Азеpбайджанская звезда на бpитанском небосклоне

 

Распад СССР стал одним из толчков в создании азербайджанской диаспоры во всем мире. Люди уезжали по разным причинам, и часто не по самым приятным. С годами этот процесс усилился, и вот уже несколько лет как молодая азербайджанская элита за рубежом - это реальное явление, набирающее силу и влияние. Молодые азербайджанцы оказывают влияние на общественную, культурную и другие стороны жизни в странах проживания, наполняя чувством гордости своих соотечественников.

Назрин Рашидова - одна из таких молодых людей, которая прославила свою родину, но нет сомнений, что главные ее успехи и достижения еще впереди.

Я встретилась с Назрин Рашидовой, 22-летней скрипачкой и основателем оркестра FeMusa в Королевской академии музыки в Лондоне, в месте, которое она называет своим вторым домом. Ее страсть к скрипке чувствуется с первой минуты встречи - она сразу стала показывать мне выставку скрипок Страдивари, возбужденно рассказывая их истории.

Трудно поверить, что этой уверенной в себе девушке и зрелому музыканту всего лишь 22 года, но еще труднее поверить в то, чего она достигла в свои годы.

Назрин родилась в семье музыкантов в Баку в 1988 году. Ее первое публичное выступление состоялось в три года. В 1995 году Назрин с семьей переехала в Англию, где стала учиться в престижной музыкальной школе Перселл. В возрасте двенадцати лет она была удостоена чести выступать на частном концерте принца Чарльза во дворце Сент-Джеймс. Год спустя играла для королевы Иордании.

Назрин поступила в Королевскую академию музыки в 2003 году, в прошлом году получила степень магистра (с отличием).

В 2008 году она основала струнный ансамбль FeMusa - первый полностью женский оркестр в Великобритании после 1950-х годов.

Назрин полна страсти к искусству, говоря о музыке, она просто светится. Учитывая, что она единственный ребенок в семье музыкантов, ее увлечение музыкой можно считать закономерностью. Однако не все так просто. "Мои родители поклялись, что, если у них будут дети, они не позволят им заниматься музыкой", - улыбается Назрин. Однако она сделала выбор.

Назрин не помнит, как взяла скрипку в первый раз, не помнит свое первое публичное выступление. Работоспособность была ее второй натурой, а музыка стала родным языком.

"Я помню, как к нам домой приходили много студентов, когда мои родители преподавали в Баку. Помню день, когда к нам пришла бабушка.

Я побежала к ней навстречу и спросила: "Бабуля, а где твоя скрипка?" Я думала, что все, кто приходит к нам, должен иметь при себе скрипку".

Дебют Назрин в юном возрасте состоялся в Баку в 1991 году, а после были выступления с оркестром в Египте и Великобритании.

Вопрос, не пожертвовала ли она своим "нормальным" детством ради скрипки, шокировал ее. "Я бы так никогда не сказала!" - отвечает Назрин. "Я сама выбрала свой путь, меня никто на это не толкал, лишь поддерживали родители. Человек, выросший в мире музыки, не мог выбрать иное. Если честно, я не представляю себе другой карьеры. Это очень трудно объяснить, но мой первый язык - язык музыки", - говорит Назрин.

В академию она поступила в 15 лет, что на три года раньше общепринятого возраста. Перед ней стояли сложные задачи: приобретение мастерства, подбор репертуара. "Перед скрипачом стоит задача изучить звук инструмента. У меня была возможность играть на многих редких инструментах. В академии очень ценная коллекция скрипок непревзойденного итальянского мастера Страдивари".

На втором году обучения в академии ей было разрешено сыграть сольный концерт на скрипке Страдивари. К тому времени она получила привилегию играть на скрипке великого мастера в течение двух лет. Это скрипка 1707 года Castel Barco. Назрин стала первой студенткой, которой было позволено играть на скрипке Страдивари столь длительное время.

Она также приняла участие в проекте "Три Страдивари за два часа", во время которого проводилась запись классической музыки, исполняемой на разных инструментах великого мастера.

Примерно тогда же (сентябрь 2008 года) Назрин основала свой струнный ансамбль FeMusa. Основной состав включает 16 человек (представители 9 стран). Это чисто женский ансамбль - крайне редкое явление в мире и единственный в Великобритании. Идея такого проекта пришла к ней случайно, когда она искала платье в магазине. По пути домой с новой идеей в голове она приняла решение изучить историю всех женских оркестров в мире. Назрин обнаружила, что в Британии с 1950 года нет струнных женских ансамблей. Ее также вдохновила струнная серенада Эдварда Элгара, которая впервые была сыграна женским оркестром аж в 1892 году.

Реализация новой идеи заняла много времени: пришлось решать не только творческие, но и практические проблемы, например, написание пресс-релизов и переговоры с организаторами концертов. "Мне потребовалось шесть или семь месяцев, чтобы обдумать план реализации проекта. Я приобрела большой опыт, не только музыкальный и профессиональный, но и административный. Была еще одна проблема - убедить людей. Это было нелегко, потому что желаемое редко достигается после первого концерта. Чем больше я верю в идею, тем светлее видится будущее FeMusa", - говорит Назрин.

Последний концерт уникального коллектива прошел с большим успехом 7 ноября в Лондоне, и в марте 2011 года оркестр планирует дать два концерта в Египте.

FeMusa также дал Назрин возможность расширить свой репертуар. Она отметила, что ей важно было включить в репертуар ансамбля произведения азербайджанских композиторов. На последнем концерте это была симфония Фикрета Амирова "Низами". В последний раз она звучала в Лондоне в 1960 году. "Для меня было очень важно сыграть ее снова", - говорит она.

Назрин чувствует особую ответственность при исполнении национального классического наследия. "Ответственность и в том, что я веду оркестр, а остальные следуют за мной, от каждого моего движения зависит многое".

Когда Назрин поступила в академию, она пережила этап бурного сочинительства. Тип музыки не был классическим. Была гармония легкого джаза в сочетании с азербайджанскими мелодиями. Ее всегда инстинктивно привлекала музыка Востока.

Что же касается FeMusa, то Назрин надеется посредством своего детища привлечь молодую и более разнообразную аудиторию к классической музыке. "Я чувствую, что мы, девушки, сможем это сделать", - заключила Назрин Рашидова (агентство "Туран").

 

 

Наргиз Наджафли  

 

Зеркало. – 2010. – 3 декабря. – С. 8.