Страницы жизни и творчества,

 

или Немного о режиссере, заслуженном деятеле искусств Али Усубове

 

"Оглядываясь назад, перелистывая страницы своей жизни, не перестаю удивляться: практически каждый этап моего становления начинался с какого-то неожиданного случая или уготованной, видимо, судьбой встречи", - так начался наш разговор с заслуженным деятелем искусств Азербайджана, режиссером Али Усубовым. Творчество Али муаллима знакомо по целому ряду запоминающихся сценических постановок, каждая из которых отмечена индивидуальным решением с неизменным выдвижением на первый план той "изюминки", которая помогает высветить основные идейные акценты спектакля. Будучи профессиональным музыкантом, Али муаллим всем сердцем и талантом тяготеет к музыкально-сценическому жанру - будь то опера, балет или музыкальная комедия. В общей сложности им поставлено более 40 музыкальных спектаклей на всем пространстве бывшего Союза, как правило, сопровождающихся большим успехом. При этом А.Усубов отмечает:"Я сторонник сохранения классических традиций. Классика - гениальна. Если хочешь ее "перевернуть", то она чаще всего теряет свою особую неповторимую красоту и изящество".

В прошлом году Али Усубов отметил свой 75-летний юбилей. Но это только цифры, т.к. в этом человеке больше "весны", чем "осени", много надежд, творческих планов и большое желание работать, быть востребованным и доставлять своим творчеством радость людям. Моя просьба рассказать о себе "увела" Али муаллима в воспоминания далеких дней: "Жизнь научила меня ценить каждое мгновение, радоваться удачам и стойко переносить трудности. Мой приход в искусство был предопределен самим фактом моего рождения в семье, где музыка присутствовала практически всегда. Мама пела просто замечательно, а дядя не только пел, но и хорошо играл на таре и сазе. Жили мы в Гяндже, я рос в окружении любви и заботы.

19 июня 1941 года мы уехали к родственникам в Северную Осетию. Мне было тогда шесть лет. А 22 июня началась война, дорога домой была отрезана.

Через два месяца немцы были у стен Моздока и буквально на наших глазах стали разворачиваться военные события. Мы видели первых раненых, убитых горем людей. Воспоминания тех лет всегда волнующие, как будто вновь и вновь переживаешь заново всю боль тех далеких дней.

- Было страшно жить в оккупации?

- Я был маленьким, но уверен, что у большинства свидетелей тех страшных дней в душе переплетались различные чувства. Был страх, но он во многом нейтрализовался ненавистью к фашистам. Такие чувства испытывали не только взрослые, но и дети. Хорошо помню один из зимних дней 1943 года. Я со своим товарищем (нам было по 8 лет) отправились в лес за дровами. Вдруг увидели тянущийся пучок проводов. "Давай, как партизаны, перережем провода", - предложил товарищу. Сказано - сделано. Припустились бежать, а валенки большие, тяжелые.

В нашем доме поселился немец, а нас выгнали в пристройку. Он был врачом и очень трусливым. Как услышит звук самолета У-2 - сразу в погреб. Моя тетя, к которой мы приехали погостить и были вынуждены остаться, - орденоносец, мужественная была женщина. Когда в очередной раз фриц полез в погреб (глубина 3 метра), она убрала лестницу. Пытаясь выбраться, он сломал палец. Тетю чуть не расстреляли, зато немец съехал из дома, чему мы были несказанно рады.

Через некоторое время немцы ушли из города, и дети смогли пойти в школу.

- Али муаллим, а петь вы когда начали?

- Еще в школе, я выступал вместе с моей тетей (она старше меня на неделю) на школьных концертах. Вот здесь я боялся - это точно. От страха пел с закрытыми глазами. Потом посещал драматический кружок в Доме пионеров, но петь не переставал. В 11-13 лет уже был известен в своем районе как певец. Идя по улице иногда слышал: "Вот Алик идет, который хорошо поет".

В 14 лет я поехал в Орджоникидзе, поступил в ремесленное училище с целью приобрести специальность столяра-краснодеревщика. Закончил с отличием, получил V разряд, а также попал в число 5%, которым предоставлялось право продолжить учебу. Но с музыкой и пением я никогда не расставался. В Орджоникидзе я учился в музыкальной школе по классу виолончели, демонстрировал яркие успехи и даже за три с половиной года прошел программу пяти классов.

 

 

Рая Аббасова 

 

Зеркало. – 2011.  -16 апреля. – С. 25.