Интересов крупных держав никто не отменял

 

Однако есть вопросы, в которых сторонам конфликта стоило бы разобраться самим

 

В Москве 6 ноября прошла рабочая встреча министров иностранных дел Азербайджана, России и Армении: Эльмара Мамедъярова, Сергея Лаврова и Эдварда Налбандяна.

Как сообщили ИА REGNUM "Новости" в пресс-службе МИД Армении, с соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе встречи президентов трех стран в Астрахани 27 октября, в повестке переговоров глав внешнеполитических ведомств Армении, России и Азербайджана стоял ряд вопросов, касающихся урегулирования карабахского конфликта.

Стоит напомнить, что 27 октября при посредничестве президента России Дмитрия Медведева состоялась трехсторонняя встреча глав государств Российской Федерации, Азербайджана и Армении в Астрахани. По итогам встречи президенты выступили с совместным заявлением, в котором, в частности, говорится: "Подтвердив положения совместной декларации, подписанные в Москве 2 ноября 2008 года, президенты подчеркнули, что урегулирование конфликта политико-дипломатическими средствами требует дальнейших усилий по укреплению режима прекращения огня и мер доверия в военной области. С этой целью президенты Азербайджанской Республики и Республики Армения договорились в качестве первого шага безотлагательно произвести обмен военнопленными и возвращение тел погибших при содействии сопредседателей Минской группы ОБСЕ и Международного Комитета Красного Креста, а также руководствоваться этими подходами в будущем, исходя из исключительно гуманитарного характера подобных вопросов". Президенты также поручили министрам иностранных дел продолжать переговоры и попытаться достичь согласия по основополагающим принципам урегулирования конфликта до саммита ОБСЕ в Астане в начале декабря текущего года.

Одним словом, стороны оперативно приступили к выполнению "руководящих указаний", поступивших из "центра". Автор этих строк прекрасно понимает, что, когда речь идет об урегулировании такого сложного конфликта, как карабахский, без "руководящих указаний", поступивших неважно откуда, из Москвы или же Вашингтона, никак не обойтись. И не только потому, что нам самим, то есть сторонам конфликта, не додуматься до того, что могут предложить для решения карабахской проблемы "умные головы" в Москве или же в Вашингтоне. Вся проблема в том, что любой вариант урегулирования прежде всего должен учитывать интересы России и США, а не сторон конфликта. И поэтому встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении при посредничестве Сергея Лаврова мной воспринимается более чем нормально, как продолжение эстафеты, начатой в Астрахани. Тут никаких проблем нет. Как можно определять общие принципы урегулирования конфликта без России и США? Никак! Они сами этого не допустят.

В принципе тот же господин Лавров и не скрывает этого. В прошлом году, отвечая на вопросы азербайджанских журналистов, он заявил, что сохранение существующего геополитического баланса сил в регионе является одним из важных общих принципов урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Другими словами, министр иностранных дел РФ почти открытым текстом заявил, что, по большому счету, неважно, чего желают сами конфликтующие стороны. Намного важнее то, насколько их желания совпадают с интересами геополитических игроков, имеющих серьезные интересы в регионе.

Почти то же самое, но в более корректной форме буквально на днях в интервью армянской редакции радио "Свобода" заявил заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Филипп Гордон.

"США являются крупным и важным игроком на Кавказе", - сказал он. Никто в этом не сомневается. Поэтому пора осознать, что конфликт не урегулирован до сих пор не потому, что официальные Баку и Ереван никак не могут договориться, а по той простой причине, что Москва и Вашингтон никак не согласуют новую конфигурацию геополитического баланса сил в регионе, которая, безусловно, сложится в случае урегулирования армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

Я прекрасно понимаю, что некоторые в Баку обвинят меня в отсутствии патриотизма, в недооценке чуть ли не определяющих роли и места на международной арене, которых добился Азербайджан, естественно, в результате "наступательной и успешной внешней политики" в последние годы.

Вся эта "эффектная", но никак не эффективная с точки зрения реализации внешнеполитических задач, стоящих перед страной, в том числе в сфере урегулирования карабахского конфликта, пропагандистская кампания даже в исполнении моего давнего друга Мубариза Ахмедоглу вполне приемлема для внутреннего потребления. Но и ею не стоит злоупотреблять. Не надо входить в раж и смешить людей "за кордоном" в стиле Ахмадинежада, например, угрозой применения санкций в отношении США.

Ведь реальность всем известна. Ведь пришлось даже после откровенно враждебных в отношении Азербайджана действий Кремля принести "клятву верности" партнерским, притом стратегического характера, то есть почти союзническим отношениям с Россией и подкрепить ее новым соглашением в энергетической сфере.

Как говорится в одной некогда популярной песне советского периода, "не надо печалиться". Не только с нами так обходятся.

Вот Турция недавно утвержденной концепцией национальной безопасности, которую здесь еще и называют "Красной книгой" и "Секретной Конституцией", открытым текстом заявила, что не считает Россию, Сирию, Иран и даже Грецию внешней угрозой. Отныне эти государства являются "партнерами" Турции, при этом некоторые, например, Иран и Россия, дружественно настроенными. Так желала официальная Анкара. Но, к сожалению, а может быть, к счастью, не всегда желания совпадают с возможностями. И в данном случае партнеры Турции по НАТО, прежде всего США, рассудили иначе.

Как стало известно, 5 ноября под председательством президента Турции Абдуллы Гюля прошло совещание политического и военного руководства этой страны, посвященное подготовке к предстоящему саммиту НАТО в Лиссабоне. Как сообщает газета Hurriyet, на встрече обсуждалась перспектива создания системы ПРО НАТО, и было заявлено, что Анкара даст разрешение на ее развертывание на турецкой территории при соблюдении трех условий.

Во-первых, турецкие власти выступают за создание натовской, а не американской системы ПРО. Во-вторых, она должна быть направлена на обеспечение безопасности всех стран-участниц Североатлантического альянса, и в-третьих, не должна превратить Турцию во фланговую страну, как это было в годы "холодной войны".

В этой связи в Анкаре настаивают, чтобы в документах по созданию системы ПРО не фигурировали конкретные страны, а именно: Россия, Иран и Сирия, с которыми Турция в последние годы активно сотрудничает. Турецкие официальные лица ранее неоднократно заявляли, что не видят угрозы от своих соседей. Позицию Турции по вопросу ПРО премьер страны Реджеп Тайип Эрдоган изложит президенту США Бараку Обаме на предстоящем на будущей неделе саммите G-20 в Сеуле.

И тут прогнозы серьезных турецких политологов сбываются. Правительству Эрдогана приходится согласиться на размещение систем ПРО на территории Турции. По большому счету, Турция только просит своих западных партнеров, прежде всего США, позволить ей сохранить лицо. А США, в отличие от России, своим "партнерам" позволяют сохранить лицо. В конце концов вряд ли для Вашингтона имеет особое значение, под чьей вывеской будут размещены системы ПРО в Турции и как все это будет аргументировано. Все, в том числе в Тегеране, прекрасно понимают, что эти системы будут направлены прежде всего против Ирана.

Кстати, для нас именно в данном случае, то есть если системы ПРО, по крайней мере, на первом этапе, будут размещены на территории Турции, все складывается хорошо. Ведь эти ракеты, что бы ни говорили в Турции, должны будут "прикрывать" прежде всего Израиль и стратегические объекты, представляющие для Запада, особенно для США, интерес. Одним словом, это нефтяные и газовые месторождения на Каспии и трубы, разбомбить которые в случае военного вторжения время от времени обещает Иран. Таким образом, Азербайджану, по крайней мере, пока, удается частично решить проблему обеспечения безопасности нефтегазовых месторождений на Каспии и трубопроводов в случае силового варианта развития событий в регионе, не ввязываясь в открытое противостояние с Ираном. Ведь официальный Тегеран, безусловно, отреагировал бы очень жестко на любые разговоры по поводу возможного размещения американских систем ПРО на территории Азербайджана. А вот с Анкарой официальный Тегеран, по изложенным выше причинам, не может позволить себе говорить языком угроз.

Одним словом, нет ничего "унизительного" или же "угрожающего национальным интересам" в том, что и Баку, и Ереван в той или иной мере учитывают в своей внешней политике "руководящие инструкции", поступающие из Москвы и Вашингтона. Было бы странно и непростительно, если бы стороны, вовлеченные в конфликт, вообще не обращали внимания на эти "инструкции" при разработке собственной внешней политики. Главное в том, чтобы уровень учета этих "руководящих инструкций" во внешней политике был направлен прежде всего на реализацию собственных национально-государственных интересов. Другими словами, необходимо найти собственную нишу в системе глобальных интересов, притом позволяющую хотя бы на минимальном уровне влиять на формирование выгодного для себя геополитического баланса сил в регионе.

Но, к сожалению, уровень зрелости, который демонстрируется как армянской, так и азербайджанской стороной, в последнее время не дает оснований даже для предположений по поводу способности реализации вышеизложенной внешнеполитической стратегии. И дело тут даже не в тактике и стратегии ведения мирных переговоров по урегулированию конфликта. Тут, как выше отмечено, без участия ведущих держав, имеющих собственные интересы в регионе, не обойтись. Речь, по большому счету, идет о проявлении "мудрости" сторонами "в мелочах". Неужели Баку и Ереван не могли договориться об обмене военнопленными и трупами убитых без посредничества третьей стороны? Неужели для достижения договоренностей по этому вопросу необходимо было посредничество России? Неужели мы сами не способны решить даже проблемы гуманитарного характера?

Обидно то, что мы и армяне позволили России, которая сегодня предполагает решить существующие национальные проблемы Северного Кавказа путем "мягкой депортации" местного населения, проще говоря, русификации региона, учить нас цивилизованному решению проблем гуманитарного характера.

 

 

Р.Миркадыров 

 

Зеркало. – 2010. - 9 ноября. – С. 2.