Память жива, память не забыла

 

Ветеран войны и спорта, ветеран труда и изобретатель Кямал Ханларбек оглу Гасанов (Ширинбейли) узнал о войне 23 июня 1941 года, возвращаясь с восхождения в Приэльбрусье, будучи студентом 2-го курса Художественного техникума им. А.Азимзаде...

Во время войны окончил военное училище в звании лейтенанта, а уже после его окончания - Московский институт экономики. Долгие годы работал на ответственных должностях промышленного сектора республики.

Сейчас Кямал муаллим находится на заслуженном отдыхе, однако не сидит без дела: ум исследователя и изобретателя выдает новые идеи, а творческая жилка подстегивает заняться резьбой по дереву, для чего он уже приготовил инструменты и нужную литературу.

Мы узнали, что Министерство труда и социальной защиты в честь юбилейной даты наградило Кямала Гасанова легковой автомашиной "Таврия". Коллектив "Зеркала" поздравляет ветерана войны, спорта и труда с праздником Победы и ценным подарком. Наша беседа, конечно же, о тех далеких годах войны:

- Кямал муаллим, у вас много наград военного времени, расскажите, какое событие на войне послужило причиной награждения вас медалью "За отвагу"?

- Медаль "За отвагу", проявленную во время авианалета в бою за сбитый вражеский самолет-бомбардировщик, я как командир взвода 44-й стрелковой бригады первого танкового корпуса получил через год, в 1944 году, в Тбилиси.

...Это происходило на Западном фронте, после сталинградских боев. Я командовал взводом зенитной артиллерии при танковом корпусе, и основной моей задачей было предупреждение и недопущение атак и бомбардировок со стороны немецких самолетов. Тактика войны такова, что немецкие бомбардировщики, зная о том, что наступление начинается с танков, вслед за которыми идет пехота, первым делом уничтожают танки. Немецкая разведка доложила о месте скопления наших танков, которые должны были отобразить бомбовые удары немцев. Причем при бомбежке самолеты немцев образовывали т.н. смертельное кольцо, т.е. 10-12 самолетов на лету становились в круг, и каждый из них по очереди бомбил, а другой пикировал и становился в хвост этого кольца. Наш взвод не подпускал немцев к танкам.

Кстати, меня на войне называли Гасаном, и многие даже шутили, что Гасан птицу не пропустит, не то что самолет. А все дело в том, что на сталинградском фронте однажды мы заметили, что немцы стреляют в небо, в то время как самолетов не было видно. Две точки двигались в нашу сторону, и мы следили за ними. Сначала приняли их за самолеты- разведчики, но, догадавшись, поняли, что это две крупные птицы, которых немцы не могли сбить.

Я сбил одну из птиц, которая упала прямо перед нами. Поскольку несколько дней мы не получали продовольствия, я распорядился эту птицу очистить и приготовить еду для своих солдат. После этого случая меня шутя стали называть именно так за меткость стрельбы.

Но вернемся к бою... Мне удалось сбить вражеский самолет "Юнкерс-88". Когда он, загоревшись, рухнул на землю, один из наших командиров, издали увидев это, прибежал и расцеловал меня, поздравляя и называя меня героем. Он тут же написал докладную командованию о представлении меня к награде. Помимо этого, четыре наших взвода также сбили немецкий самолет, но это уже была коллективная заслуга.

Войну я закончил на Брянщине, вернулся с тяжелым ранением, с инвалидностью. А недавно из Москвы меня известили о том, что российское телевидение собирается командировать сюда корреспондента, чтобы я рассказал ему о событиях, в которых участвовал. Различные российские организации и фонды поздравили меня с юбилеем Победы. С письмами, присланными мне из российских структур, как ветеран войны, ветеран спорта (альпинист), и ветеран труда, как изобретатель, имеющий патенты, как председатель Комитета ветеранов нашего жилищного участка N15 я обратился в Министерство труда и социальной защиты о предоставлении мне автомашины. Надо отдать им справедливость, сотрудники министерства тут же откликнулись на мою просьбу и в связи с юбилеем Победы наградили меня автомашиной "Таврия".

Сейчас, будучи на пенсии, я стараюсь заняться полезным трудом. Мое последнее изобретение - соковыжималка для гранатов, предназначенная для небольших заводов.

Потянуло на творчество, и я решил заняться резьбой по дереву. И в этой области у меня есть рационализаторские предложения, облегчающие труд резчика по дереву. Хочется, чтобы гости нашего города увидели богатый творческий потенциал нашего народа. Идей много, дай Бог сил претворить их в реальность.

- Сегодня иногда раздаются мысли о том, что 65 лет назад мы воевали не за свою страну и огромные жертвы той войны были неоправданны. Что вы думаете об этом?

- Это очень сложный вопрос, в котором есть как плюсы, так и минусы. Однозначно то, что без России Азербайджан не добился бы успехов и развития, которые он имеет в настоящее время. Будучи мусульманской страной, мы переняли европейские ценности. То, что произошло в конце прошлого века, больше относится к перегибам в идеологии коммунистов, которые и привели к концу империю Советов. А что касается войны, к сожалению, тем тотальным патриотизмом и убежденной готовностью защищать свою землю сегодня мало кто из молодых людей обладает. А в то время мальчишек невозможно было удержать. Времена разные...

- Мне известно, что вы принадлежите к дворянскому роду карабахских потомственных беков - Ширинбековых. Как вы стали Гасановым?

- Мой отец Ханлар бек был одним из пяти братьев Ширинбековых из Шуши, которые были зачинателями табачно-парфюмерной промышленности в Азербайджане. Известный историк Мир Мовсум Навваб писал о нашем роде. Поскольку некоторые представители нашего рода до революции преследовались царской охранкой, а после советизации в грозные 30-е годы подвергались репрессиям и ссылкам, мы вынуждены были сменить фамилию, чтобы нас не преследовали.

Представьте, что моего пожилого отца НКВД забрал в тот день, когда я ушел на войну. Его сослали в Красноводск, где он и погиб. Так я и остался Гасановым. Приходилось уничтожать все документы, фотографии и предметы, свидетельствующие о моей принадлежности к роду Ширинбековых. Ведь очень долгое время мы находились под неослабным контролем органов. Когда, будучи демобилизованным по инвалидности до окончания войны, я искал работу, один из руководителей комсомола предложил мне отречься от отца, пообещав взамен хорошую работу. Смерив его презрительным взглядом, я покинул кабинет комсомольского вожака. Но на этом наши приключения не завершились: за 2 месяца до Победы меня за фамилию и брата Энвера за концлагерь и бегство из него осудили. Он отсидел 10 лет ссылки в Воркуте, а я получил 2 года. Вот такова роковая судьба нашей фамилии.

P.S. Прощаясь с Кямалом Гасановым (Ширинбейли), я думала об удивительном феномене - несгибаемой воле к жизни, когда человек умеет жить даже тогда, когда это становится невозможным, оставаясь Человеком с большой буквы. Спасибо, что остались живы, Кямал муаллим!

 

 

Афет Ислам 

 

Зеркало. – 2010. – 12 мая. – С. 7.