М.Э.Расулзаде и Азербайджанская Демократическая Республика

 

Этой теме посвящен труд азербайджанского исследователя А.Балаева

 

Среди первых книг, написанных историками Азербайджана и опубликованных в современной России, выделяется книга бакинского исследователя А.Балаева, посвященная М.Э.Расулзаде. Автор анализирует его роль в истории Азербайджана начала XX в., в создании Азербайджанской Демократической Республики в 1918-1920 годах. Книга богата новыми историческими материалами.

Освещая начало политической деятельности своего героя в Баку, одном из центров революционного движения в Российской империи, особенно на мусульманском Кавказе, А.Балаев подчеркивает, что он боролся за всеобщее равенство и свободу.

Вступив в партию "Мусават" ("Равенство"), основанную в 1911 г., М.Э.Расулзаде вскоре стал одним из главных идеологов и лидеров этого движения. Ему удалось превратить партию в организацию, отстаивающую национальные права азербайджанцев и других тюркских народов. Первая мировая война обострила социально-экономические, политические и национальные проблемы в Российской империи. Царское правительство проявило полную беспомощность и неспособность управлять государством в условиях военного времени. Именно глубинными кризисными явлениями Балаев объясняет стремительное обрушение самодержавия в феврале 1917 года.

Наступившая невиданная до той поры демократия позволила нерусским народам, в том числе азербайджанскому, открыто заявить о своих устремлениях. Позиция Расулзаде была предельно ясной, он считал, что будущая российская государственность должна покоиться на двух началах, с одной стороны - на общечеловеческих интересах, а с другой - на свободном развитии отдельных национальностей. Он был уверен в том, что именно территориальная федерация создает оптимальные условия для свободного национального развития мусульманских народов России и для раскрепощения их потенциальных возможностей в различных сферах жизни государства и общества.

Принятая в октябре 1917 г. новая программа партии "Мусават", явившаяся во многом результатом теоретических разработок Расулзаде, была, на взгляд автора, проектом огромной важности, предполагавшим переустройство Российского государства на началах национально-территориальной автономии. В то же время содержание программы показывает, что достижение автономии не было для партии самоцелью, а лишь средством построения общества с широким спектром политических и гражданских свобод. Партия "Мусават" выступала за гарантированные государством и закрепленные конституцией свободу слова, совести, союзов, собраний и стачек, неприкосновенность личности и имущества, за равенство всех граждан перед законом, независимо от их вероисповедания, национальности, пола и политических убеждений. Именно это обеспечивало партии широкую поддержку среди разных народов.

Стремительный рост политического авторитета и популярности партии "Мусават" в Закавказье тревожил пришедших к власти большевиков. Видя в мусаватистах опасных политических соперников, они решили добиться их полного разгрома. Местом проведения устрашающей акции большевиками был выбран Баку.

Под предлогом борьбы с мусаватистами большевистско-дашнакские вооруженные отряды фактически осуществили целенаправленное уничтожение мирного населения, жертвами которого только в Баку и его окрестностях стали более 12 тыс. жителей во время мартовских (1918 года) погромов. Этот кровопролитный конфликт был, как отмечается в книге, обусловлен стремлением большевистско-дашнакского альянса к полному устранению с политической сцены прежде всего мусаватистов, ратовавших за создание азербайджанской автономии в составе общего государства.

Чтобы не допустить победы мусаватистов в Азербайджане, большевистские лидеры, по данным Балаева, вынашивали планы по отторжению Баку и других прикаспийских территорий Бакинской губернии от Азербайджана с последующим их включением в состав Советской России. Существовало даже соответствующее геополитическое обоснование данного проекта. С экономической точки зрения Бакинский нефтяной район, как полагал нарком по делам национальностей Совета народных комиссаров И.В.Сталин, якобы не имел ничего общего с остальной частью Азербайджана. Поэтому Сталин фактически не признавал Баку и его окрестности составной частью Азербайджана как такового. В этом вопросе его поддерживал, в частности, руководитель Бакинского совета С.Г.Шаумян. Идея отторжения Баку от Азербайджана была выгодна не только Кремлю, но и партии "Дашнакцутюн", поскольку это способствовало реализации ее планов по захвату обширных территорий Бакинской и Елисаветпольской губерний и включение их в состав армянского государства. Двурушническая роль Сталина в этих событиях просматривается достаточно четко.

Мартовкие трагические события 1918 г. имели совершенно другие последствия. Партия "Мусават" взяла курс на полную государственную независимость Азербайджана, считая, что политика центра продемонстрировала всю иллюзорность надежд на преображение под большевистским руководством бывшей российской империи в демократическое государство.

Однако, как отмечает Балаев, нахождение значительной части Азербайджана, включая Баку, под контролем большевистско-дашнакских вооруженных отрядов усиливало политическую нестабильность на всем Кавказе, не позволяя азербайджанским лидерам приступить к государственному строительству. Такую возможность они получили в конце 1918 г., после образования азербайджанского парламента и сформированного им правительства. По форме правления Азербайджанская Демократическая Республика 1918-1920 гг. была парламентской.

Во внутриполитической жизни Азербайджана в те годы сложилась, по словам автора, достаточно причудливая и разношерстная в политическом отношении антимусаватистская коалиция, состоявшая из большевиков, азербайджанских социалистов, мусульманских клерикалов и турецких офицеров. Все они были объединены стремлением любыми средствами покончить с существованием независимого и демократического Азербайджана.

В начале апреля 1920 г. части 11-й Красной Армии, разгромив остатки деникинских войск, вышли на северную границу Азербайджанской Республики и в ночь с 26 на 27 апреля 1920 г. перешли границу и начали продвигаться в сторону Баку. К утру 28 апреля Баку был занят красными, вслед за которыми, о чем нельзя было писать в советской историографии, шли турецкие офицеры во главе с генералом Халил-пашой. Стены бакинских зданий были обклеены различными приказами, декларациями и объявлениями с подписями турецких офицеров, занимавших руководящие посты в городской полиции и бакинском гарнизоне. В этих объявлениях утверждалось, в частности, что армия спешит на помощь к туркам, и якобы по этой причине любое сопротивление ее продвижению является свидетельством нежелания помочь спасению Турции и предательством интересов тюркского единства и ислама. Туркам удалось таким путем успокоить народные массы, но ненадолго. Приведенные в рецензируемой книге факты позволяют сделать важный вывод: накануне вторжения Красной Армии в Баку был организован самый настоящий заговор против мусаватистов, в котором немалую роль сыграли различные турецкие политики и военные, занимавшие тогда важные посты во властных и силовых структурах Азербайджанской Республики.

Подводя итоги своего исследования, Балаев отмечает, что, несмотря на падение Азербайджанской Демократической Республики, большевикам, захватившим власть в Баку, не удалось перечеркнуть политические достижения периода 1918-1920 гг., и в первую очередь то, что Азербайджан стал реальностью на политической карте мира. Главное состояло в том, что Кремль вынужден был отказаться от планов расчленения азербайджанских земель, раздав их соседним республикам - Грузии, Армении и России.

Заключительный раздел книги посвящен деятельности Расулзаде в эмиграции, сначала в Турции, а затем в Европе. В книге дан подробный анализ его творчества, посвященного переомыслению накопленного опыта как лидера мусаватистского движения, и как непосредственного участника трагических событий в истории Азербайджана 1918-1920 годов.

Книга А.Балаева, написанная местами в острой полемической манере, как с азербайджанскими историками, так и с зарубежными исследователями, основывается преимущественно на новых документальных источниках, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Она вносит существенный вклад в изучение революционного процесса в бывшей Российской империи, развивавшегося в сложных условиях становления и развития новых властных государственных структур как в центре России, так и на местах. Автор рецензируемой книги дает свое видение этих событий, их значения для будущего страны.

 

 

Салават, Исхаков

 

Зеркало. – 2010. – 22 мая. – С. 34.