Юбилейный концерт

 

посвященный Великому Вождю

 

Один из крупнейших современных композиторов и органистов стран России и стран Европейского Союза Ариф Мирзоев, представляющий теперь Германию, Россию, Азербайджан, и проведший серию юбилейных авторских концертов в Стокгольме, Берлине, Фульде, где он проживает, недавно побывал в Санкт-Петербурге. Здесь, в Большом зале академической филармонии имени Дмитрия Шостаковича состоялся первый в России авторский юбилейный концерт, посвященный его 65-летию. Однако сам композитор перед концертом заявил журналистам и генеральному консулу Азербайджанской Республики в Санкт-Петеpбуpге Гудси Османову, что свой юбилейный концерт посвящает гению мировой политики Гейдару Алиеву.

Очень интересна предыстория организации этого концерта. Еще в мае 2009 года заместитель директора филармонии по художественной части музыковед Ирина Родионова в беседе с Арифом Мирзоевым по телефону высказала мысль о том, что слышала об успехах композитора, что он был номинирован на Госпремию России, об успехах в Германии. О том, что он стал органистом и мастером спонтанной импровизации и что питерская филармония заинтересована пригласить его на концерт с симфонической и камерной музыкой и, конечно, с его знаменитой органной симфонией памяти Иоганна Себастьяна Баха, имевшей памятный для музыкальных деятелей и любителей музыки успех в 1988 году в стенах ленинградской филармонии в исполнении знаменитого московского органиста Александра Фисейского. А теперь это произведение может исполнять и сам автор.

Однако Ариф Мирзоев решил ситуацию по-другому. Он попросил госпожу Родионову дать разрешение сыграть симфонию молодому органисту из Санкт-Петербурга, лауреату международных конкурсов Даниэлю Зарецкому, который специально выучил это произведение к юбилею автора. Родионова, в свою очередь, предложила Мирзоеву представить концерт как юбилейный, в программе которого прозвучит и новое произведение в исполнение автора. "Я дам команду на этот проект", - сказала она. Композитор согласился. Дальнейшее было делом нетрудным: было найдено время и число концерта - 9 декабря 2009 года. Однако за кратковременным удовлетворением композитора пришло (или наступило) чувство досады. Органных сочинений немало, но какое сыграть? Логика и душа подсказывали, что играть надо "Молитвы печали Великому Президенту", поскольку концерт 9 декабря, а 12 декабря - дата ухода из жизни Великого Вождя. У Мирзоева возник вопрос: этично ли в торжественный юбилейный концерт играть произведение, которое должно исполняться в отдельном мемориальном концерте 12 декабря или 10 мая, в день рождения Гейдара Алиева. Тем более Ариф Мирзоев планировал играть такой концерт в Бельгии или в Нидерландах.

Тем временем в филармонии волновались: за 16 дней до концерта неизвестна окончательная его программа, а надо программу объявлять и печатать буклеты.

Сложнейшую задачу в какие-то 10 минут решил генеральный консул Азербайджана в Санкт-Петербурге, талантливый дипломат - виртуоз мгновенных политических решений Гудси Османов. В 15-минутном телефонном разговоре между Германией и Россией он убедил композитора, что он имеет полное право посвятить свой, хотя и юбилейный концерт, не конкретно траурной теме, а целиком духовному образу общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева...

Должна признаться, мне, как автору публикации, коренной ленинградке, Ариф Мирзоев знаком еще с начала 70-х годов прошлого столетия и я с огромным интересом следила за его успехами со времен Советского Союза по центральному телевидению - он был участником лучших передач, а также по центральной прессе. Я знаю, что во всесоюзном конкурсе эстрадной песни в Таллине в 1979 году его песня "Следы на снегу" на стихи Расула Гамзатова в исполнении знаменитого эстонца Яака Йоалы получила 2-ю премию. И, конечно же, я была свидетелем потрясающей премьеры "Органной симфонии". Надо сказать, что, кроме Мирзоева, только великий русский композитор Родион Щедрин откликнулся произведениями на эту историческую дату. Тогда же, в день концерта 18 марта 1988 года воспользовалась своим служебным положением: в качестве переводчика, сопровождающего иностранную делегацию, я пригласила целую группу итальянских академиков из Болоньи на культурное мероприятие в Большой зал Ленинградской филармонии - на премьеру "Органной симфонии" моего друга. Это было только третье исполнение в СССР. И, как всегда, симфония исполнялась вместе с органными произведениями Баха. Причем в этот раз московский органист Александр Фисейский включил в программму лучшее органное сочинение Баха: избранные фрагменты знаменитой "Органной мессы". Звучала она в первом отделении, а во втором - "Органная симфония" Арифа Мирзоева продолжительностью 40 минут. Если говорить скромно, то реакция зала после исполнения симфонии вылилась в бурные аплодисменты на минут 15, исполнять же на "бис" хотя бы последнюю часть симфонии возможности не было: ведущая концерта, музыковед сообщила, что у органиста через 35 минут отходит поезд на Минск, где состоится следующая премьера - четвертая - этого произведения, а композитор пока остается и может в артистической подарить свои автографы.

Но восторгу итальянских академиков не было предела. Самый главный из них, президент академии сеньор Ноттурно не скрывал своего потрясения от музыки. Он долго со своими коллегами фотографировал Арифа Мирзоева и говорил ему, что он первый в мире современный композитор, который написал гениальную полифоническую, а главное, восточную органную симфонию. Ариф пытался возразить, мол, а как же знаменитая "Органная месса" Баха? "Она поблекла после вашей симфонии, - страстно произнес академик. - Вы же видели прием публики после второго отделения, ну а если по-научному, я как ученый могу объяснить вам. Музыка немецкого барокко, музыка Баха гениальна, не имеет каких-либо недостатков, но это философия холодной полифонии, это прохладный Север, а возьмите музыку итальянского возрождения - Каччини, Вивальди, музыка значительно гениальна своими лучезарными мелодиями, потому что это Юг, гораздо больше тепла и солнца. Ну а теперь возьмем вашу симфонию - величественный мудрый Восток - он значительно южнее и теплее Италии и музыка чарующая. Я объездил весь мир, побывал в арабских странах, и даже в Иране. Вы же использовали музыку восточного возрождения - лады древнего мугамата! Нет ничего прекрасней, чем музыка орнаментального мугама. И к тому же вы использовали в своей симфонии элементы полифонической технологии музыкального стиля Баха - главное оружие великого композитора. Вот я и вывел главную формулу того, почему поблекла знаменитая "Органная месса". Поверьте, если ваша "Органная симфония" будет исполнена в крупнейших странах западной Европы и в США, то я вам гарантирую: ваша музыка получит мировое признание!".

Похоже, что итальянский академик оказался великим пророком и экспертом современной музыки. Симфония, начиная с блистательных премьер в Киеве, Москве и других городах бывшего СССР, продолжила свое триумфальное восхождение через страны Европы до Национального кафедрального собора США в Вашингтоне. Недостатка в рекламе предстоящего концерта не было. Питерские газеты "Невское время", "Рос-балт", "Петербургские ведомости" информировали жителей северной столицы России о важнейших моментах яркой биографии российско-азербайджанского композитора и органиста Арифа Мирзоева, проживающего в Германии.

 

 

Евгения Маркова

 

Зеркало. – 2010. – 23 января. – С. 22.