Не стоит загонять себя в цейтнот

 

Особенно когда позиции Азербайджана так сильны

 

25 апреля президент Азербайджана Ильхам Алиев принял помощника заместителя государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Тину Кайданоу. Как сообщает официальный сайт главы азербайджанского государства, в ходе встречи был проведен обмен мнениями вокруг двусторонних отношений между Азербайджаном и США, нынешнего состояния и перспектив переговоров по мирному урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, региональных и других вопросов.

В тот же день Тину Кайданоу принял министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Как сообщили АПА в пресс-службе МИД, Т.Кайданоу отметила, что США придают большое значение сотрудничеству с Азербайджаном, подчеркнув, что ее страна заинтересована в еще большем развитии отношений с нашей страной. Она подчеркнула, что как один из сопредседателей Минской группы ОБСЕ США желают скорейшего урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта и готовы внести свой вклад в этом направлении. Т.Кайданоу также отметила, что США являются сторонниками скорейшего достижения положительного продвижения в урегулировании конфликта. Э.Мамедъяров в свою очередь отметил, что 22 апреля в Москве при посредничестве России в рамках процесса переговоров по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта состоялась встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении. Министр оценил сохранение статус-кво неприемлемым. Отметив, что для установления мира и стабильности в регионе важно восстановление функционирования коммуникаций, Э. Мамедъяров назвал основным условием этого вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана. На встрече состоялся обмен мнениями вокруг различных вопросов, представляющих взаимный интерес, а также по региональным и глобальным темам.

Т.Кайданоу успела в течение этого дня также провести встречу с группой представителей гражданского общества Азербайджана. Целью встречи были обсуждение общественно-политической ситуации в Азербайджане, обмен мнениями о состоянии дел в области прав и свобод человека. Т.Кайданоу выслушала мнения правозащитников и экспертов и высказала позицию нынешней американской администрации по обсуждаемым на встрече темам. В частности, стороны затронули тему коррупции и борьбу с этим явлением. Было отмечено, что для решения данной проблемы шаги правительства должны быть последовательны и прозрачны. Имитация борьбы с коррупцией не даст должного эффекта и не снимет социальную напряженность.

Другим вопросом было состояние свободы прессы и выражений.

Было выражено общее беспокойство арестами молодежных активистов до и после митингов в марте-апреле. Особо были затронуты дела осужденного журналиста Эйнуллы Фатуллаева и блоггера Бахтияра Гаджиева. Стороны выразили общее мнение, что возможный диалог между правительством и гражданским обществом по этим и другим актуальным проблемам будет способствовать долгосрочным интересам общества и укреплению стабильности. Т.Кайданоу заверила участников встречи в поддержке демократии в Азербайджане, и что официальный Вашингтон внимательно отслеживает ситуацию.

Во встрече участвовали Эльдар Намазов, Лейла Алиева, Лейла Юнус, Хикмет Гаджизаде, Интигам Алиев, Шаин Гаджиев.

Итак, можно констатировать, что существуют три группы вопросов, по которым, независимо от того, желаем мы того или нет, нам придется контактировать с США. Первая группа вопросов включает в себя комплекс проблем, связанных с обеспечением в целом региональной безопасности, и решение которых в конечном итоге преследует целью сужение сферы влияния России на Южном Кавказе. Тут интересы сторон, то есть Азербайджана и США, по крайней мере, на первом этапе, совпадают. США прекрасно осознают невозможность достижения этой конечной цели без урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха и нормализации армяно-турецких отношений. Таким образом, в целом процесс, поддерживаемый США на Южном Кавказе, по обеспечению региональной безопасности посредством урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха и нормализации армяно-турецких отношений отвечает интересам Азербайджана. Естественно, между сторонами существуют определенные разногласия, прежде всего по вопросу очередности реализуемых мер и сил и подбора средств и инструментов, необходимых для реализации этой цели.

В интервью ИА Regnum президент Центра национальных и международных исследований Лейла Алиева отмечает, что в свое время создание Минской группы было очень прогрессивным моментом в разрешении конфликта: "Во-первых, это позволило создать региональные рамки переговорного процесса и завести его в мирное русло. Создание института сопредседательства пошло еще дальше - сумело сформировать формат сотрудничества соперничающих до этого сторон в качестве посредников переговорного процесса - России, США и европейской страны (Франции). Таким образом, на первом этапе сохранить мирное течение конфликта было большим достижением".

Однако, по мнению Л.Алиевой, с течением времени стали выявляться и слабые стороны этого процесса. "Прежде всего за 17 лет переговоры не привели к существенному прогрессу и скорее способствовали сохранению статус-кво. Территории Азербайджана все еще оккупированы, беженцы и перемещенные лица все еще ждут своего возвращения, а стороны договариваются только о принципах, а не о конкретных шагах, скажем, по такому вопросу, как страны представляют свою жизнь по соседству, от которого никуда не денутся", - отмечает политолог.

Л.Алиева считает, что методология, применяемая МГ ОБСЕ для урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, о чем "Зеркало" писало не раз, также не способствует достижению конечной цели. "В конфликте, в котором одна сторона пытается силой (военным путем) изменить международно признанные границы соседа, нельзя ожидать добровольных компромиссов. То есть нет нормативной структуры в регионе, или нет такой организации по безопасности, которая могла бы играть роль арбитра и регулировать отношения. Попросту говоря, в наших отношениях творится беззаконие, и Минская группа, к сожалению, не в состоянии играть роль такого арбитра. Эту роль играет ООН. Но существует противоречие между процессом в ООН и ОБСЕ. Если ООН призывает к нормативному подходу к конфликту (правда, без задействования механизмов претворения в жизнь резолюций), то в реальности в рамках ОБСЕ стороны призваны договориться по поводу противоречащих друг другу принципов - самоопределения и территориальной целостности. Я думаю, что, пока не будут интегрированы оба подхода, или формат ОБСЕ не будет включать нормативный элемент и механизм его претворения, реальные изменения в процессе урегулирования конфликта маловероятны".

Таким образом, несмотря на совпадение конечной цели, мы можем и должны дискутировать с нашими западными партнерами по поводу подходов к урегулированию карабахского конфликта. Другими словами, нам необходимо убедить западных партнеров в необходимости использования нормативных элементов и действенных механизмов для урегулирования данного конфликта. Санкционировать использование подобных международно-нормативных элементов и действенных механизмов для урегулирования конфликта может только Совбез ООН. Да, мы часто выражаем свое недоумение по поводу отсутствия прогресса в выполнении четырех известных резолюций Совбеза ООН по Нагорному Карабаху. Но важно добиться другого, а именно того, чтобы сопредседатели МГ ОБСЕ в целом как институт, взявший на себя функции посредничества, или же хотя бы один из ее членов заявил, что ОБСЕ не является единственным форматом, в рамках которого может быть урегулирован этот конфликт, на чем настаивает Армения.

Вторая группа вопросов связана с обеспечением энергетической безопасности, а точнее, энергетической независимости Европы от России. И тут интересы сторон почти полностью совпадают.

.

 

Р.Миркадыров    

 

Зеркало. – 2011. – 27 апреля.- С. 3.