Вполне декларативный визит...

 

Все остаются при своем мнении

 

Буквально на днях в Баку с однодневным визитом побывал заместитель министра финансов США по вопросам терроризма и финансовой разведки Стюарт Леви. Основной целью визита являлось обсуждение с азербайджанской стороной санкций ООН против Ирана в связи с проводимой в Тегеране ядерной программой. Делегация, возглавляемая С.Леви, провела встречу с президентом Ильхамом Алиевым и другими официальными лицами Азербайджана.

После нашей страны высокопоставленный представитель администрации США прибыл с двухдневным визитом в Турцию. С.Леви в Стамбуле провел встречи с ведущими турецкими банкирами и руководителями частных предприятий, после чего вылетел в Анкару, где у него была запланирована встреча с высокопоставленными лицами из министерств иностранных дел и финансов. Во время встреч, как и в Баку, речь шла о выполнении четвертого раунда санкций против Ирана, принятых Советом Безопасности ООН, и способах пресечения попыток Ирана обойти санкции.

Стоит отметить, что Турция, являющаяся непостоянным членом СБ ООН, проголосовала против санкций. Однако министр финансов Турции Мехмед Шимшек заявил, что его страна будет соблюдать резолюцию ООН, но никак не сепаратные санкции Евросоюза и США.

Премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил в сентябре, что его страна намерена заключить с Тегераном договор о преимущественной торговле, который позволит в течение пяти лет утроить товарооборот между двумя странами.

Улучшение турецко-иранских отношений, параллельно с кризисом в отношениях с Израилем, вызвало на Западе подозрение, что исламистское правительство в Анкаре ведет страну к отходу от прозападного курса.

Начнем с того, что, по большому счету, вояж заместителя министра финансов США по вопросам терроризма и финансовой разведки в Турцию и Азербайджан можно считать "не достигшим своей основной цели".

Во-первых, не успел Стюарт Леви завершить встречи в Анкаре, как участвующий в Вашингтоне в ежегодной конференции Американо-турецкого совета государственный министр Турции Али Бабаджан сделал недвусмысленное заявление, которое, в принципе, должно положить конец разговорам о вмешательстве третьей стороны в турецко-иранские взаимоотношения. Турция рассчитывает на рост товарооборота с Ираном, несмотря на санкции ООН, заявил Али Бабаджан. Он ожидает, что торговля с Тегераном, за исключением углеводородов, будет расти умеренными темпами, передает Associated Press.

19 октября Анкара огласила свои планы по увеличению внутреннего потребления природного газа, импортируемого из Ирана, а также наращиванию его экспорта в Европу. Энергетические потребности увеличиваются вместе с ростом экономики Турции, особенно это касается природного газа.

Турция выступала против санкций, которые, по мнению Анкары, могли навредить не только иранской, но и турецкой экономике. К тому же дипломаты страны принимали в расчет то, что, наложив ограничения, мировое сообщество вряд ли добьется от Тегерана сворачивания своей ядерной программы.

А.Бабаджан подчеркнул значимость Ирана для турецкой экономики, особенно в энергетическом секторе. По его словам, объем турецкого экспорта в Иран вполне сравним с объемом экспорта в США.

Пессимистические ожидания Турции в некотором плане сбылись - санкции против Ирана ввели в замешательство турецкий банковский сектор, заявил А.Бабаджан. Он отметил, что ограничительные меры, инициированные США и Евросоюзом, призванные изолировать Иран от мирового финансового сектора, ставят перед банками Турции большой вопрос: продолжать ли им вести свой бизнес в Исламской Республике? "Некоторые банки продолжают свою деятельность в Иране, другие приостанавливают работу в стране. Правительство предоставило банкам самим решать, что им делать", - добавил А.Бабаджан.

Во-вторых, Турция не только собирается увеличить товарооборот с Ираном, но и препятствует созданию системы противоракетной обороны НАТО в Европе, требуя доказательств, что эта система не будет направлена исключительно против Ирана, а также против России. Об этом пишет Daily Telegraph.

Турецкий источник Telegraph утверждает, что министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу начал переговоры о нацеливании европейских ракет на прошлой неделе в Брюсселе. Анкара также ищет у США подтверждений, что система ПРО не будет иметь антииранский и антироссийский характер.

"Нам не нравится идея рассмотрения таких стран, как Иран, Сирия и Россия, как представляющих угрозу, - заявил источник в МИД Турции.

- Министр донес наше мнение по этому вопросу".

Отметим, что до решающего саммита НАТО в Лиссабоне остается лишь месяц, и США усиливают давление на Анкару. На этой неделе министр обороны Роберт Гейтс заявил, что Вашингтон не будет просить члена НАТО Турцию предоставить новые базы для противоракетных систем. "Но мы ждем, что Турция поддержит в Лиссабоне планы НАТО по созданию территориального противоракетного потенциала", - сказал он.

Турция обеспокоена тем, что модернизация ПРО стоимостью 280 миллионов долларов будет считаться направленной на соседний с ней Иран, что, действительно, является ее главной целью, по крайней мере, с американской точки зрения. "Мы не чувствуем никаких угроз от наших соседей, и мы не считаем, что наши соседи являют собой угрозу НАТО", - заявил ранее А.Давутоглу.

Одним словом, позиция Турции по иранскому вопросу вполне ясна и конкретна.

Что касается Азербайджана, то находящийся в Баку руководитель Банка развития экспорта Ирана Мохаммад Джахроми заявил, что Азербайджан - независимое государство, "он сам устанавливает экономическую, внутреннюю и внешнюю политику". По его словам, многие страны сотрудничают с Ираном во всех сферах и учитывают свои интересы в сотрудничестве: "Естественно, они в первую очередь задумываются о своих интересах, особенно экономических. Азербайджан так же, как и другие страны, сотрудничающие с Ираном, учитывает свои интересы".

"Американцы обеспокоены взаимными визитами высокопоставленных лиц Ирана и Азербайджана, мы это хорошо чувствуем" - продолжил свою мысль иранский банкир. - Они думают, что Иран и Азербайджан благодаря своей общей истории тяготеют к еще более тесному сотрудничеству. Поэтому они обеспокоены подобными встречами. Вообще, Америка всегда хотела представить Иран как представляющую угрозу силу. Иран - сторонник мира и стабильности. Нет ничего страшного в сотрудничестве между двумя странами, в том числе со странами региона. В результате исторических связей с этими странами, а также с народами двух стран, никто не сможет нанести удар по отношениям наших государств ("Тренд").

М.Джахроми также заявил, что руководители Азербайджана и высокопоставленные лица всегда показывали свою независимость в отношениях между двумя странами: "Думаю, что для руководства Азербайджана интересы своей страны важнее интересов других стран".

С точки зрения того, что во время и после визита Стюарта Леви азербайджанская сторона не сделала никаких антииранских заявлений, можно предположить, что она в принципе согласна хотя бы с последним высказыванием М.Джахроми.

Кстати, М.Джахроми также отметил, что ослабление доллара и евро на мировом рынке даст импульс появлению новой валютной единицы на международном рынке. "Думаю, что страны региона должны более тесно сотрудничать с экономической точки зрения, использовать свои денежные единицы вместо доллара и евро, подписать новые контракты на основе двусторонних отношений".

По мнению М.Джахроми, во избежание экономического кризиса в будущем страны региона должны развивать исламский банкинг. Он добавил, что в рамках своего визита в Баку намерен встретиться с руководством некоторых местных банков. "Экспортный банк Ирана готов к сотрудничеству с банками Азербайджана" (АПА).

Более того, губернатор провинции Гилян Рухолла Кахремани Чабок в ходе однодневной поездки в шахрестан Астара, где он посетил ряд строящихся объектов, в том числе строительную площадку будущей железной дороги Решт-Астара, заявил о создании Ираном и Азербайджаном совместного консорциума, который займется строительством названной железной дороги, сообщает агентство ИРНА. По словам губернатора, создание консорциума позволит ускорить строительство железной дороги Решт-Астара, которая свяжет железнодорожные сети Ирана и Азербайджана.

Р.К.Чабок указал на то, что президент Ирана особо подчеркивает необходимость ускорения строительства железной дороги Решт-Астара. С завершением ее строительства будет окончательно сформирован железнодорожный маршрут, связывающий юг и север страны, и Иран в рамках международного транспортного коридора Север - Юг получит выход на железные дороги Кавказа и Восточной Европы.

Губернатор провинции Гилян отметил, что на сегодня уже выделены финансовые средства для реализации общенационального проекта по строительству железной дороги Решт-Астара. Некоторые работы уже начаты администрацией шахрестана Астара, и в самое ближайшее время будут решены вопросы прокладки железнодорожных путей по охраняемым землям национального значения в провинции с учетом оценок специалистов. Р.К.Чабок подчеркнул, что завершение строительства железной дороги Казвин-Решт, ее продление до Астары и, наконец, выход на железнодорожную сеть Азербайджана - все это будет способствовать развитию провинции Гилян и шахрестана Астара.

Что касается самих санкций, то генеральный директор Иранской национальной нефтяной компании Ахмед Калебани в интервью агентству ИРНА после совещания по вопросам развития в провинции Семнан заявил, что санкции никак не повлияли на экспорт иранской нефти. Они не привели к сокращению экспортных поставок, и спрос на иранскую нефть, напротив, вырос.

Напомнив о том, что Иран будет председательствовать в ОПЕК, Ахмед Калебани отметил, что этот факт повысит роль Ирана на мировом энергетическом рынке. Иран сможет оказывать влияние на мировую энергетическую политику и играть ключевую роль.

Далее Ахмед Калебани подчеркнул, что производство нефти в Иране осуществляется в полном соответствии с программой.

Генеральный директор Иранской национальной нефтяной компании сообщил, что в стране разведаны новые газовые месторождения. В частности, речь идет о месторождениях "Сепидан" в провинции Кохгилуйе и Бойерахмад и "Тус" в районе Мешхеда.

А министр промышленности и рудников Али Акбар Мехрабиян на V конференции руководителей министерства промышленности и рудников Ирана заявил, что страна близка к тому, чтобы стать индустриальным государством, сообщает агентство "ИРИБ ньюз".

По словам министра, доля промышленности в создаваемой в Иране добавленной стоимости превысила 22% и приближается к 23%, а индустриальным государство считается тогда, когда данный показатель достигает 25%. Далее Али Акбар Мехрабиян отметил, что промышленной отрасли страны удалось привлечь наибольшее количество иностранных инвестиций, и сегодня многие крупные проекты Ирана реализуются при участии иностранного капитала.

Али Акбар Мехрабиян сообщил, что на конец выполнения 4-й пятилетней программы развития страны (2005-2010 гг.) объем инвестиций в промышленность составил 70 млрд. туманов (около 70 млрд. долларов). При этом за предыдущий аналогичный период в промышленность было инвестировано 13 трлн. туманов (около 13 млрд. долларов). Росту инвестиций в иранскую промышленность в последние годы во многом способствовало наличие богатых природных и энергетических ресурсов. Иран располагает полезными ископаемыми 68 видов. Кроме того, продолжается процесс роста иранского экспорта, и Иран занимает прочное положение на международных рынках.

Через территорию Ирана проходят международные транспортные коридоры Север - Юг и Восток - Запад, и он выступает в качестве связующего звена между Европой и Азией. В Иране налажен полный производственный цикл во многих отраслях промышленности с целью получения продукции с высокой добавленной стоимостью. Все это обуславливает рост инвестиций в иранскую экономику, который продолжится и в будущем.

Министр промышленности и рудников отметил, что в 2009 году Иран занял 29-е место в мире по темпам роста промышленного производства, а еще совсем недавно ему принадлежало лишь 110-е место.

 

 

Э.Явероглу 

 

Зеркало. – 2010. – 22 октября. – С. 1.