Политических заявлений недостаточно

 

если мы действительно желаем признания Ходжалинской трагедии геноцидом

 

Много раз наши зарубежные друзья, особенно турецкие, в ответ на упрек о том, что они не торопятся признать трагические события, которые произошли 1992 году в Ходжалы, геноцидом, заявляли: "Вы сами еще не признали эту трагедию геноцидом".

Многие не совсем сведущие в нормах международного права люди возмущались: "Как же так? Ведь существует заявление Милли Меджлиса, то есть высшего законодательного органа, о том, что события, которые произошли в Ходжалы, являются геноцидом".

Однако буквально на днях глава пресс-службы МИД Эльхан Полухов, отвечая на вопрос о признании ходжалинского геноцида в мире, отметил, что этот вопрос находится в компетенции руководства страны и парламента. "Если трагедия будет признана в Азербайджане как геноцид и получит правовую оценку, безусловно, МИД страны предпримет со своей стороны все необходимые шаги", - сказал он. Своими комментариями по данному вопросу с "Зеркалом" в предыдущем номере нашей газеты поделился заместитель исполнительного секретаря партии "Ени Азербайджан", депутат Мубариз Гурбанлы. По его словам, в отечественных СМИ публикуются материалы о том, что Азербайджан сам не признал Ходжалинскую трагедию как геноцид. "Если азербайджанский парламент не принял закона о ходжалинском геноциде, то мы не имеем права требовать признания ходжалинского геноцида от зарубежных государств", - сказал он. То есть наша пресса все время акцентирует внимание на том, что первым делом необходимо признать ходжалинские события геноцидом в Азербайджане. "Напомню, что в феврале 1994 года в Милли Меджлисе было принято решение, согласно которому события в Ходжалы были признаны геноцидом. И тогда наш парламент обратился с воззванием к парламентам международного сообщества с просьбой признать ходжалинские события геноцидом. Одновременно по линии Министерства иностранных дел принятый в нашем парламенте документ был распространен в Совете Безопасности ООН", - отметил депутат. М.Гурбанлы подчеркнул, что некоторые оппозиционеры настаивают на принятии закона о ходжалинском геноциде. "А что, был принят отдельный закон о Холокосте? Или же в армянском парламенте так называемый "геноцид армян" был возведен в ранг закона?" - задался риторическим вопросом М.Гурбанлы. Он также высказал мнение относительно заявления главы пресс-службы МИД Азербайджана Э.Полухова. "Видимо, он не в курсе того, что в свое время в Милли Меджлисе было принято решение о признании ходжалинских событий геноцидом", - подчеркнул депутат.

Если верить депутату парламента от правящей партии, то все настолько ясно и однозначно, что двух мнений по этому поводу быть не может. Однако не все так просто...

Вряд ли в Азербайджане можно найти хотя бы одного человека, который поставил бы под сомнение утверждение о том, что события в Ходжалы являются геноцидом. Но все дело в том, что руководитель пресс-службы МИД Азербайджана прав. Заявление Милли Меджлиса, даже если оно распространено в Совете Безопасности ООН, с правовой точки зрения не является основанием признания Ходжалинской трагедии геноцидом самой страной, не говоря уже о международных организациях.

Все дело в том, что для признания этих трагических событий геноцидом даже на национальном уровне недостаточно принятия парламентом политического заявления, не имеющего никаких правовых последствий. Именно поэтому прав господин Полухов, который, по сути, заявляет, что МИД страны на сегодня не располагает достаточной документальной базой, чтобы предпринять на международной арене "все необходимые шаги".

Оппоненты могут мне возразить, что в Ходжалы армяне уничтожали азербайджанцев, причем массово, по этническому принципу. Да, безусловно, массовое уничтожение людей по этническому принципу является важным элементом геноцида. Однако в этом вопросе необходима намного более широкая систематизированная доказательная база.

Начнем с того, что, к сожалению, даже в самом Азербайджане не завершено следствие по данному уголовному делу. То есть судебного процесса, который бы дал правовую оценку как событиям, так и участию в этих событиях тех или иных политических сил, государств и, наконец, конкретных лиц, не было, причем ни на национальном, ни на международном уровне.

При этом, как отмечено выше, недостаточно доказать, что конкретная группа лиц армянского происхождения уничтожала азербайджанцев по этническому принципу. Необходимо доказать, что это было заранее спланированной, идеологически обоснованной акцией, причем на государственном уровне или же на уровне, почти аналогичном государственному. А это огромная, трудоемкая работа, и не только следователей, которые непосредственно занимаются расследованием данного преступления, но и правоведов-международников, политологов.

Ведь необходимо обработать и систематизировать большой объем материала, причем не только непосредственно связанный с событиями, которые произошли 26 февраля 1992 года в Ходжалы.

Господин Гурбанлы, на первый взгляд, вполне справедливо вспоминает о Холокосте. Да, на самом деле, отдельного закона по Холокосту не было принято. Но состоялся международный трибунал по преступлениям нацизма, который дал четкую правовую оценку как в целом нацистскому режиму, так и преступным действиям его отдельных лидеров. При этом на основании глубокого анализа соответствующих материалов, в том числе произведений самого Гитлера и других идеологов этого режима, было доказано, что Холокост, да и иные преступления нацистской Германии являются логическим следствием преступной по сути идеологии.

 

Все очень просто. Для того чтобы добиться рассмотрения данного дела международным трибуналом, подобным тому, который был создан по бывшей Югославии, необходимо проделать эту тяжелую работу. Если, конечно, мы действительно желаем признания Ходжалинской трагедии геноцидом...

 

 

Р.Миркадыров 

 

Зеркало. – 2010. – 20 февраля. – С. 4.