Какая она, наша Военная доктрина?

 

В документе Армения указана в качестве государства-неприятеля

 

Проект Военной доктрины, направленный в Милли Меджлис еще на прошлой неделе, будет вынесен на обсуждение в ходе внеочередных сессий парламента в июне этого года. Об этом вчера журналистам заявил член парламентского комитета безопасности и обороны Захид Орудж. По словам депутата, уже 8 июня законодатели приступят к обсуждению этого документа.

Отметим, что Военная доктрина ждет своего принятия уже не первый год. Несмотря на требование статьи 95 азербайджанской Конституции, сей важный для страны документ по разным причинам откладывался в долгий ящик. То международные эксперты, которые наряду с отечественными принимали участие в его разработке, ставили в упрек властям то, что в документе Армения указана в качестве врага (хотя в аналогичном документе самой Армении врагами открыто указаны как Азербайджан, так и Турция), и этим самым тормозили его принятие. То азербайджанское руководство испытывало трудности в определении своих стратегических союзников в силу быстро меняющейся геополитической ситуации в регионе. Одним словом, факт направления в парламент проекта Военной доктрины послужил тому, что отечественные эксперты наконец-то облегченно вздохнули.

Многие, забегая вперед, почему-то были уверены в том, что в Военной доктрине будет отражена не только оборонная составляющая (речь идет о военно-оборонной тактике, использовании и назначении военной техники и др.), но и стратегическая. К примеру, как было отмечено выше, Азербайджан должен определиться со своими друзьями и врагами, наметить для себя возможные риски и возможные сценарии во избежание последних. Однако, если судить по проекту, поступившему в Милли Меджлис, документ все-таки несколько размыт. И на то, если верить депутату З.Оруджу, имеются основания.

Причина, по его мнению, кроется в рисках в связи с безопасностью в регионе. Поэтому ни Россия, ни Иран, ни другие страны, которые имеют отношение к региону, не указаны как враги или друзья, считает депутат. Исключением является Армения, которая в проекте указана как сторона-агрессор. "В документе прямо говорится, что оккупация азербайджанских земель армянской стороной представляет угрозу безопасности всего региона", - отметил он. Проект Военной доктрины состоит из 75 пунктов и семи главных положений. По словам З.Оруджа, здесь отражена концепция национальной безопасности, затрагивающая также вопросы военной безопасности. В документе, добавил он, нашли отражение такие вопросы, как факты военной угрозы и военной агрессии в регионе, ускоренное вооружение, агрессия Армении против Азербайджана и реалии, связанные с ней, а также задачи, стоящие в связи с этим перед Вооруженными силами Азербайджана.

Помимо этого, особое место уделяется будущей стратегии военного строительства, международному военному сотрудничеству, военным связям, двусторонним международным военным соглашениям Азербайджана. Депутат тут добавил, что в настоящее время у Азербайджана имеются двусторонние военно-технические связи с 48 странами.

В общей сложности в проекте указано на то, какие вопросы считает Азербайджан для себя угрозой в регионе. Кроме того, в документе нашли место задачи, так или иначе связанные с финансовым кризисом и насильственной борьбой за энергетические ресурсы, стимулированием сепаратизма и др. К месту будет сказать, что в проекте доктрины упоминается и о размещении иностранных военных баз на территории Азербайджана. Так, согласно документу, запрещено какое-либо военное иностранное присутствие, но с оговоркой - азербайджанская сторона оставляет за собой право на принятие решений по этому вопросу в зависимости от ситуации в регионе.

В доктрине также содержится пункт о формировании сильной национальной армии, отметил З.Орудж. "Естественно, учитывая внешние обстоятельства, было бы не совсем верно надеяться на одну только армию. Есть необходимость налаживания и укрепления военных двусторонних связей и с другими государствами", - сказал З.Орудж. Так, отметил он, отношения между Азербайджаном и НАТО находятся уже на достаточно приемлемом уровне - это касается вопроса доведения ВС Азербайджана до международных стандартов, обеспечения безопасности на Каспии.

"Безусловно, Турция нам очень близка в этих направлениях, и хотя в документе она открыто не подчеркивается, тем не менее, говорится о сотрудничестве с государствами с передовыми военными технологиями. Известно, что начиная еще с 1996 года представители генералитета и другие высокопоставленные военные Турции сыграли огромную роль в формировании Вооруженных сил Азербайджана", - заключил З.Орудж.

 

 

Джайрамова 

 

Зеркало.- 2010. – 2 июня. – С. 1