Геополитические интересы взяли верх

Мэтью Брайза назначают послом США в Азербайджане

 

Вчера Белый дом официально объявил о решении президента Барака Обамы назначить Мэтью Брайза послом США в Азербайджане. До последнего времени он работал заместителем помощника госсекретаря США по европейским и евразийским делам. До этого он был американским сопредседателем в Минской группе ОБСЕ. Он также был советником президента и госсекретаря по вопросам Каспийского региона. Теперь кандидатура Брайза должна пройти утверждение в Комитете по внешним связям Сената, а затем и всего Сената. "Я очень взволнован, но ничего не могу говорить, пока вопрос не будет рассмотрен в Сенате", - сказал вашингтонскому корреспонденту "Туран" Брайза.

Назначение Брайза вызвало раздражение армянского лобби, которое уже призвало своих сторонников блокировать его назначение. Причиной нелюбви к Брайза является его близость к руководству Азербайджана, отрицание "геноцида армян" и его женитьба на этнической турчанке Зейно Баран. Брайза окончил Стэнфордский университет и Университет Тафта. Ранее работал в дипмиссиях в России и Польше. Брайза имеет польское происхождение.

Должность посла США в Азербайджане остается вакантной с июля прошлого года, что вызвало серьезное недовольство Баку. По мнению наблюдателей в Азербайджане и США, это не было случайным и стало выражением недовольства Вашингтона политикой официального Баку.

Один из ведущих американских экспертов по России и Евразии Ариэль Коэн считает Мэтью Брайза превосходным кандидатом на пост посла США в Азербайджане. "Посол Брайза привнес в регион особый интерес. Он любит этот регион и хорошо его знает. Брайза работал по каспийским нефтепроводам, по урегулированию карабахского конфликта, по конфликтам в Грузии и имеет ясное представление об ожидающих его вызовах. Для Азербайджана Брайза будет сильным послом, который сделает многое для улучшения и углубления двусторонних связей", - сказал Ариэль Коэн в беседе с вашингтонским корреспондентом "Туран".

Агентство "Туран" также провело блиц-опрос политических деятелей страны в связи с решением президента США назначить послом в Азербайджане Мэтью Брайза.

Лидер партии "Мусават" Иса Гамбар считает Брайза опытным и способным дипломатом, хорошо знающим регион и Азербайджан, в частности.

"Примечательно, что этот дипломат хорошо осведомлен о нюансах взаимоотношений Баку и Вашингтона, что может иметь положительный результат", - считает Гамбар.

Лидер Партии Народного фронта Али Керимли также считает Мэтью Брайза хорошо образованным и профессиональным дипломатом. Он имеет хорошие связи с руководством Азербайджана. Его назначение может придать динамизм двусторонним отношениям и способствовать интеграции Азербайджана в евроатлантическое пространство и демократизации страны. Большое значение имеет то, что Брайза хорошо информирован о ходе карабахского урегулирования и может внести свой вклад в этот процесс. Однако Керимли надеется и на то, что Брайза сыграет сдерживающую роль в политике властей Азербайджана по подавлению свобод в стране.

Глава Демократической партии Сардар Джалалоглу считает, что ждать чего-то особенного от данного назначения не стоит. Он полагает, что это назначение свидетельствует о незаинтересованности США в процессах демократии в Азербайджане. Поэтому он ожидает, что процесс застоя в двусторонних отношениях будет некоторое время продолжаться.

Лидер проправительственной партии "Ана Вэтэн" Фазаил Агамалы полагает, что главной заботой Брайза должен быть вопрос освобождения оккупированных азербайджанских земель.

Официальный Баку устами заведующего отделом администрации президента Али Гасанова также позитивно оценил назначение Брайза послом США в Азербайджане. Это бывает не так часто, но в оценке данного события, в том числе деловых качеств Брайза как дипломата, мнение А.Гасанова почти полностью совпало с позицией оппозиционных политиков.

Сегодня многие в Баку задаются вопросом: чего можно ожидать от М.Брайза? Хотя вопрос поставлен не совсем верно. Необходимо выяснить для себя другое: выполнение какой задачи ставит перед новым послом в Азербайджане Государственный департамент США?

США необходимо активизировать усилия по разрешению спора из-за территории Нагорного Карабаха, на которую претендуют Армения и Азербайджан, считает Курт Волкер (Kurt Volker), посол США в НАТО с июля 2008 по май 2009 года, управляющий директор Центра трансатлантических отношений при Университете Джона Хопкинса и старший советник в Атлантическом совете Соединенных Штатов Америки.

"Над этой проблемой Россия, Соединенные Штаты Америки и Европа работают уже годы, и в общих чертах контуры возможного урегулирования вопроса намечены", - сказал Волкер в интервью The Washington Post, сообщает "Тренд".

По его словам, урегулирование конфликта между Арменией и Азербайджаном будет способствовать развитию туризма, торговли, инвестиций и экономическому благополучию этого региона.

Для ускорения достижения армяно-азербайджанского соглашения необходимо собрать министров иностранных дел в рамках встречи Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе под руководством госсекретаря США Хиллари Клинтон и российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, считает Волкер.

И президент Турции Абдулла Гюль считает, что сохранение ныне существующего статус-кво в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха недопустимо, сообщает TRT International. Отвечая на вопросы журналистов в Казахстане, президент заявил, что "нынешнее статус-кво на Кавказе противоречит интересам всех". Президент также отметил следующее: "Мой визит в некоторой степени расшатал статус-кво. Следует проводить умеренную, но решительную деятельность. Если в ближайшие два года ничего не изменится, то не изменится и в последующие десять. Все останется, как есть, что не принесет пользу ни одной из сторон".

Итак, чтобы ответить на вышепоставленный вопрос, необходимо для себя уяснить простую истину - в конфликтных регионах, где сталкиваются интересы ведущих держав, послы, как правило, работают под выполнение конкретных задач. А М.Брайза идеально подходит для выполнения следующих неополитических задач. Во-первых, США крайне заинтересованы в том, чтобы сдвинуть "с мертвой точки" взаимоотношения в треугольнике Азербайджан-Армения-Турция. В Вашингтоне считают, что урегулирование одного из этих конфликтов в конечном счете станет локомотивом для разрешения другого. Попытки использовать в качестве локомотива урегулирование армяно-турецкого конфликта не увенчались успехом.

В процессе нормализации армяно-турецких отношений взят тайм-аут. Это позволяет направить усилия на активизацию процесса урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, тем более что в данном вопросе Азербайджан готов пойти на серьезные уступки.

Напомню, что еще недавно официальные лица заявляли, что коммуникации, в том числе армяно-турецкие, могут быть открыты после завершения первого этапа освобождения оккупированных территорий, который охватит пять районов. То есть Азербайджан был согласен на освобождение оккупированных районов по формуле 5+2. Но недавно президент Азербайджана заявил, что все коммуникации в регионе, то есть и турецко-армянские, могут быть открыты с началом процесса освобождения оккупированных вокруг Нагорного Карабаха территорий. А турецкая пресса сообщила о том, что рассматривается новая формула освобождения оккупированных вокруг Нагорного Карабаха районов - 2+3+2. Если так, то получается, что официальный Баку готов согласиться на открытие всех коммуникаций в регионе с началом освобождения двух районов. То есть официальный Баку максимально облегчает задачу посредников. Одним словом, сегодня можно попытаться использовать урегулирование конфликта вокруг Нагорного Карабаха в качестве локомотива в разрешении всех существующих проблем в треугольнике Азербайджан-Армения-Турция.

А для решения оперативных вопросов, связанных с процессом мирных переговоров по урегулированию конфликта, лучшего посла, чем М.Брайза, найти невозможно. Ведь, кроме всего прочего, он фактически является одним из "крестных отцов" Мадридских принципов. Немаловажно и то, что М.Брайза со многими азербайджанскими официальными лицами, как говорится, "на ты".

Во-вторых, в решающую фазу вступает и реализация проекта по созданию Южного энергетического коридора, в котором Азербайджану отводится ведущая роль. Реализация этого проекта, целью которого является транспортировка энергетических ресурсов из Каспийского бассейна на европейские рынки, отвечает геополитическим интересам США. А Брайза был советником президента и госсекретаря по вопросам Каспийского региона.

Поэтому можно предположить, что с назначением М.Брайзы приоритетными вопросами повестки дня в диалоге между Вашингтоном и Баку станут урегулирование конфликта вокруг Нагорного Карабаха и ускорение реализации проекта по созданию Южного энергетического коридора. То есть геополитические интересы США выйдут на первый план.

И, наконец, в-третьих, назначение М.Брайза послом в Азербайджане администрация Обамы может использовать и во внутриполитической борьбе со своими оппонентами из республиканского лагеря, которые обвиняют его в сознательной потере влияния на постсоветском пространстве ради "перезагрузки" отношений с Россией. М.Брайза имеет имидж сторонника жесткой политики в отношении России, особенно после событий августа 2008 года в Грузии.

Вряд ли армянскому лобби в Сенате удастся заблокировать назначение М.Брайза послом в Азербайджане. Его позиция по "геноциду армян" не имеет никакого отношения к делу. Ведь вопрос о "геноциде армян" не является проблемой во взаимоотношениях между Азербайджаном и Арменией. Поэтому его позиция по данному вопросу не может стать преградой для назначения. Этот вопрос в качестве аргумента можно было бы использовать, если М.Брайза назначали послом в Армению или же Турцию.

 

 

Р.Миркадыров 

 

Зеркало. – 2010. – 27 мая. – С. 1.