Новые сюpпpизы от IV Междунаpодного фестиваля Ростpоповича

 

За диpижеpским пультом - Муpад Адыгезалзаде

 

Уже в энный раз мы перевернули листок фестивального календаря. Пройдена уже половина пути: в рамках фестиваля состоялись четыре концерта, которые были подробно освещены в прошлых выпусках нашего издания. И все читатели газеты "Зеркало" смогли стать "виртуальными" участниками замечательного творческого форума - IV Международного фестиваля Мстислава Ростроповича.

Каждый концертный день фестиваля - своеобразное "путешествие" по миру музыки - богатому, красочному, дарящему незабываемые впечатления, заставляющему испытывать всевозможные градации чувств. А если звучащая музыка принадлежит композитору, за которым закрепилась слава "провидца (еще 200 лет назад) тайн и глубин человеческой душевной жизни"? Тогда (по мнению В.В.Стасова) - это Иоганн Себастьян Бах, творчеству которого был посвящен концерт, состоявшийся 15 декабря на сцене Азербайджанской государственной филармонии им. М.Магомаева - главной сцене фестиваля.

В программе прозвучали четыре концерта И.С.Баха в исполнении Азербайджанского государственного камерного оркестра им. К.Караева (худук. и главный дирижер - народный артист республики Теймур Геокчаев). Солисты - заслуженный артист Азербайджана Мурад Адыгезалзаде и молодой талантливый скрипач Юрий Ревич. Но необходимо оговориться: на этот раз зрителям предстояло увидеть за дирижерским пультом ... Мурада Адыгезалзаде. Таким образом, зная этого музыканта как пианиста, педагога, руководителя, теперь всем нам выпала возможность увидеть его в качестве играющего дирижера.

Известно, что И.С.Бах вошел в историю мировой музыкальной культуры как создатель жанра клавирного концерта. Этому историческому факту предшествовала кропотливая работа по усвоению опыта итальянских мастеров, и прежде всего Вивальди, ряд скрипичных концертов которого Бах переложил для клавира и органа. Но, обращаясь к концертам Вивальди, переизлагая их, Бах создавал собственные решения. Он полифонизировал ткань, углубил и расширил образную содержательность. Именно поэтому каждый концерт Баха неповторимо индивидуален, совершенен своей пластичностью, изяществом, глубиной выразительности.

Общеизвестно, что восприятие музыкального произведения во многом зависит от интерпретации исполнителя.

Звуковой мир баховской инструментальной музыки отмечен неповторимым своеобразием. Он отделен от нас значительным временным расстоянием, а это значит, что за столетия наши восприятия художественных явлений коренным образом изменились. Добавим к этому, что и звучат произведения старинных мастеров преимущественно на других инструментах, в количественно измененных составах. И даже если эти произведения исполняются на аутентичных инструментах, то все равно мы воспринимаем их звучание совершенно по-иному, с позиции современных привычек, ассоциаций, "настройки" уха. Но это естественно, таков закон времени, позволяющий и даже "настаивающий" на перетолковании художественного наследия прошлого.

Что же в результате: мы теряем для себя или находим? Ответ двойственен. С одной стороны, перед нами открываются многие ранее неизведанные глубины знаний и ощущений, с другой - безусловно, многое утрачиваем, т.к. невозможно восстановить истинный звуковой мир творений мастеров прошлого. Отсюда - множество интерпретаций, позволяющих каждый раз открывать для себя заново богатый мир баховский музыки, и возможность его индивидуального прочтения, восприятия и способов донесения до слушателей.

Можно предположить, что именно этот факт сподвигнул Мурада Адыгезалзаде реализовать свой богатый природный потенциал в еще одном аспекте в качестве дирижера. И, как показал прошедший с успехом концерт, это тоже ему удалось. Надо ли удивляться такому факту, ведь за М.Адыгезалзаде уже давно закрепилось мнение как о сильной творческой натуре, находящейся в постоянном поиске и постоянной работе. Уже тот факт, что, находясь на посту руководителя одной из самых (если не самой) действенных концертных организаций, Мурад муаллим продолжает радовать поклонников своего исполнительского искусства новыми программами и даже проектами, говорит сам за себя. Вот и на этот раз вечер баховской музыки собрал большое количество слушателей, которым представилась возможность, как уже отмечалось выше, стать свидетелями нового "перевоплощения" музыканта.

Играть на сцене - это уже ответственно, а еще и управлять оркестром - вдвойне сложнее. И дело даже не в том, что надо постоянно чувствовать себя частью оркестра (для концертирующего исполнителя такое слияние привычно), особая сложность - найти любые возможности, чтобы во время исполнения своей партии еще и найти способы вести оркестр за собой. И в этом смысле Азербайджанский государственный камерный оркестр им. К.Караева, долгое время которым успешно руководит народный артист Азербайджана Теймур Геокчаев, безусловно, выступил в роли надежного единомышленника пианисту-дирижеру.

Семь концертов для одного клавира с сопровождением и один - для двух клавиров с сопровождением представляют транскрипции собственных скрипичных концертов Баха. В этом ряду, пожалуй, одним из наиболее популярных в репертуаре современных исполнителей является Концерт N1 (d-moll), с которого и начал свое выступление Мурад Адыгезалзаде. Исследователи творчества Баха отмечают, что указанный концерт чрезвычайно органичен, красив по клавирной фактуре и меньше всего напоминает о своем "скрипичном" происхождении.

Настойчивая ритмическая пульсация первой части концерта с ее удивительным эмоциональным "кодом" дает возможность многочисленных образных истолкований. Но бесспорно одно - возникает ощущение настойчивого, бескомпромиссного течения времени, а значит, жизни - во всем многообразии явлений и чувств. Возвращаясь к вопросу интерпретации исполняемых произведений (с учетом вышесказанного), отметим, что в данном конкретном случае оправдана некоторая "жестокость" звучания, активность фраз, в которых скрыты какая-то необыкновенная энергия, напор и сила.

Основной интонационный материал второй части коренится в природе вокального пения, близкого (по стилю и изложению) духовным сочинениям Баха. Даже в оркестровой партии несложно зачастую услышать особенности хорового пения. Финал - энергия жизни, линия, которая идет от первой части произведения. Музыка Баха во все времена поражала своей глубокой человечностью. Она уводит в свой мир, заставляет стать ее частью, жить в ее ритме, в ее печалях и радостях. И если музыкантам удается перенести слушателя в этот "параллельный" мир, то значит - исполнение состоялось.

Одна из ценных особенностей всех фестивалей М.Л.Ростроповича - открытие для нас новых имен. На этот раз бакинским слушателям был представлен 19-летний скрипач Юрий Ревич - ученик профессора В.Пикайзена. В 2009 году Ревич поступил в Венскую консерваторию, где совершенствует свое мастерство в классе профессора П.Берникова. Несмотря на молодой возраст, Юрий - востребованный исполнитель, выступающий в крупнейших концертных зала России и за рубежом. Он лауреат ряда международных конкурсов, обладатель престижных премий, стипендиат Фонда М.Л.Ростроповича. Интересный факт: Ревич играл на скрипке Гварнери. Один из известных французских скрипичных мастеров Алан Карбонар, восхищенный игрой молодого музыканта, специально для него сделал и подарил ему именную скрипку. И всем нам, не побоюсь сказать, посчастливилось познакомиться с замечательным мастерством Юрия Ревича, представившего баховской Концерт N1 для скрипки с оркестром. Глубокий музыкант, тонкий интерпретатор баховской музыки, придающий значение каждой детали музыкальной речи, при этом "пропускающий" нотный текст через свое собственное восприятие, особая значимость звуковой драматургии - комплекс этих замечательных качеств Юрия Ревича вкупе с чуткой реакцией оркестра на сдержанные, точные, уверенные показы дирижера оставили запоминающееся впечатление и вызвали адекватную реакцию зала.

На той же волне вдохновения и необыкновенного эмоционального воздействия баховской музыки прозвучали еще два концерта: N4 (f-moll) и N3 (D-dur) в исполнении М.Адыгезалзаде.

Настойчивые аплодисменты зрителей долго не отпускали музыкантов со сцены. Без выхода на бис не обходится ни одно фестивальное выступление, что говорит о высоком уровне этого творческого форума.

В завершение концертной программы М.Адыгезалзаде обратился к залу: "Я исполню небольшое музыкальное приношение памяти Мстислава Ростроповича". Прозвучала ми-минорная прелюдия Баха, последние звуки которой повисли над залом, взорвавшимся аплодисментами.

Любите ли вы Баха? Если да, то жаль, что кого-то из вас не было на этом концерте, ведь каждая возможная встреча с гениальной музыкой Баха, да еще и в хорошем, высокопрофессиональном исполнении - большая удача и большое счастье.

 

 

Рая Аббасова 

 

Зеркало.  - 2010.- 17 декабря. – С. 8.