Музыка,
снизошедшая с небес
и возносящая ввеpх
Еще Лев Толстой говорил, что музыка - это немая молитва души. Не случайно в божьих храмах издревле из всех музыкальных инструментов всегда присутствовал именно орган. Божественность его звучания невозможно не почувствовать, потому что этот инструмент создан не только человеческим гением, - тут приложили свою "руку" и небесные силы, в чем нет никакого сомнения! Именно поэтому люди, связывающие свою жизнь с этим инструментом, способны воспринимать в его неземном звучании энергию божественного духа, именно поэтому орган выводит нас за пределы Времени и Пространства на вечностный план, именно в этом и заключается его Магия. Органная музыка напоминает, что в каждом из нас под покровом нашей индивидуальности живет Божественное начало.
Слушатель на крыльях органной музыки попадает в Вечность, и этот момент удовлетворяет его душу, он чувствует себя счастливым потому, что душа стала свободной, потому что освободилась от самого понятия смерти, т.к. там, где Время, там и смерть. Орган - это Вечность, а Вечность - это бессмертие! Неудивительно, почему органисты мягко, но верно излучают свет Добра и Любви, ведь они заряжены сгустком Духовности космического свойства, ибо истинная Духовность обитает на высотах Тонкого плана, куда способна вознестись не каждая человеческая душа. Там она соединяется с божественной душой, и весь смысл этого таинства заключается в блаженстве этого слияния, выше которого не может быть ничего...
Профессор БМА, член Союза музыкальных деятелей Азербайджана, органистка Расима Бабаева принадлежит к категории людей, для которых отпущенное им время земного бытия - это испытание на прочность и щедрость, это неизбывное стремление раздвинуть границы познания, это колоссальная самоотдача, не требующая ничего взамен, потому что миссия предопределена свыше - она донорская. Ее творческой биографии позавидует любой нынешний студент, - как же, ведь такие возможности выпадают на долю далеко не каждого: со студенческой скамьи в солисты филармонии, затем три года - ассистентка в легендарной Московской консерватории у знаменитого проф. Л.Ройзмана, бесконечные гастроли и сольные концерты, мастер-классы и конкурсы, фестивали и работа за рубежом. Ее яркому профессионализму рукоплескали слушатели и специалисты многих городов бывшего Союза, Швеции, Голландии и др. Питомцы Расимы ханум разлетелись по всему свету, так же щедро отдавая полученные знания и уроки жизни подрастающему поколению, как и она когда-то...
Мы беседуем с представительницей самой малочисленной педагогической профессии - преподавателем органа, профессором БМА Расимой Бабаевой:
- В советские времена органная школа развивалась очень активно и по всем направлениям, т.е. постоянно проводились концерты, приглашались известные исполнители, наши органисты гастролировали с концертами. Ваш взгляд на нынешнее состояние развития органной школы, органной музыки в Азербайджане?
- Самое главное - это то, что мы пытаемся сохранить бесценные старые традиции, наработки предыдущих десятилетий в области органистики, причем все это происходит не без горячего участия заведующей кафедрой органной музыки БМА, профессора Таиры Якубовой. Вы правы, в советские времена мы, например, обе были солистками филармонии и членами Союзгосконцерта, гастролировали по всему Союзу с концертами, но поскольку в нашем независимом государстве подобной структуры пока еще нет, концертная практика прекратилась начисто. В начале 90-х гг.
был открыт Зал камерной и органной музыки в старой Кирхе, ключи от которой были вручены нам, как солистам. Помимо этого я была организатором всех концертов, проводимых там, однако этот зал вот уже некоторое время закрыт на ремонт и реставрацию. Наш консерваторский орган находится в отличном состоянии благодаря постоянному контролю неутомимой Таиры ханум, на хрупких плечах которой почти все эти 50 лет развивалась наша органная школа при поддержке нашего ректора Фархада Бадалбейли. Именно благодаря ее усилиям, зарубежным специалистам из Германии и Швеции удалось обучить наших людей, которые по сей день следят за состоянием органа в БМА.
- Проявляют ли интерес к органной музыке молодые студенты-пианисты, есть ли среди них те, которые хотят посвятить себя органу? Или органиченность концертной деятельности является для них достаточно сильным сдерживающим фактором?
- Должна признаться, что орган - очень сложный и элитарный инструмент, чтобы посвятить себя ему, нужно быть воистину фанатично преданным самой органной музыке. До 1995г. орган входил в предмет "Спецфортепиано", а с 1995г., когда была создана кафедра, орган и клавесин стали преподаваться как в составе факультативных занятий для пианистов, теоретиков, композиторов и др., так и на специальных уроках.
- Нетрудно догадаться, что педагоги вашей кафедры - настоящие фанаты своего дела...
- Совершенно верно, наш коллектив из 6 человек подобрался очень крепкий и сплоченный, это люди, фантастически преданные органной музыке, это костяк, двигающий развитие органной музыки. А что касается молодых кадров, должна сказать, что, к сожалению, лучшие наши исполнители и педагоги практикуют сегодня за рубежом.
- Однако это также свидетельствует о том, что азербайджанская органная школа хорошо себя зарекомендовала и востребованна в мире? Этому можно и порадоваться, разве нет?
- Вы правы, это радует, но приток молодых в органную музыку все же не на должном уровне. Времена другие, но ведь и фанатики, как правило, находятся единицы из тысяч. Мы создаем условия для концертной деятельности нашим студентам и выпускникам, организуем концерты в нашем зале. Другое дело, что для более широкой деятельности нужна организационная поддержка вышестоящих структур. Однако не все так безнадежно как кажется: наши студенты в 2005г. принимали участие на 1-ом международном конкурсе органистов им.Кикты, где я была членом жюри. Моя студентка Сабина Беглярбекова получила 4-ю премию и специальный диплом за лучшую интерпретацию произведений этого композитора. А другая студентка получила диплом участника.
- Что вы скажите по поводу произведений для органа? Как часто азербайджанские композиторы обращаются в своем творчестве к этому инструменту?
- С самого момента открытия органного класса началась бурная концертная деятельность, что дало толчок и композиторскому творчеству: З.Багиров, Х.Мирзазаде, Н.Аливердибеков, Ф.Ализаде, Л.Вайнштейн, Н.Миришли и другие. Помимо этого Таира ханум Якубова сделала переложения для органа фортепианных прелюдий К.Караева, издала книгу об органе. В 2005г. мы провели пленум азербайджанских органных произведений, где исполняли многочисленные сочинения для органа, т.е. работа ведется серьезная и на всех уровнях.
- Приезжают ли зарубежные органисты к нам с концертами?
- В том-то и дело, что на сегодняшний день такой организации, которая занималась бы этим, к сожалению нет. Орган есть только в БМА, но академия не в состоянии приглашать гостей, а Зал камерной и органной музыки, как я уже сказала, закрыт на ремонт.
- То же самое касается и вас, органистов: имея столь богатый опыт концертной и педагогической деятельности, вы лишены возможности представлять высокопрофессиональную азербайджанскую органную школу за рубежом. Недопустимо, чтобы столь отточенный и наработанный профессионализм остался невостребованным, ограничиваясь только лишь педагогикой?
- Увы, мы остались в стороне, и эта область музыки как бы забыта. Даже на проводимых за рубежом Днях национальной культуры о нас никто не вспоминает. В отличие от нынешних студентов, нам повезло больше: скажем, я не раз посещала мастер-классы в консерваториях Москвы, Риги и других городов Союза, зарубежных стран. Так было заведено, что каждые пять лет мы где-то стажировались, пополняли свои знания и реализовали их в своей работе. Причем, нам преподавали также и зарубежные органисты, например, Сакетти из Ватикана, известные европейские исполнители Л.Кремер, Ортмейсен и др. Мы знали почти всех органистов и слышали их игру. Сейчас все изменилось.
- Азербайджан смог бы представить западному слушателю не только покоривший весь мир мугам, прекрасные образцы не только мировой органной музыки, но и азербайджанской, которая не может оставить равнодушным никого. Зарубежные специалисты и слушатели убедились бы в высоком мастерстве наших исполнителей и ярком таланте азербайджанских композиторов. Возможно следующий вопрос покажется несколько банальным, но хотелось бы услышать вашу собственную интерпретацию ответа: что дает вам орган, что вы находите в органной музыке, чего нет в других инструментах?
- Трудно объяснить...потому что это - жизнь... Это настолько высокодуховная подпитка и глубокое содержание, меняющее буквально все вокруг, что трудно четко объяснить. Это удивительное ощущение, расстаться с которым не представляется возможным. Мы подчас проводили за этим инструментом долгие часы до глубокой ночи, потому что орган дает неземное наслаждение, он отрывает от земли и уносит в небо, где все чисто и возвышенно, благородно и безупречно. У каждого инструмента есть свой уровень, и у органа он - высочайший!
- Какие планы на ближайшее будущее вынашивают азербайджанские органисты?
- Должна отметить, что недавно, 19 мая, мы отметили 50-летие создания органного класса юбилейным концертом. А чуть раньше, 30 апреля, я дала сольный концерт, посвященный этому юбилею. Подготовить такую программу не так легко, именно поэтому ее приравнивают научной диссертации, однако я планирую до конца года сделать еще один сольный концерт.
- У вас довольно солидный педагогический и исполнительский опыт игры на органе. Какое умозаключение приходит вам наиболее часто в процессе работы, и которое также часто подтверждается самой жизнью, уроками, погружениями в музыку и тем озарением, которое непременно открывает этот инструмент?
- Думаю, что это...стремление к чему-то очень заоблачному и светлому, чтобы открывающееся во время игры ощущение света можно было бы передать людям. Это ощущение приходит не всегда, но оно четко осознаваемое и непередаваемое, ведь исполнительство - это временной процесс, во время которого возникает огромная гамма мыслей и чувств, а в какой момент это проявится - сказать сложно, всякий раз это происходит по-разному. Поэтому стремление достигнуть этого состояния - оно присутствует постоянно и движет. И потом сам процесс работы и общения с инструментом и музыкальным материалом возвышает и наполняет...Взору души открывается удивительно прекрасный мир, который никто не сможет отнять, потому что он - твой и ты живешь в нем!
- Наверное, в этом и состоит главное предназначение музыканта-исполнителя, - стремление к совершенству, познанию Истины и желание открыть, донести все богатство этих тайн слушателю. Я думаю, что музыка вообще - это проявление божественного в человеке, когда слово бессильно выразить тончайший нюанс чувств или едва заметный поворот мысли.
- Не зря говорят, что детей надо учить музыке с рождения, ведь именно она открывает глубокие пласты жизни и учит, воспитывает внутреннюю культуру, утончает восприятие, ведет по ступенькам вверх. Музыка - это живая энергия духа, она снисходит свыше и поднимает нас ввысь, и в этом заключен ее феномен.
Афет Ислам
Зеркало. – 2010. – 3 июля. – С. 26.