Шансы Азербайджана возрастают

 

По крайней мере, так считают многие эксперты, в том числе и американские

 

Обновленный вариант Мадридских принципов карабахского урегулирования, представленный сторонам сопредседателями Минской группы ОБСЕ в декабре прошлого года, создает основу для разрешения проблемы. Об этом заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев 6 июля на церемонии открытия нового здания азербайджанской общины Нагорного Карабаха в Баку. Выступление И.Алиева было показано вечером во вторник по Государственному телевидению Азербайджана. Об этом сообщает "Туран".

"Обновленный вариант Мадридских принципов создает условия для восстановления территориальной целостности Азербайджана", - сказал И.Алиев. При этом он добавил, что принцип права народов на самоопределение не должен противоречить территориальной целостности государств.

Мадридские принципы, в частности, предполагают освобождение всех оккупированных районов вокруг НК. При этом пять районов освобождаются сразу, а Кяльбаджарский и Лачинский - спустя пять лет. Алиев объяснил это тем, что эти два района расположены между Арменией и НК, и потому требуются "в большом объеме меры для обеспечения безопасности" возвращающегося азербайджанского населения.

Мадридские принципы также предусматривают размещение на административных границах НК миротворческих сил с целью обеспечения мер безопасности, в том числе азербайджанского населения, возвращающегося на территории, освобождающиеся из-под оккупации. Нагорному Карабаху будет предоставлен переходный статус, который не будет нарушать территориальной целостности Азербайджана.

По словам И.Алиева, все азербайджанцы вернутся в родные места, в том числе в Нагорный Карабах. Как отметил И.Алиев, Мадридские принципы являются итогом переговоров между Азербайджаном и Арменией в ходе продолжающегося в течение 5-6 лет Пражского процесса (отсчет этого процесса берется от встречи глав МИД двух стран в апреле 2004 года в Праге - примеч. "Туран"), и если Армения не согласится с ними, то в дальнейших переговорах смысла не будет. "Это может быть последний шанс для Армении по своей воле уйти с оккупированных территорий и обеспечить свое будущее, свою безопасность", - сказал И.Алиев.

По его словам, растущий экономический, военный потенциал Азербайджана, укрепление позиций страны на международной арене позволяют ему восстановить свою территориальную целостность страны. "Сегодня наша армия способна решить любую задачу", - заявил президент Азербайджана.

Отметим, что в своей речи И.Алиев не коснулся вопроса относительно механизмов выработки окончательного правового статуса НК.

При этом, по мнению как американских, так и многих азербайджанских экспертов, шансы на урегулирование армяно-азербайджанского конфликта после визита госсекретаря США Хиллари Клинтон на Южный Кавказ возросли.

Эксперты "Туран" считают, что выбор маршрута турне был не случаен и придавал вояжу Хиллари Клинтон дополнительную политическую интригу.

Фактически госсекретарь США совершила турне именно по тем постсоветским странам, которые представляют стратегический интерес для планов Вашингтона, и где Москва имеет большие претензии или потенциал влияния. И хотя Россия не была в списке стран, которые посетила Клинтон, ес присутствие незримо ощущалось во время переговоров в Польше, Украине, Грузии, Армении и Азербайджане. У Хиллари Клинтон была сложная цель, она должна была лавировать между интересами этих стран и США, но при этом всегда подразумевать и позицию неприсутствующей третьей стороны - России. В геополитическом ракурсе это турне можно рассматривать как форму неконфронтационного вхождения или возвращения США в сферы влияния России.

В Восточной Европе и на Южном Кавказе вот уже некоторое время бытовали настроения, что администрация Обамы "забыла" про своих партнеров и отдала предпочтение выстраиванию новых отношений с Россией и Китаем.

Многие полагали, что активная "перезагрузка" отношений с Россией отодвинула на второй план проблемы других постсоветских стран и даже достигалась нередко за счет умаления их интересов. Именно за такой дисбаланс во внешней политике администрация Обамы подвергалась жесткой критике и у себя на родине. Так что госсекретарь Х. Клинтон, совершая турне в страны, представляющие, по выражению Д. Медведева, "зону привилегированных интересов" России, как бы демонстрировала всем реальность, значимость и перспективы американского присутствия. По словам известного американского эксперта Ариэля Коэна: "После полутора лет критики, что администрация Обамы забывает о друзьях США на постсоветском пространстве, Белый дом, наконец, отрядил сначала министра обороны Гейтса в Азербайджан, а потом и Хиллари Клинтон с визитом в Украину и на Кавказ. Другой вопрос, что Клинтон во время визита в основном рассказывала про то, как хороша демократия, когда у друзей проблем полон рот - тот же экономический спад в Украине и проблемы с безопасностью на Кавказе".

По мнению Коэна, новая администрация США до сих пор делала упор на "перезагрузку", на сближение с Москвой", и теперь Х. Клинтон должна предложить этим постсоветским странам более ясные перспективы и твердые гарантии, чтобы умерить их страх перед Кремлем или пыл по сближению с Россией.

Эксперты "Туран" отмечают, что в ходе южнокавказского турне в центре внимания Клинтон были проблемы безопасности - как в большом, так и в локальном региональном ракурсе. Хотя наиболее интригующим представлялся визит Клинтон в Грузию, но самой, пожалуй, важной по значимости была ее поездка в Азербайджан. С учетом крайне нестабильной ситуации в Пакистане и Кыргызстане сейчас именно Азербайджан превращается в один из самых важных транзитных пунктов для снабжения войск США и союзнической группировки в Афганистане. Стратегическая значимость Азербайджана подтверждается и тем фактом, что незадолго до госсекретаря Баку посетил министр обороны США. Нет сомнений, что визиты Роберта Гейтса и Хиллари Клинтон в Баку способны придать новый импульс американо-азербайджанским стратегическим отношениям, позитивы которых могут сказаться не только в военно-политической и энерготранзитной областях, но и в решении карабахской проблемы, а отчасти и в сфере развития демократии.

Приоритетное внимание, которое Хиллари Клинтон в ходе визитов в Баку, Ереван и Тбилиси уделяла проблемам безопасности, урегулирования конфликтов, мира и стабильности в регионе, - это не просто дань дежурной политической риторике. В контексте реализации глобального транспортно-коммуникационного и энерготранзитного проекта "Южный коридор" есть, должно быть, общее понимание и прагматическая необходимость в разблокировании всех границ и решении конфликтных проблем в данном регионе. Надо полагать, что с учетом новых реалий проект "Южный коридор" будет в дальнейшем структурироваться не только в восточно-западном (альтернативном по отношению к России), но и, с решением иранской проблемы, и в южно-северном направлении.

При таком согласованном стратегическом подходе интересы США, ЕС, НАТО, Турции и даже России в этом вопросе во многом совпадают. По этой причине вскоре, видимо, будут предприняты дополнительные усилия по устранению конфликтных отношений на Южном Кавказе, параллельной активизации турецко-армянского, армяно-азербайджанского, грузино-российского, ирано-западного диалогов и с этой целью оказано соответствующее давление на ситуацию и страны региона. Визит Клинтон в регион отчасти служил и выполнению этой важной политической миссии.

Глобальная аналитическая компания "Стратфор" подготовила аналитический материал по итогам визита госсекретаря США Хиллари Клинтон в Южно-Кавказский регион. По информации АПА, в аналитическом материале под названием "Кипящая кавказская кастрюля" последний визит госсекретаря проанализирован с разных ракурсов.

В разделе "Стратегическое значение Кавказа" аналитического материала Южный Кавказ представлен как регион, ставший центром борьбы за гегемонию между Россией, Ираном и Турцией начиная с XIX века: "Кавказ является одним из регионов мира с наибольшим потенциалом взрыва. В связи с этим привлекает внимание мощных государств, в том числе США. На этом небольшом поле играют семь игроков. США время от времени помешивают кавказскую кастрюлю, которую кипятят Россия, Иран и Турция. Для Вашингтона каждое из этих трех государств является источником различной степени опасности. Кавказ - это мост между Черным и Каспийским морями. Этот мост соединяет с юга Турцию с Ираном, с севера - с Россией. После развала Советского Союза три кавказские республики вышли из-под контроля Москвы, однако, хоть Россия и не является крепким государством, она удержала свои позиции на Кавказе. На севере региона расположены Чечня, Ингушетия, Дагестан и другие.

 

 Р.Габибоглу 

 

Зеркало. – 2010. – 8 июля. – С. 2.