Мэтью Брайза должен последовать примеру Ричарда Козларича

 

Наблюдатели советуют возможному послу США любить азербайджанский народ

 

В непростых отношениях, сложившихся в последнее время между США и Азербайджаном, будем надеяться, наметился, наконец, переломный момент. Такого мнения придерживается ведущий эксперт одного из известных американских аналитических центров Heritage Foundation по вопросам России, Евразии и международной энергетической безопасности Ариэль Коэн ("Тренд").

Так, после почти годичного отсутствия американского посла в Азербайджане президент Барак Обама представил Сенату кандидата на эту должность - второго замгоссекретаря по вопросам Европы и Евразии Мэтью Брайза. И теперь, после того как кандидатуру Брайза утвердит Сенат, новому послу придется немало потрудиться, чтобы исправить запущенную ситуацию, которая сложилась на Южном Кавказе, считает ведущий эксперт. Политический курс, который проводит в регионе нынешняя администрация , создал довольно напряженную ситуацию между Баку и Вашингтоном. Грузия стала заложницей политики перезагрузки с Россией, а Азербайджан - прицепом у турецко-армянских отношений, отмечает Коэн.

"При этом Белому дому не удалось добиться заявленных целей по стабилизации ситуации на Южном Кавказе. Усилия США по налаживанию отношений между Ереваном и Анкарой без привязки к вопросу Нагорного Карабаха оказались напрасными", - заметил он.

США не удалось навязать сторонам сценарий урегулирования ситуации в регионе без учета интересов непосредственных участников. Триумфально начавшийся с подписания протоколов в октябре 2009 года в Цюрихе процесс нормализации армяно-турецких отношений застрял, несмотря на частые призывы США к его продвижению, добавил Коэн.

Армения и Турция не смогли прийти к конкретной договоренности относительно сроков ратификации и формы документов, внося изменения в протоколы и пытаясь выдвинуть предварительные условия, касающиеся Нагорного Карабаха и вопроса "геноцида армян" в 1915-1916 гг.

Увлекшись процессом посредничества в отношениях Анкары и Еревана, США упустили из вида не менее важную страну региона - Азербайджан. Официальный Баку неоднократно выражал недовольство отсутствием инициативы Вашингтона в нагорно-карабахском процессе и его усилиями по налаживанию армяно-турецких контактов. Азербайджан считает, что его интересы были задвинуты на второй план, полагает эксперт.

Более того, объявив о прекращении американо-азербайджанских совместных военных учений и заключив соглашения о продаже до 1 миллиарда кубометров газа с "Газпромом", Азербайджан дал понять, что может пересмотреть свой союз с Западом и развивать отношения с Россией. Однако призывы азербайджанских официальных лиц Вашингтоном не были услышаны, сетует Коэн. Ситуацию усугублял и факт отсутствия представителя США высокого уровня в Баку, что объективно препятствовало способности Америки к эффективному сотрудничеству с Азербайджаном и, как и в случае с Туркменистаном, было интерпретировано как аффронт.

"После назначения новому послу нужно будет убедить свое начальство вернуть в орбиту американских интересов Южный Кавказ - регион, стратегически расположенный на стыке национальных интересов таких держав, как Россия, Иран и Турция, а в будущем, возможно, и Китай. А главное - присутствие представителя США высокого ранга в Азербайджане поможет Вашингтону начать новый стратегический диалог с Баку, в котором уже давно назрела необходимость", - настаивает Коэн.

Для выполнения этой миссии кандидатура Мэтью Брайза представляется наиболее удачной. Благодаря большому дипломатическому опыту работы в Москве, затем практике в энергетической политике в Каспийском регионе и работе сопредседателем Минской группы по решению нагорно-карабахского конфликта Брайза может помочь как США, так и Азербайджану во многих вопросах внешней политики. Брайза знает и любит Кавказский регион. Но не всем он ко двору, предупреждает эксперт.

Не случайно Армянский национальный комитет Америки (ANCA) организовал онлайн-кампанию, в ходе которой призывает сенаторов подробно и полностью изучить прежние и нынешние позиции Брайза о "геноциде армян", о деблокаде Армении со стороны Турции и Азербайджана, о независимости Нагорного Карабаха и прочем, ссылаясь на официальный сайт ANCA, сообщает Коэн.

"Но эти круги пытались торпедировать и другие дипломатические назначения по причинам, не имеющим ничего общего с американскими национальными интересами", - добавил он. При этом эксперт считает немаловажным и то, что у Брайза хорошо развиты геополитическое чутье, готовность к нестандартным действиям и компромиссам. Брайза сможет правильно оценить нынешнее положение дел в регионе и может поспособствовать объединению усилий Вашингтона, Анкары, Баку и Москвы в деле укрепления стабильности на Южном Кавказе.

Большое значение имеет то, что Брайза хорошо информирован о ходе карабахского урегулирования и, вероятно, приложит все усилия, чтобы довести начатый им в Минской группе процесс по решению конфликта до конца, уже в ранге посла США в Азербайджане. "И главное - мы надеемся, что Мэтью Брайза сгладит острые углы в отношениях Баку и Вашингтона благодаря прекрасным отношениям этого способного дипломата с азербайджанской политической элитой", - резюмирует Коэн.

Между тем в Азербайджане также полагают, что будущему послу, и в частности господину Брайза в случае его назначения на этот пост, нужно много потрудиться. Любопытно, а на чем именно американский посол должен прежде всего акцентировать внимание, теперь уже с точки зрения азербайджанских экспертов?

Сопредседатель Социал-демократической партии Араз Ализаде в беседе с "Зеркалом" высказал мнение, что для нормализации двусторонних отношений между Вашингтоном и Баку незаменимым средством оказалось бы обязательное признание дипломатом территориальной целостности Азербайджана. "Если говорить о Мэтью Брайза, то, в отличие от позиции на посту сопредседателя МГ ОБСЕ, этот дипломат, во-первых, должен в однозначном порядке признать Нагорный Карабах под юрисдикцией Азербайджана и необходимость возвращения вынужденных переселенцев в свои дома. Во-вторых, он должен понять, что Азербайджан - суверенное государство, а не какой-нибудь американский штат. Ну и в-третьих, что немаловажно, ему следует взять пример с бывшего посла США в Азербайджане господина Ричарда Козларича, который действительно любил азербайджанский народ. Нельзя работать в Азербайджане, не любя азербайджанский народ", - считает Ализаде.

В свою очередь отечественный политолог Расим Мусабеков акцентировал внимание на проблеме коммуникаций между азербайджанской и американской сторонами. К сожалению, отметил он "Зеркалу", в период отсутствия американского посла в Азербайджане в этой области появились большие проблемы, а ведь от степени коммуникабельности и поддержания контактов во многом зависит и уровень взаимоотношений. "Думаю, в США осознали последствия этой проблемы, и поэтому так сразу встал вопрос с назначением Мэтью Брайза на пост посла ", - сказал он.

Как добавил политолог, выбор М.Брайза не случаен. "У Брайза очень хорошие контакты с руководством страны, политическими кругами, гражданским обществом и СМИ. А это очень важный аспект. Ну и в целом Брайза - кадровый дипломат, который имеет богатую практику не только в процессах урегулирования конфликтов, в данном случае он хорошо знаком с карабахской проблематикой, но и в энергетических вопросах, что является как для Баку, так и для Вашингтона одной из составляющих двустороннего сотрудничества", - объяснил Мусабеков.

 

Джайрамова 

 

Зеркало. – 2010. – 4 июня. – С. 1.