Служение отечеству

 

Генерал кавалерии Гусейн хан Нахчыванский (1863-1919)

 

В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

"В ноябре 1916 года наши кавалеристы под командованием генерал-лейтенанта Гусейн хана Нахчыванского (Дикая дивизия - Ш.Н.) разгромили немецких кавалеристов".

Генерал Алиага Шихлинский, "Мои воспоминания"

Еще до начала Первой мировой войны, 31 марта 1907, года Гусейн хану Нахчыванскому, служившему в специальном войске императора, было присвоено звание генерал-майора. Гусейн хану в то время было сорок четыре года. Известный русский исследователь Федор Нестеров в своем историко-публицистическом произведении "Связь времен" (1984 год) с гордостью перечисляет генералов, сохранивших преданность императору. В их числе он называет имена генерала артиллерии Н.И.Иванова, генерала графа Ф.Келлера и генерала Хана Нахчыванского. Даже после того, как царь подписал манифест и отрекся от престола, они направили телеграмму, в котором заявили о верности царю и Российской империи. Император на протяжении многих лет доверял этим генералам и не ошибся.

В телеграмме, направленной 3 марта 1917 года исполнявшему обязанности Верховного главнокомандующего генералу Алексееву, генерал-адъютант Гусейн хан Нахчыванский писал: "До нас дошли сведения о широкомасштабных событиях. Прошу Вас сообщить о бесконечной преданности гвардейской кавалерии Его Высочеству Императору и готовности идти на смерть ради любимого монарха".

Гусейн хан Нахчыванский был боевым генералом. Всех званий и наград он удостоился именно за заслуги на фронтах. Он не был генералом в свите. Военные хорошо знают, какой огромный талант и полководческое умение требуются для достижения полного высшего чина генерала в кавалерии. Гусейн хан Нахчыванский служил бок о бок с выдающимися российскими генералами того времени. Такие генералы, как А.Брусилов, именем которого назван фронт, Е.Барсуков, М.Драгомиров, Е.Алексеев, высоко ценили его боевые заслуги. Возможно, Ф.Нестерову было известно, что лауреат Государственной премии, доктор военных наук, профессор, генерал-майор (советский - Ш.Н) Евгений Барсуков высоко ценил заслуги Гусейн хана Нахчыванского в Первой мировой войне.

Рассказывая о первых двадцати днях войны, генерал Е.Барсуков так описывает успешное наступление генерала Гусейн хана Нахчыванского: "В одном из боев кавалеристам Хана Нахчыванского удалось отбросить на противоположный берег реки Инстер пять батальонов, два эскадрона, двенадцать орудий неприятеля и захватить два орудия и четыре ящика снарядов. Были взяты паромы на реке Инстер, у Мешкена, Краупишкена и Лаугадена".

В этой войне генерал Нахчыванский нанес врагу ощутимые удары. Он принял участие в походе в Восточную Пруссию в августе 1914 года. Под командованием генерал-лейтенанта Гусейн хана находились отборные силы десятитысячной русской кавалерии - Первая, Вторая и Третья гвардейские конные дивизии. В ходе завершившейся победой знаменитой Гумбиенской битвы, которая длилась с 15 по 21 августа, бойцы Нахчыванского вели также разведывательные операции Первой армии и оказывали им поддержку. Затем гвардейская кавалерия Гусейн хана вступила в бой с немцами, занявшими восьмикилометровую старую оборонительную линию у города Краупишкен. Это была решающая битва. Немцы ни на шаг не хотели отступать. Они с первых дней усилили атаку и стремились овладеть берегами реки Инстер. Враг не выдержал натиска бойцов Нахчыванского. Эскадроны гвардейского кавалерийского полка сумели прорвать оборону противника, завладеть несколькими пушками и заставили его отступить.

В сентябре неприятель предпринял попытку поймать два русских корпуса на месте соединения и нанести по ним неожиданный удар. Они могли извлечь большую выгоду из этой хитрости. Почувствовав намерения врага, генерал Гусейн хан Нахчыванский занял позицию вдоль железной дороги Гордауэн-Норденберг и не приостановил упорных боев. Тем самым не позволил немцам прорвать фронт Первой русской армии.

Маршал Карл Густав Эмиль Маннергейм, финн по национальности, некогда служил в царской армии и участвовал в боях за Порт-Артур и в Первой мировой войне. Вернувшись в 1918 году на родину в Финляндию, он прожил восемьдесят три года. На склоне лет написал книгу "Мемуары" объемом более пятисот страниц. Книга издана на финском и русском языках. Автор с почтением вспоминает нашего земляка генерала Гусейн хана Нахчыванского. Маршал пишет: "В конце февраля 1915 года мой полк был введен в состав армейского корпуса. Штаб Второго кавалерийского корпуса располагался недалеко от города Станислав (нынешний Ивано-Франковск). Информацию о ситуации на фронте я получил у моего нового командующего, выходца из Кавказа генерала Хана Нахчыванского. Второй кавалерийский корпус должен был с боями удержать широкую полосу между реками Прут и Днестр, пока не будет создана линия обороны на Днестре.

В состав корпуса входили Двенадцатая кавалерийская дивизия и шесть отдельных кавказских полков. За проявленный в боях героизм три из них получили название "Дикая дивизия". Преобладали в полках представители кавказских народов. Эти части были сформированы из добровольцев - здесь служили солдаты различных возрастов, даже отцы и сыновья воевали бок о бок.

 

 

Шамистан Назирли 

 

Зеркало. – 2010. – 23 октября. – С. 34.