В Баку прибыл глава МВД Ирана

 

Тегеран проявляет к Азербайджану повышенный интерес и неспроста

 

Вчера в Баку с официальным визитом прибыл министр внутренних дел Ирана Мустафа Мухаммед Наджар. Как сообщили АПА в пресс-службе посольства Ирана, визит продлится до 5 мая. Отметим, что иранская пресса обнародовала состав делегации Ирана. Среди сопровождающих министра - губернаторы провинций Гилан, Восточный Азербайджан, Западный Азербайджан и Ардебиль, члены Меджлиса исламского совета, а также чиновники МВД и МИД.

Как передает 1news.az со ссылкой на агентство Mehr, в Азербайджане ожидается подписание соглашения о безопасности. Об этом заявил заместитель министра внутренних дел Мехди Махаммедифард. По его словам, иранские и азербайджанские эксперты подготовили протокол о безопасности, и если министры внутренних дел двух стран подпишут его, то он вступит в силу. Как отметил чиновник, протокол касается обеспечения безопасности границ, борьбы с наркотиками и торговлей людьми, борьбы с организованной преступностью, обучения пограничников, а также выдачи преступников. "Если министры не подпишут протокол, эксперты пересмотрят его, и протокол будет подписан во время визита азербайджанского министра внутренних дел в Тегеран", - сказал он.

В беседе с журналистами Наджар выразил надежду на то, что его визит благотворно повлияет на взаимоотношения между Азербайджаном и Ираном. "Мы считаем Азербайджан братской Ирану страной", - заявил он. В интервью "Тренд" глава МВД Ирана заявил, что отношения между Тегераном и Баку благоприятно развиваются в самых различных сферах, и ничто не сможет изменить это. Развитие Азербайджана, его безопасность, авторитет страны радуют Иран, и никаким силам не удастся разрушить сложившиеся хорошие отношения между двумя странами. Наряду с политическими связями между Ираном и Азербайджаном на высоком уровне развивается сотрудничество и в сфере безопасности, подчеркнул он. Так, например, между странами существуют договора о сотрудничестве между пограничными службами, о взаимообмене заключенными.

"Мой приезд - не просто ответный визит на визит министра внутренних дел Азербайджана в Иран, его цель - укрепление взаимосвязей между министерствами внутренних дел наших государств. В ходе визита мы постараемся еще больше укрепить двустороннее сотрудничество, в том числе в области пограничной службы. Мы расцениваем границу между Ираном и Азербайджаном как дружескую границу и верим, что никакой фактор не помешает нашему сотрудничеству", - отметил он.

Еще одной целью визита является разработка программы и законодательных механизмов в сфере борьбы с распространением наркотических средств и борьбы с терроризмом. При этом глава МВД Ирана подчеркнул, что присутствие иностранных сил на Ближнем Востоке и в Кавказском регионе повысило число политических, религиозных, национальных разногласий и актов террора. В рамках визита планируется обсудить развитие сотрудничества в сфере безопасности и пограничного сотрудничества, усиление пограничных контрольно-пропускных пунктов двух государств с помощью регулярных встреч глав пограничных служб, создание связей между пограничными провинциями и обмен производимой продукцией, упрощение процедур пересечения границы, создание совместной службы береговой охраны в Каспийском море, создание схемы пограничных рек двух стран, строительство автомагистрали Астара-Баку.

Вчера президент Азербайджана Ильхам Алиев принял делегацию во главе с министром внутренних дел Исламской Республики Иран Мустафой Мухаммедом Наджаром. По информации АПА, глава государства подчеркнул, что двусторонние связи между Азербайджаном и Ираном успешно развиваются. Назвав визит в Азербайджан министра внутренних дел Ирана с большой делегацией хорошим показателем, глава государства выразил уверенность в том, что двусторонние связи между государствами будут укрепляться и в дальнейшем. Вспомнив свои предыдущие визиты в Азербайджан, Мустафа Мухаммед Наджар особо отметил тот факт, что в составе делегации его сопровождают губернаторы четырех провинций Ирана, граничащих с Азербайджаном.

Делегацию во главе с министром внутренних дел Ирана Мустафой Мухаммедом Наджаром принял также министр внутренних дел Азербайджана Рамиль Усубов, сообщает пресс-служба МВД Азербайджана. В ходе встречи Усубов отметил, что подобные встречи служат укреплению совместной деятельности в области борьбы с организованной преступностью и международным терроризмом. Немалую роль в этом процессе играют двусторонние договоры, заключенные странами. В ходе встречи также была обсуждена общественно-политическая и криминогенная ситуация в Азербайджане. Глава МВД Ирана, в свою очередь, поблагодарил своего коллегу за искренний прием.

Начнем с того, что в последнее время во внешней политике Ирана Азербайджану уделяется особое внимание. Дело в том, что на фоне возможной изоляции и применения санкций в связи с ядерной программой иранское руководство во внешней политике вынуждено активизировать свои усилия на центральноазиатском и кавказском направлениях.

В частности, в марте Тегераном была выдвинута идея создания модели интеграции Ирана, Турции, Ирака и Сирии по образцу Евросоюза. Кроме того, меджлис устами советника спикера парламента по внешней политике Хосейна Шейхольэслама заявил о готовности Ирана подписать договор о ненападении со странами региона. Советник подчеркнул, что Иран готов подписать соглашение о ненападении со странами региона при условии ненападения этих стран на Иран, и отметил, что "США запугивают эти страны ядерной программой и ракетами Ирана для продажи им своего оружия". С другой стороны, в последние месяцы в Иране усилилась критика политической линии России по отношению к Ирану. С негативными высказываниями в адрес России выступают депутаты парламента, политические деятели, ученые, военные, представители государственных структур. Одним словом, в Иране не удовлетворены нынешней политикой России, и негативные настроения продолжают усугубляться. В позиции России также стали появляться более жесткие по отношению к Ирану моменты. Это выражалось в высказываниях высших лиц государства. Суть российской позиции сводится к следующим моментам: Россию тревожит "ядерная политика" Ирана; РФ - за поиск компромиссного решения иранской ядерной проблемы; если же дело дойдет до введения санкций, то Москва за "умные" санкции, не вредящие жизненному уровню населения; санкции должны быть направлены только на обеспечение режима нераспространения ядерного оружия; Россия против изоляции Ирана, который обладает серьезными рычагами влияния и задача состоит в том, чтобы это влияние, "внести в общую копилку и использовать в поиске конструктивных мирных решений в этом весьма взрывоопасном регионе".

Иными словами, Россия не будет защищать Иран на международной арене, если это будет противоречить ее интересам на других направлениях. Очевидно, что официальный Тегеран не готов принять такую позицию, поскольку исходит исключительно из своих представлений и задач.

Немаловажным является и тот фактор, что Иран сегодня оказался в изоляции и со стороны арабских государств, разве что за исключением Сирии. Причина тому - и религиозные шиитско-суннитские разногласия, и этнические сложности между персами и арабами, и территориальные споры, уходящие корнями в глубь истории. Но в современном мире к ним добавились и сугубо политические. Исламская Республика Иран все громче заявляет о своих претензиях на привилегированное положение в мусульманском мире и на Ближнем и Среднем Востоке, что, естественно, не вызывает понимания в арабских странах.

 

Из основных причин напряженности является иранская ядерная программа. Многие арабские страны полагают, что Иран развивает ядерные технологии не только в мирных целях, как хочет это показать, но и для решения военных задач.

Кроме того, по их мнению, поведение Ирана свидетельствует о его намерении стать гегемоном в регионе. Арабы все больше опасаются гегемонистских амбиций иранцев, которые усиливаются прямо пропорционально успехам Тегерана на ракетно-ядерном поприще. Как отмечают эксперты, в последние годы общемусульманская обеспокоенность Израилем уступает место их тревогам в отношении ядерного Ирана. Так что, исходя из нынешнего состояния ирано-арабских отношений, можно сделать вывод, что, несмотря на значительные усилия иранской стороны по налаживанию и развитию отношений с арабским миром, в целях предотвращения изоляции в настоящее время о каком-то кардинальном арабо-иранском сближении, о пакте о ненападении или совместной системы коллективной безопасности не может идти речь. Так что иранская сторона проявляет к Азербайджану повышенный интерес неспроста. Более того, Тегераном был поднят вопрос о его посреднической миссии в разблокировании армяно-азербайджанского конфликта. Одним словом, Иран изучает возможность политических маневров в регионе.

Однако нельзя забывать о том, что в регионе важную роль играет Россия, и возможности для маневров у Ирана ограничены. Поэтому, скорее всего, Тегерану придется довольствоваться только экономической сферой, и играть какую-либо роль при решении политических вопросов он не способен. Перспективы иранского посредничества также встречены на Кавказе скептически.

Таким образом, не отрицая возможности влияния Ирана на процессы, происходящие в этом регионе, приходится констатировать, что он не обладает достаточными политическими ресурсами и международной репутацией для того, чтобы включиться на равных в процесс урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха при наличии в составе посредников - России, США и Франции.

 

 

Э.Велиев

 

Зеркало. – 2010. – 4 мая. – С. 3.