Медведев сохраняет лицо

 

Так можно расценить заявление о том, что преамбула документа по урегулированию карабахского конфликта согласована

 

Вчера, в 13.00 по бакинскому, да и по ереванскому времени, в Сочи в резиденции президента России Дмитрия Медведева "Красная Поляна" началась трехсторонняя встреча президентов России, Азербайджана и Армении. На встрече с российской стороны также присутствовали глава МИД Сергей Лавров и советник президента России по внешней политике Сергей Приходько, с азербайджанской - глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, а с армянской - глава МИД Армении Эдвард Налбандян и глава аппарата президента Армении Виген Саркисян.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, президент России Дмитрий Медведев на правах хозяина открыл встречу с президентами Азербайджана и Армении - Ильхамом Алиевым и Сержем Саркисяном. Как сообщила пресс-служба Кремля, главной темой обсуждений была проблема нагорно-карабахского урегулирования.

Пресс-служба президента РФ отметила, что "настоящая встреча в трехстороннем формате призвана подтвердить намерение России продолжать активное посредническое содействие сторонам с целью нахождения взаимоприемлемого решения нагорно-карабахской проблемы, в т.ч. в рамках Минской группы ОБСЕ".

Помимо проблематики нагорно-карабахского урегулирования, главы государств обсудили актуальные вопросы регионального сотрудничества с учетом начавшегося с 1 января этого года председательства России в СНГ, предпринимаемые, в том числе в рамках региональных интеграционных объединений, меры по преодолению негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, а также ситуацию в Кавказском регионе.

По итогам сочинской встречи трех президентов с заявлением для прессы выступил глава МИД России Сергей Лавров. Как сообщает "Тренд", глава МИД России отметил, что согласована преамбула документа по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "Преамбула документа по основным принципам урегулирования проблемы Нагорного Карабаха находит общее понимание сторон. По частям, содержащим предмет разногласий, стороны подготовят свои идеи и формулировки к будущим раундам переговоров", - заявил министр иностранных дел России. "Были рассмотрены те конкретные предложения, которые представлены сопредседателями Минской группы", - сказал С.Лавров.

По словам Лаврова, есть общее понимание по преамбуле этого документа. "Всеми было признано полезным, что такой документ существует, потому что он дает возможность вести разговор не абстрактно, а в привязке к конкретным формулировкам", - добавил он. По словам министра, сегодня главным результатом стала договоренность о том, что хотя есть части, которые не являются предметом согласия сторон, по ним стороны подготовят свои конкретные идеи и формулировки, которые будут в этот текст занесены. Лавров отказался уточнить непосредственные детали документа или хотя бы его преамбулы.

 

Стоит отметить, что переговоры президентов России, Армении и Азербайджана продолжались более двух часов. По окончании беседы, которая прошла в горнолыжном комплексе "Красная Поляна" президенты России и Азербайджана приняли решение совершить несколько спусков на лыжах и продолжить неформальное общение.

Нынешняя встреча президентов Армении и Азербайджана - первая в 2010 году. В 2009 году Серж Саркисян и Ильхам Алиев встречались шесть раз. Вчерашняя встреча в формате трех президентов - пятая по счету. Первая встреча в таком формате состоялась 2 ноября 2008 г.

в Барвихе; вторая - в Санкт-Петербурге 4 июня 2009 г. "на полях" Петербургского международного экономического форума; третья - в Москве 18 июля 2009 г. "на полях" мероприятий, связанных с проведением скачек на приз президента России; предыдущая - в Кишиневе 9 октября 2009 г. "на полях" саммита СНГ.

По итогам первой трехсторонней встречи в Барвихе главами государств была подписана трехсторонняя декларация, в которой подтверждены нацеленность на достижение политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе международного права, поддержка посреднических усилий сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция) и договоренность президентов Азербайджана и Армении активизировать переговорный процесс и поощрять создание условий по укреплению доверия.

Минская группа ОБСЕ была образована в 1992 году, в ее состав входят 12 государств (Россия, США, Франция, Беларусь, Германия, Италия, Финляндия, Швеция, Турция и "тройка" ОБСЕ, в настоящее время - Греция, Казахстан, Литва).

Переговорный процесс ведется под эгидой сопредседателей Минской группы, выступающих с согласованных позиций. С 1997 года сопредседателями группы, наряду с Россией, стали США и Франция.

Даже в целом оптимистично настроенные сведущие люди не ожидали от сочинской встречи серьезного прорыва в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Как сообщает АПА, специальный представитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ по конфликтам в Грузии и Нагорному Карабаху Горан Ленмаркер, комментируя встречу президентов Азербайджана и Армении в Сочи, заявил: "Надеюсь, что стороны находятся в конце переговоров. Для подписания соглашения потребуется больше встреч, и это произойдет не сегодня. Но сегодня мы можем наблюдать, что стороны становятся ближе, и заключение соглашения по конфликту может стать возможным этой весной", - сказал Горан Ленмаркер. При этом Г.Ленмаркер сообщил, что планирует посетить Азербайджан 6-7 марта. В рамках визита он проведет ряд встреч с официальными лицами Азербайджана, в том числе с президентом, спикером Милли Меджлиса и главой МИД. Напомним, что Ленмаркер планировал свой визит на январь, однако в связи с президентскими выборами в Украине рабочий график позволит ему посетить Южный Кавказ лишь после зимней сессии ПА ОБСЕ, которая пройдет 18-19 февраля в Вене. Горан Ленмаркер также отметил, что в рамках зимней сессии ПА ОБСЕ проведет встречи с азербайджанскими парламентариями, с которыми среди прочих вопросов обсудит и процесс нагорно-карабахского урегулирования.

 

Однако стоит отметить, что даже прогноз господина Ленмаркера по поводу возможности заключения соглашения по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха нынешней весной, слишком уж очень оптимистичен, если, конечно, одну из сторон конфликта международные посредники не заставят пойти на более серьезные уступки, чем ей хочется. Буквально вчера министр обороны Армении Сейран Оганян четко обозначил на какие уступки готова пойти противоположная сторона.

"В процессе карабахского урегулирования руководство Армении сделает все, чтобы в 2010 году достичь прогресса в мирном урегулировании конфликта", - заявил министр обороны Армении Сейран Оганян на встрече со студентами и преподавателями Ереванского государственного университета.

По словам министра, НКР не может быть в составе Азербайджана. "В этом контексте мы ставим три вопроса: должно уважаться право народа НКР на самоопределение, Нагорный Карабах должен иметь сухопутную связь с Арменией, и его безопасность должна быть обеспечена международными гарантиями", - подчеркнул глава оборонного ведомства страны.

Он заметил, что Азербайджан своими заявлениями хочет добиться большего от переговорного процесса. Но он должен понять, что в переговорах вопросы решаются на основе компромиссов.

Проще говоря, Армения готова вернуть практически все оккупированные вокруг Нагорного Карабаха территории, за исключением так называемого Лачинского коридора, который должен будет иметь особый статус. Скорее всего, стороны смогут найти взаимоприемлемый механизм функционирования Лачинского коридора.

Президент Азербайджана также в свое время обозначил позицию Азербайджана по урегулированию конфликта. Армения поэтапно освобождает все оккупированные территории вокруг Нагорного Карабаха. Азербайджан обеспечивает сухопутную связь Нагорного Карабаха и Армении. Стоит обратить внимание на то, что Сейран Оганян также говорит об обеспечении сухопутной связи Нагорного Карабаха и Армении, а не о сохранении армянского контроля над Лачинским коридором. В Ереване прекрасно осознают, что любые официально-публичные претензии Армении на территории вне Нагорного Карабаха являются козырем в руках Азербайджана.

 

Итак, остается решить проблему статуса Нагорного Карабаха. Стороны договорились по поводу промежуточного статуса, который позволит наладить в той или иной степени официальные отношения с реальными властями Нагорного Карабаха как Азербайджану, так и международному сообществу. Это серьезная уступка со стороны Азербайджана, позволяющая в определенной степени легитимизировать власть, которая существует на этой территории.

При этом официальный Баку предлагает определение окончательного статуса Нагорного Карабаха оставить на потом, по сути положить в долгий ящик. Заявление о том, что окончательный статус Нагорного Карабаха можно определить через 15-20 лет, а может быть, и через сто лет, иначе расценить нельзя.

 

Кстати, вариант для Азербайджана не из приятных. Ведь получается, что мы сможем себя тешить только тем, что формально международное сообщество, как и сегодня, и дальше будет считать Нагорный Карабах территорией Азербайджана. А реально Нагорный Карабах будет контролироваться теми, кто его и сегодня контролирует, притом с международными гарантиями безопасности, да еще с определенным признанным как со стороны Азербайджана, так и со стороны международного сообщества правовым статусом.

Таким образом, Азербайджан предлагает Армении в четко обговоренных временных рамках решить все проблемы, начиная от освобождения территорий до установления полноценных политико-экономических отношений, кроме определения окончательного статуса Нагорного Карабаха, по которому стороны на данном этапе и так не могут найти взаимоприемлемого решения. То есть Азербайджан предлагает не ограничивать временными рамками вопрос определения окончательного статуса Нагорного Карабаха. Логика данного предложения заключается в том, что через 15-20 лет этот вопрос может вообще потерять свою актуальность.

Как стало известно из информированных источников, первоначально официальный Ереван в целом был готов поддержать именно этот вариант урегулирования конфликта. Однако в последующем Армения стала настаивать на необходимости установления четких временных рамок для определения окончательного статуса Нагорного Карабаха. И вот почему.

Во-первых, официальный Ереван считает, что его лимит уступок исчерпан в процессе нормализации армяно-турецких отношений. А "непозволительные уступки" по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха могут дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в Армении, что приведет к смене власти.

Во-вторых, в Ереване обратили внимание и на то, что в вопросе урегулирования конфликта страны-сопредседатели не выступают единым фронтом. Россия устами премьер-министра Владимира Путина четко заявила, что никого не торопит с урегулированием данного конфликта. Таким образом, у Армении появилось поле для маневра. То есть Армения получила возможность, выдвигая неприемлемые для Азербайджана условия, затягивать переговоры. И как следствие, накануне сочинской встречи министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян открытым текстом заявил о том, что, несмотря "на положительную динамику", в 2010 году не стоит ожидать прорыва на мирных переговорах.

Скорее всего, заявление о том, что стороны почти согласовали преамбулу будущего соглашения по урегулированию конфликта, уже является уступкой И.Алиева и С.Саркисяна Д.Медведеву. Ведь это была пятая по счету встреча президентов Армении и Азербайджана, организованная Д.Медведевым. А результата никакого. Как-то не серьезно для президента России.

Для сравнения: президент Франции Жак Ширак только однажды лично выступил инициатором организации подобной встречи. А на встрече, организованной в Ки-Весте, в качестве хозяина выступал государственный секретарь США. Президент США готов был принять тогдашних глав государств Азербайджана и Армении только в случае достижения прорыва на мирных переговорах...

 

Одним словом, Д.Медведев пытается спасти лицо. Ведь нельзя же воспринять как успех переговоров то, что президенты договорились предоставить новые "поправки" в "обновленные", по их предложениям, Мадридские принципы. А преамбула подобного документа, если, конечно, она на самом деле согласована, представляет собой констатацию существующего положения дел и набор общих международно принятых принципов по урегулированию конфликта, то есть ровным счетом ничего...

 

 

Р.Миркадыров 

 

Зеркало. – 2010. – 26 января. – С. 1.