"Общество обязано меняться"

 

Беседа с юpистом о шелтеpах и жеpтвах домашнего насилия

 

Мила Плещунова 

 

Известно, что проблема насилия в семье остается достаточно злободневной темой в Азербайджане. По данным различных исследований, насилие в том или ином его проявлении наблюдается практически в каждой четвертой семье. Половина всех преступлений осуществляется именно на бытовой почве, будь то ревность, хулиганство, алкоголизм, наркомания и прочее, а предшествуют им затяжные семейные конфликты.

Многие женщины нашей страны регулярно подвергаются насилию со стороны, казалось бы, самого близкого человека, то есть супруга. Именно ввиду актуальности этого вопроса центром "круглого стола" на тему "Скажем "нет" дискриминации" была проблема насилия в семье по отношению к женщине. В ходе этого мероприятия было решено в ближайшее время открыть временные приюты для женщин, подвергшихся насилию и дискриминации. Об этом заявила заместитель председателя Госкомитета по проблемам семьи, женщин и ребенка Садагат Гахраманова. Уже известно, что приюты будут открыты в Лянкяране, Хачмазе, Загатале и Гяндже.

Для того чтобы получить более ясное представление о том, как должны выглядеть так называемые shelter (от англ. - "крыша", "убежище"), мы решили побеседовать с экспертом по правам женщин, советником Женской ассоциации юристов Азербайджана, членом Американской ассоциации юристов Нармин Керимбековой.

- Как вы считаете, с чем связан выбор именно этих четырех городов, то есть Хачмаза, Лянкярана, Загаталы и Гянджи?

- Это связано с охватом территорий, и выбор, на мой взгляд, очень удачный. То есть в каждой части страны будет существовать данное учреждение. К примеру, Хачмаз - это севеp, а в Губе, близлежащем городе, фиксиpуется большое количество правонарушений, то есть случаев домашнего насилия, различного рода дискриминаций и т.д.

Южная зона - Лянкяран - выбрана также не случайно. Ярким примером ущемления прав женщин в этом регионе является то, что примерно 6% девочек от общего числа учащихся в школах подают документы для поступления в вуз, остальных выдают замуж.

Гянджа же хоть и славится волевыми и властными женщинами, тем не менее, там тоже достаточно проблем, включая трафикинг и секс-индустрию (торговля людьми, проституция).

В Загатале проживают представители многих национальностей, религиозных конфессий. Народ в Загатале, в принципе, развитый, даже в экономическом отношении относительно просвещенный. А на стыке всегда больше проблем, так как там переплетается много культур, интересов.

Мне хотелось бы высказаться, во-первых, в поддержку этой инициативы, а также, возможно, подать какие-то идеи для того, чтобы шелтер соответствовал мировым правовым стандартам.

Открытие приюта для жертв домашнего насилия указывает на то, что у нас в стране эту проблему приняли, признали этот факт. И это, по идее, должно обеспечить действенность шелтеров. Хочется верить, что это не превратится в мертвое, пустующее заведение, в которое будет сложно попасть.

- Существуют ли международные нормы по содержанию и организации шелтера?

- Нет, единой мировой нормы не существует, ведь приюты по своему предназначению очень разные. К тому же в каждой стране своя специфика, менталитет. Поэтому достаточно сложно сформулировать универсальные нормы. Допустим, в мире существует шелтер для бездомных женщин. Во множестве стран юридическая помощь не оказывается в срочном порядке. Но, к примеру, в шелтере для жертв домашнего насилия срочная юридическая помощь необходима. Кроме того, длительный срок пребывания в шелтере налагает материальную нагрузку на государство. Поэтому неразумно предоставлять человеку там жилье надолго, так как это лишь место, которое дает человеку зарядку, поддержку, после которой он сам должен решать свои проблемы, набравшись определенного опыта и сил.

Следует учитывать, что вопрос заключается не столько в том, насколько хорошо построен шелтер, а в том, насколько созданные в нем условия способствуют должной реабилитации. Кроме того, как сделать так, чтобы женщины в принципе знали о существовании шелтера в массовом порядке, а также чтобы они не боялись и не стеснялись туда обращаться.

- Какие вы можете дать конкретные рекомендации по наиболее эффективному функциониpованию этих пpиютов?

- Во-первых, хотелось бы отметить, что, так как осенью нынешнего года вступил в силу Закон о домашнем насилии, создание шелтера - следующий этап имплементации данного закона. Приют должен быть построен, ведь если мы взялись за защиту женщин, то должны предоставить все условия, в том числе место, где она может выждать, передохнуть, реабилитироваться. Их образование закономерно.

Первое условие шелтера - безопасность проживающих там людей. Поэтому они должны находиться в отдельном здании и тщательно охраняться соответствующими структурами, чтобы разъяренный муж или другие родственники не смогли проследить за женщиной и нанести ей ущерб еще и в шелтере. То есть охрана должна быть на самом высоком уровне.

Второе условие - физический и психологический комфорт. Психологический комфорт подразумевает возможность отдохнуть от проблемы, расслабиться хоть на какое-то непродолжительное время без вмешательств извне.

Для попадания в приют нужно пройти необходимые процедуры. Однако из-за этих процедур приют не должен казаться местом, куда практически невозможно попасть, ведь насилие происходит внезапно и может даже привести к летальному исходу. Поэтому времени на прохождение длительных процедур у женщины просто может не быть.

Для того чтобы наладить работу в шелтере, во многих странах есть определенные программы, организации, которые работают с женщинами в зоне риска. К примеру, если уже в семье напряженная атмосфера и возможен акт насилия, женщину нужно ввести в курс дела о том, что ей делать, если это произойдет. И этот план действий предусматривает абсолютно все: от того, где нужно держать ключи от дома, машины, до того, какие вещи ей в приюте пригодятся. Все должно быть под рукой для того, чтобы действовать максимально оперативно.

Акт домашнего насилия, как следствие, предполагает оперативные действия по горячим следам, однако вместе с тем пострадавшей должна быть предоставлена возможность восстановить силы. Нахождение ее там должно быть ограничено временем: либо до рассмотрения жалобы в суде, либо до выдачи охранного ордера. Ребенка в таких случаях следует оставлять с матерью, следовательно, необходимо учитывать, что условия шелтера должны быть предназначены и для него.

Кроме всего этого, хотелось бы отметить, что для эффективности имплементации данного закона необходимо сотрудничество с НПО, то есть государственные органы должны быть открытыми к сотрудничеству. Ведь непосредственно именно НПО работают с жертвами домашнего насилия. Существует огромное число организаций, которые занимаются женскими вопросами, и прежде всего люди обращаются к ним, то есть НПО могут и должны стать посредником между государством и народом.

Государство должно использовать НПО в своих интересах. И Женская ассоциация юристов готова сделать все возможное для того, чтобы поддержать функционирование приютов.

- Насколько практика подобных приютов развита в нашей стране?

- К сожалению, эта область пока не очень развита в Азеpбайджане, но несколько приютов уже существует. Известно, что при МВД уже есть шелтер.

.

 

Зеркало. – 2010. – 25 декабря. -  С. 22.