Без науки государство, народ не имеют будущего", - считает академик НАНА Фикрет Алиев
М.Мамедов
Мы беседуем с директором Научно-исследовательского института прикладной математики Бакинского государственного университета академиком Фикретом Алиевым. Поводом для интервью с ученым стало знаменательное для отечественного научного сообщества событие - учрежденный институтом, Национальной академией наук Азербайджана и Министерством связи информационных технологий журнал Applied and Computational Mathematics ("Прикладная и вычислительная математика") впервые в отечественной истории был включен в базу данных библиографического издания Sience Citation Index, выпускаемого Институтом научной информации (США, Филадельфия) и получил так называемый импакт-фактор. Что это такое? С этого вопроса и началась наша беседа с Фикрет муаллимом, который одновременно является и главным соредактором журнала:
- Всякий продукт человеческой деятельности - будь то выращенный урожай пшеницы, собранные автомобили или научные исследования - имеет два критерия оценки: количественный и качественный. Оставим в стороне сельское хозяйство и промышленность, обратимся к науке. Вам, наверное, часто приходилось слышать, что такой-то ученый является автором стольких-то статей или монографий. Или же другой пример. На протяжении многих лет издается научный журнал, торжественно отмечается выход сотого номера или тысячной статьи в нем. Безусловно, это хорошо, что человек неустанно работает, находится в поиске, его статьи издаются. Но все это, так сказать, количественные показатели деятельности ученого, издания журнала. А каковы качественные показатели, как их рассчитать?
С некоторых пор научные работы в мире оцениваются по показателю удельного цитирования журналов, в которых они напечатаны. Этот показатель называется импакт-фактором. Это понятие родилось в 1975 году, когда увидел свет издание Journal Citation Reports, основанный создателем Института научной информации из Филадельфии доктором Юджином Гарфилдом. В этом журнале впервые была воспроизведена степень цитируемости научных журналов.
Однако импакт-фактор рассчитывается только для тех журналов, которые входят в базу данных другого "детища" Юджина Гарфилда - выпускаемого с 1963 года библиографического издания Science Citation Index.
- То есть для получения импакт-фактора сначала надо попасть в поле зрения Science Citation Index?
- Верно.
- А привлечь внимание Science Citation Index легко?
- Судите сами. Никто точно не знает, сколько в мире издается научно-технических журналов. Озвучивают разные цифры.
Одни говорят о 40-50 тысячах, другие - о 100 тысячах. Только в Азербайджане издается более 400 научных журналов. Но в базу данных Science Citation Index внесено лишь около 10 тысяч журналов, которые, однако, охватывают почти 90% важнейшей информации из различных областей. Но при этом 25% журналов, внесенных в издание, имеют импакт-фактор.
Наш журнал создан в 2002 году, а вошел в издание в 2008 году, то есть спустя шесть лет после учреждения. Для сравнения скажу вам, что Turkish Mathematical Journal (Турецкий математический журнал), одновременно с нами получившему импакт-фактор, понадобилось для этого более 30 лет.
- В чем секрет успеха?
- Идея журнала возникла во время одной из дискуссий в Президиуме НАНА в 2001 году. Министр связи и информационных технологий академик Али Аббасов (тогда он был ректором вуза) предложил основать такой журнал, который по своему содержанию отвечал бы самым высоким международным стандартам. Договорились сделать журнал международным. Почетным редактором стал американский ученый, профессор Иллинойского университета Тамер Башар, кроме А.Аббасова и меня, другим главным соредактором стал профессор из Украины В.Б.Ларин. Кстати, с получением импакт-фактора коллектив журнала поздравили известные ученые из разных государств. Особенно приятной для нас была телеграмма нашего соотечественника Лютфи Заде: "Поздравляю научную общественность Азербайджана с получением вашим журналом импакт-фактора. Вы достойны высоких похвал".
- Фикрет муаллим, кого еще хотели бы отметить в достижении успеха?
- Да, это коллективная работа. В достижении этого успеха есть труд мобильной группы журнала. Особо хотелось бы отметить ведущего редактора журнала кандидата физико-математических наук Гасымова Юсифа. В подготовку номеров к печати немало сил и знаний вкладывают кандидаты физико-математических наук Наргиз Сафарова и Ламия Рустамова, Наргиз Гусейнова. Примечательно, что в процессе становления журнала у нас сформировалась команда, работающая по международным стандартам.
- А как рассчитывается импакт-фактор издания? Можно ли пояснить это на примере вашего журнала?
- Все очень просто. В 2007-2008 годах в нашем журнале было опубликовано 49 статей. В изданных в 2007-2008 годах научно-технические журналы мира сделали 31 ссылку на эти статьи. Разделив количество ссылок на количество статей, получим среднее число ссылок на одну статью журнала. В нашем случае это будет 0,633. Это и есть импакт-фактор нашего журнала.
- Если я правильно понял, импакт-фактор - это рейтинг статей, помещенных в журнале. Можно написать 10 статей и поместить их в журналах, которые мало кто читает. А можно написать одну работу, напечатать ее в журнале с импакт-фактором и тогда можно привлечь внимание международного научного сообщества. Таким образом, наличие импакт-фактора существенно повышает требования к статьям, представленным для включения в журнал?
- Со дня основания мы придерживались такой позиции: в журнале должны быть помещены лишь статьи о тех исследованиях, которые представляют актуальность мирового научного сообщества. Получение импакт-фактора обязывает нас еще с большим требованием отнестись к авторам. Приведу статистику.
Зеркало.- 2010.- 24 июля.- С.42.