по истории и языку братского народа, был кумыкский ученый XVII века Мухаммед Авваби. История Дербента, на протяжении многих столетий известного как тюркская земля, описана в этой книге доступным языком, понятным даже среднестатическому азербайджанскому читателю.

О кумыках, обитателях Ширвана, еще в 1646 г. писал известный турецкий географ и путешественник Эвлия Челеби. Существовали и родственные отношения между аристократическими азербайджанскими и кумыкскими родами.

Дочь последнего хана Карабаха Мехдигулу хана Джаваншира, Хуршуд Бану Натаван (1832-1897), была замужем за кумыкским князем Хасай ханом Уцмиевым (1808-1866), генерал-майором русской армии. Кстати Уцмиев, как и герой нашего рассказа Рашид хан Капланов, был уроженцем деревни Аксай (т.е. Ак чай - Белая речка - В.Г.) Дагестанской области, и между ними были родственные связи. От брака с ханской дочкой родился Мехдигулу хан Уцмиев (1855-1900), названный в честь деда. В дальнейшем, будучи офицером русской армии, он прославился и как поэт, писавший лирические стихотворения на азербайджанском и персидском языках под псевдонимом Вефа ("Преданность").

Замужество Натаван иногда интерпретируют как политический брак, совершенный в соответствии с желанием Кавказского наместника, князя М.С.Воронцова. В любом случае породнение двух известных тюркских родов Кавказа было вполне логичным и опиралось на определенные традиции. Дело в том, что одной из законных жен деда поэтессы, Ибрагим Халил хана, была кумычка. Карабахский хан был женат на сестре влиятельного кумыкского феодала Али Султана Дженгутая.

Ясно, что эти исторические параллели никакого особого отношения к Рашид хану Капланову не имеют. Основным мотивом его прибытия, вернее приглашения в Азербайджан было желание участвовать в строительстве новой национальной государственности, которая остро нуждалась в наличии хорошо подготовленных кадров со знанием языка и традиций страны.

Прибыв в Баку, Рашид хан Капланов вскоре был назначен министром народного просвещения и религиозных конфессий в четвертом правительственном кабинете, возглавляемом премьером Насиб беком Юсифбейли (14 марта 1919 - 12 декабря 1919) и министром торговли и промышленности в следующем, пятом (24 декабря 1919 - 1 апреля 1920).

Особенно удачным следует считать его первое министерство. Достаточно упомянуть два факта: среди примечательных заслуг недолго существующей республики два - открытие Бакинского университета и отправка 100 азербайджанских студентов в университеты России, Турции и Западной Европы - приходятся на период, когда просвещением страны ведал Рашид хан Капланов. Разумеется, и открытие университета, и отправка студентов прежде всего были решением политического руководства республики, азербайджанского правительства. Но и Рашид хан Капланов как умелый государственный чиновник приложил немало усилий для выполнения распоряжений правительства на высоком уровне.

Прежде чем занять высокие посты сначала в Горской Республики Северного Кавказа, а затем в азербайджанском правительстве, Рашид хан Капланов, как и многие его соратники, прошел сложный жизненный путь, приобрел знания и жизненный опыт.

Род, к которому он принадлежал, согласно семейному преданию, вел свое начало от дяди Пророка Мухаммеда, Гамзы. Сегодня сложно утверждать историческую достоверность этой версии, то ли опиравшейся на бытующую в семье легенду, то ли на какие-то источники. Однако родословная Каплановых, находившихся в близком родстве с известным кумыкским дворянским родом Тарковских шамхалов (к этой семье принадлежат поэт-переводчик Арсений Тарковский и его сын, знаменитый режиссер Андрей Тарковский, создатель нашумевших фильмов "Андрей Рублев", "Сталкер"), прослеживается по источникам, начиная с XVI столетия.

Отец Рашид хана, Забит хан Капланов (1834-1914), считался одним из крупных землевладельцев Дагестана. В то же время, как и большинство горских дворян, он долгое время служил в царской армии. У Забит хана было трое детей. Младший сын Ибрагим хан Капланов (1887-1948) пошел по стопам отца и избрал военную карьеру. Он дослужился до чина полковника. В 1918 году, когда Горская Республика вела борьбу за независимость, И.Капланов командовал кумыкским конным полком. Однако русская революция, как и многие другие семьи, разбросала и братьев Каплановых. Ибрагим хан, воевавший в составе Белой армии против большевиков, после разгрома белых отправился в эмиграцию и умер в далекой Америке. Дочь Забит хана Наджабат вышла замуж за русского генерала кабардинского происхождения Т.Бековича-Черкасского. Революция и их лишила родины, заставив жить в Польше и Германии.

Первенец семьи Рашид хан появился на свет в 1885 году (по некоторым сведениям в 1883). Сначала учился дома, у частных преподавателей.

 

 

 

Вилаят Гулиев 

 

Зеркало. – 2010. – 4 декабря. – С. 34.