Эльдар Мансуров: "Пришло время расставить все точки над "i"

 

После восстановления авторского права на известную композицию Stereo love известный азербайджанский композитор собирается и дальше продолжать борьбу с музыкальным плагиатом

 

Что мы знаем об авторских правах, интеллектуальной собственности? Пожалуй, немного. Впрочем, эти понятия стали входить в нашу жизнь совсем недавно, хотя на Западе уже давно идут настоящие войны между авторами будь то музыкальных или литературных произведений и теми, кто взял и украл то, что было придумано не ими. Наша страна неоднократно сталкивалась с подобной несправедливостью, однако доказать что-либо кому-либо до недавнего времени не удавалось. Однако сейчас мы можем похвастаться тем, что и отечественному композитору удалось доказать свое авторское право, но обо всем по порядку.

Некоторое время назад, а именно летом 2009 года, буквально во все мировые хит-парады ворвалась композиция Stereo love, которая за очень короткий отрезок времени стала самым настоящим хитом. Услышав ее, практически каждый житель Азербайджана узнал в Stereo love музыку известного отечественного композитора Эльдара Мансурова Bayatilar, однако в авторах композиции значился исключительно румынский композитор Эдвард Майа. Все как всегда повозмущались на первых порах, потом, как это часто бывает в родном отечестве, волна возмущения спала, и многие подумали о том, что, как и в предыдущие разы, доказать ничего не удастся. Но, вопреки всему, история с авторством на этот раз имела совсем иной финал.

Впервые деятелю азербайджанской культуры удалось восстановить свое авторское право. На днях между заслуженным деятелем искусств Азербайджана, композитором Эльдаром Мансуровым и румынским продюсером, певцом-композитором Эдвардом Майа было подписано соглашение об обоюдном владении композицией Stereo love. Соглашение было оглашено в присутствии адвокатов Кристины Кордун и Назлы Ахмедовой.

О плагиате, авторских правах и многом другом мы решили поговорить с композитором Эльдаром Мансуровым, который смог доказать всем, что за свою интеллектуальную собственность нужно и можно бороться, и благодаря которому в истории авторских прав Азербайджана начался совершенно новый этап.

- Какова была ваша реакция, когда вы впервые услышали композицию Stereo love, в которой использован фрагмент вашего творения Bayatilar?

- Когда я услышал Stereo love, то сразу попытался обратиться в агентство по авторским правам, однако никакой особой помощи не получил, до тех пор, пока не подключил к работе свою собственную команду, состоящую из моего продюсера и адвоката. Если честно, сам лично этим делом не занимался. Все свои полномочия я передал адвокату и продюсеру. Они вели переговоры по Интернету, решали все вопросы, связанные с документами, и т.д.

- Что изменилось после того, как вы подписали соглашение с Эдвардом Майа?

 

- Во-первых, изменилось то, что официально в румынском агентстве по авторским правам было зарегистрировано то, что я также являюсь автором композиции Stereo love. То есть в документации прописано, что эта композиция написана Эдвардом Майа в соавторстве со мной. Вы знаете, я столкнулся с тем, что в нашей стране многие не понимают, что такое соавторство. Хочу объяснить, что Эдвард Майа взял мелодию моей песни в качестве припева.

Вся же остальная музыка написана им. После подписания соглашения и в альбомах, в которые будет включена Stereo love, и в клипе на эту композицию будет указываться и мое имя.

- Пожалуй, то, что произошло, можно назвать настоящим прорывом азербайджанской музыки на европейский музыкальный рынок...

- Я бы не стал привязывать это непосредственно к произошедшему событию. Если уж на то пошло, то прорыв произошел уже давно. Дело в том, что композиция "Баятылар" уже давно исполняется во многих странах мира. Она насчитывает более шестидесяти версий исполнения. Данную песню исполняли и немцы, и бразильцы, и англичане, и арабы. Другое дело, что Stereo love рассчитана на молодежную аудиторию. Она стала молодежным хитом, а значит, стала хитом многомиллионной аудитории, ведь эта композиция очень долгое время занимала и продолжает занимать первые строчки в мировых хит-парадах.

- Вы сказали, что песня имеет более шестидесяти версий и исполняется во многих странах мира. А было ли сохранено ваше авторство в тех случаях?

- К сожалению, нет, и соглашение с Эдвардом Майа - это большое достижение в истории азербайджанской музыки. Авторское право было впервые признано в нашей стране. Во всей этой истории меня приятно удивило то, что pумынский композитор нашел время для того, чтобы посетить Азербайджан, лично познакомиться со мной и подписать необходимый документ.

- Сталкивались ли вы до случая с "Баятылар" с нарушением ваших авторских прав?

- Да, это уже не первый случай в моей творческой жизни. До этого одна греческая исполнительница пела песню, написанную мной, без указания меня как автора. В качестве автора был представлен аранжировщик композиции, и сейчас я займусь и этим вопросом. Пришло время расставить все точки над "i", тем более прецедент уже создан. Для себя я из этой истории вынес основной момент: для того чтобы доказать свое авторство, необходима опора команды в лице адвоката и продюсера, то есть тех людей, которые знают весь механизм восстановления авторских прав.

- А как вообще, по вашему мнению, в Азербайджане обстоят дела с охраной авторских прав?

- Вы знаете, я бы не хотел отвечать на этот вопрос, так как не являюсь экспертом и могу отвечать только за себя. Думаю, правильнее этот вопрос было бы адресовать непосредственно в структуры, которые занимаются защитой авторских прав в Азербайджане.

- После знакомства с Эдвардом Майа не возникло ли у вас желание продолжить сотрудничество с ним?

 

- Желание возникло, и уже совсем скоро оно обретет свою материальную оболочку. Румынский композитор приезжал в Баку не только для подписания соглашения, но и для продолжения сотрудничества со мной. Приехал он в Баку не с пустыми руками. Дело в том, что он уже подготовил демо-версию еще одной композиции, в которой использована моя музыка. Должен признаться, мне очень понравилось новое творение Эдварда Майа, навеянное на него моей музыкой. Вообще, мне понравился его подход к работе. Он советовался со мной относительно новой композиции. Несмотря на то, что моя музыка оказалась трансформирована и более приспособлена к современным реалиям музыкальных тенденций, я считаю, что молодежи нужно доверять.

- А что это будет за композиция? Очередное творение для танцполов, еще один клубный трек?

- Не хочу приоткрывать завесу тайны, об этом говорить еще рано. Вы знаете, за долгие годы своей творческой жизни я научился не делиться планами, а говорить о том, что уже сделано.

- Эльдар муаллим, как вы считаете, после того как вы доказали свое авторство, кто-то из отечественных композиторов возьмет пример с вас? Ведь, как известно, азербайджанская музыка уже не раз страдала от плагиата?

- Во всяком случае, я на это надеюсь. Считаю, что воодушевленные моим примером композиторы должны бороться за свои права.

.

 

С.Алиева 

 

Зеркало. – 2010. – 23 января. –С. 21.