Карабах: от Кюрекчайского договора до большевистской оккупации

 

(Продолжение. Начало см. "Зеркало" от 23, 30 октября, 6 и 13 ноября 2010 г.)

 

Английский журналист Скотланд-Лиддел, работавший в зоне конфликта в 1919-1920 годах, также отмечал, что Армения вечно ищет конфликты, и как только находит, немедленно называет их "инструментом давления", и действительно это становится ей настоящим наказанием. "Армения несчастлива тем, что Дашнакцутюнская партия там в силе. Это террористическая революционная организация, которая в течение многих лет преднамеренно побуждала армян к нападениям на мусульман. Понеся заслуженное возмездие от последних, они разглашали об этом, чтобы возбудить мировые симпатии к "бедным армянам... Для дашнаков убитый армянин является ценным. Если как следует использовать такой случай, то он может принести много выгод делу пропаганды".

Подобная позиция, занятая национальным советом карабахских армян под влиянием дашнаков, сильно рассердила англичан, и они обещали удалить дашнаков подальше от этих мест. Жесткая позиция союзников дала свои плоды: армяне пусть и с незначительными поправками признали власть азербайджанского генерал-губернатора и обе стороны начали искать приемлемую форму сотрудничества. Азербайджанское правительство 25 июня 1919 года предложило армянскому руководству создать смешанную правительственно-парламентскую комиссию с участием представителей обеих сторон и союзных держав для решения спорных вопросов. В начале июля на шестом съезде карабахских армян член Азербайджанского парламента М.Рустамбеков уже присутствовал в качестве представителя правительства. Наконец, на четвертом утреннем заседании VII съезда представителей армянских крестьян, проживающих в нагорной части Карабаха, 15 августа 1919 года было принято решение подчиниться азербайджанскому правительству и в составе Азербайджана мирно жить с азербайджанским населением. По указанию азербайджанского правительства председатель азербайджанской делегации на Мирной конференции в Париже А.М.Топчибашев 9 сентября 1919 года представил председателю конференции документ, в котором было сказано, что "представители армянского населения Карабаха приняли решение подчиниться азербайджанскому правительству".

Все внимание большевистской России было приковано к гражданской войне, и Азербайджан, вроде бы, остался в стороне. Воспользовавшись этим, западные страны сделали несколько решительных шагов навстречу Азербайджану и в январе 1920 года Верховный Совет союзников по предложению лорда Керзона признал де-факто сперва Азербайджан, а затем Грузию и Армению. При этом, серьезные попытки армянской делегации на Парижской мирной конференции с помощью ложной информации оторвать Карабах от Азербайджана остались тщетными.

Но это положение длилось недолго.

Как признал нарком иностранных дел России Г.Чичерин, произошло дипломатическое соглашение: Англия, несмотря на полученный международный мандат, очень легко, без сопротивления покинула Закавказье. Особенно потому, что, находясь под угрозой территориального раскола, Турция сумела найти общий язык с большевиками. Англия собрала чемоданы, а Красная Армия двинулась на юг. Узнав, что она близко и преследует отступающих деникинцев, армяне в ночь на 23 марта 1920 года, воспользовавшись тем, что азербайджанцы празднуют Новруз - наступление мусульманского нового года, подняли восстание в Шуше и других населенных пунктах Карабаха. Это совместное с армянскими военными частями выступление побудило азербайджанское правительство направить в Карабах все свои наличные вооруженные силы. Вот так Карабах сыграл горькую роль в истории Азербайджана. Ожесточенные бои в Карабахе и других районах страны стали поводом для азербайджанских коммунистов обратиться за помощью к России. И даже французский Верховный комиссар в Стамбуле сообщил в Париж по дипломатическим каналам: "Карабахские события стали причиной концентрации азербайджанских войск на юге, а северные границы остались открыты". В те дни, когда большевики оккупировали Баку, на участке Ханкенди Шушинского уезда сконцентрировались 8 тысяч солдат азербайджанской национальной армии.

28 апреля 1920 года советские войска оккупировали Баку, а 29 апреля дашнаки, придя из Армении, созвали съезд в Карабахе и организовали принятие решения о присоединении Нагорного Карабаха к Республике Армения. Это решение было срочно доставлено Г.Чичерину в Москву через членов армянской делегации, которая как раз вела там секретные антиазербайджанские переговоры с Советской Россией. Однако воспользоваться оккупацией Азербайджана и быстро реализовать это решение не удалось. Через месяц после захвата Баку Карабах также заняли русские войска, а независимый Азербайджан перестал существовать. Немного погодя дошла очередь и до Грузии с Арменией. Таким образом, после двухлетнего перерыва Закавказье вновь попало под власть России, теперь уже Советской России.

Установление Советской власти в Закавказье не сняло с повестки дня карабахскую проблему. Просто потеря независимости всех трех закавказских республик сделала бессмысленной постановку вопроса о Карабахе. Однако в недрах российской дипломатии чувствовался возврат к внешней политике времен царизма. После советизации Азербайджан стал катастрофически терять свои территории. Площадь территории республики уменьшилась до 86,6 тыс. кв.км. Хотя в 1918-1920 годах бесспорные территории Азербайджана составляли 97.297,67 квм, а вместе со спорными территориями эта цифра достигала 113.895,97 кв.км. В первые годы советизации, видя как центральное правительство большевиков передает Армении исконно азербайджанские земли, и не вынеся этой несправедливости, Н.Нариманов писал В.И.Ленину, что земли, которые при мусаватском правительстве считались неоспоримо азербайджанскими, теперь при советской власти стали спорными, что народ видит это и выражает недовольство.

В период апрельской оккупации Азербайджан подвергался со стороны Армении широкомасштабным актам агрессии, поэтому одним из первых внешнеполитических шагов советского правительства в Баку была нота армянскому правительству от 30 апреля 1920 года. Подписанная М.Д.Гусейновым и отправленная в МИД Армянской Республики, эта нота гласила: "Рабоче-крестьянское правительство Азербайджанской Советской Социалистической Республики, в лице Революционного Комитета, требует: 1) очистить от ваших войск территорию Карабаха и Зангезура; 2) отойти к своим границам, и 3) прекратить межнациональную резню. В противном случае Революционный Комитет Азербайджанской Социалистической Советской Республики будет считать себя находящимся в состоянии войны с правительством Армянской Республики. Ответ на ноту должен быть получен в трехдневный срок".

Чтобы получить поддержку европейских стран, армянская сторона срочно отправила копию этой ноты в Париж, руководителю армянской делегации на мирной конференции А.Агароняну. В шифрованной сопроводительной телеграмме указывалось: "Большевик - комиссар Северного Кавказа Орджоникидзе подтверждает, что отказ от требований Азербайджана может быть оценен как война с Советской Россией

 

 

Джамиль Гасанлы 

 

Зеркало. – 2010. – 20 ноября. – С. 33.