Армения и Азербайджан
решают одинаковые проблемы
Но разными путями
Карабахский конфликт не имеет мирных путей решения, и прогресс в процессе его урегулирования на сегодняшний день либо нулевой, либо близок к нулю. Как передает корреспондент ИА Regnum, об этом заявил на пресс-конференции 27 апреля в Ереване заведующий кафедрой международных политических процессов факультета философии и политологии СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет), профессор Валерий Ачкасов.
Он отметил, что прецедентов решения подобных конфликтов мирным путем, без серьезных кровопролитий до сих пор не было. "Шаткий статус-кво будет сохраняться достаточно долго. Конфликт будет заморожен, время от времени произойдут обострения на границе", - считает профессор. При этом Ачкасов не исключил, что Азербайджан, получив серьезную финансовую поддержку от США, сможет достаточно вооружить свою армию и сделает попытку возобновления военного конфликта: "И все же я не думаю, что возможна широкомасштабная война, чего нельзя сказать об инцидентах на границе".
Как заметил профессор, "у России есть свои интересы в Закавказье", и она хотела бы сохранить свое присутствие в регионе, сыграть роль миротворца, страны, которая поспособствовала урегулированию карабахского конфликта - одного из самых затяжных и острых в регионе. "Проблема неразрывно связана и с вопросом блокады Армении со стороны Турции, поэтому у России есть в этом вопросе определенный интерес", - отметил Ачкасов.
Как заявил в свою очередь завкафедрой теории и философии политики факультета политологии СПбГУ, профессор Владимир Гуторов, учитывая геополитическую ситуацию в регионе, проблемы на Северном Кавказе, Россия обречена на то, чтобы выступать в роли регулятора и использовать все дипломатические средства для решения проблем. "От этого напрямую зависит стабильность в регионе, а Россия прежде всего заинтересована в этом", - добавил он.
По мнению Гутурова, учитывая наличие многочисленных армянской, азербайджанской и грузинской общин в РФ, конфликтную ситуацию в Закавказье можно считать проблемой внутренней политики России. "В Москве представители этих диаспор обладают серьезным политическим и даже экономическим влиянием", - подчеркнул эксперт. Как он считает, армяно-турецкая нормализация является наиболее сложной проблемой, и в нее вовлечены как региональные страны, так и крупные международные игроки. "Тесный союз Турции с Азербайджаном мешает не только решению карабахской проблемы, но и нормализации армяно-турецких отношений", - заключил Владимир Гуторов. По мнению профессора Валерия Ачкасова, Россия пытается воспользоваться стремлением Турции проводить самостоятельную от США политику и выстроить наиболее выгодные с этой страной экономические отношения. Но при этом профессор выразил сомнение по поводу того, что отношения между Россией и Турцией могут достичь уровня стратегического партнерства. "Турция является членом НАТО и зоной стратегических интересов Соединенных Штатов. Определенную свободу от США Турция сейчас получила, но не настолько, чтобы проводить полностью самостоятельную политику", - резюмировал Ачкасов. При этом он отметил, что экономические и торговые отношения между Россией и Турцией будут развиваться.
"Стратегическое партнерство здесь невозможно, по крайней мере, до тех пор, пока Соединенные Штаты остаются сверхдержавой и безусловным лидером Североатлантического альянса", - подчеркнул эксперт.
А Владимир Гуторов считает, что Турция уже не один десяток лет проводит активную политику инфильтрации на постсоветском пространстве. "Сегодня речь идет не о стратегическом партнерстве, а о том, чтобы отношения между странами оставались дружественными", - сказал профессор. Говоря о положительных сторонах экономического взаимодействия между странами, Гуторов напомнил о том, что после событий в арабских странах 4-5 млн. российских туристов ежегодно отдыхают в Турции. Заведующий кафедрой философии и культурологии Востока СПбГУ, профессор Тигран Туманян считает, что Турция, оставаясь в рядах НАТО, будет придерживаться основного курса альянса и следовать указаниям Вашингтона, несмотря на демонстрацию политической самостоятельности официальной Анкары. Что касается экономических контактов между сторонами, Туманян напомнил, что Турция появилась на российском рынке одной из первых, еще в начале 90-х годов. "Турецкий бизнес в России успешно развивался, в частности, в области строительства. Эти тенденции сохраняются, поэтому экономическое сотрудничество развивается и расширяется", - добавил эксперт.
Начну с того, что удивляет политическая ангажированность и отсутствие логики в заявлениях известных российских экспертов. Во-первых, утверждать, что Азербайджан, получив серьезную финансовую поддержку от США, сможет достаточно вооружить свою армию и сделает попытку возобновления военного конфликта, является показателем либо невежества российских политологов, либо полного отсутствия аргументов, доказывающих дестабилизирующую роль Вашингтона в регионе. Ученые мужи уж точно должны были знать, что Азербайджан, в отличие от Армении и Грузии, не нуждается в иностранной финансовой помощи для вооружения собственной армии, притом ни в российской, ни в американской. Это Россия вооружает Армению почти бесплатно, а США - Грузию.
Во-вторых, утверждение о том, что "тесный союз Турции с Азербайджаном мешает не только решению карабахской проблемы, но и нормализации армяно-турецких отношений", также не выдерживает никакой критики. Ведь уровень военно-политической интеграции между Россией и Арменией намного выше, чем между Азербайджаном и Турцией. В Азербайджане нет турецких военных баз, и Турция не взяла на себя четких обязательств по обеспечению безопасности нашей страны, по крайней мере, пока. Таким образом, если следовать логике российских экспертов, тесный союз между Россией и Арменией намного больше мешает как урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, так и нормализации армяно-турецких отношений.
Так оно и есть. По большому счету, это признают сами российские политологи, когда заявляют, что между Россией и Турцией не могут быть налажены отношения стратегического сотрудничества, по крайней мере, в ближайшей перспективе. А из этого следует, что Россия не заинтересована в параллельном урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха и нормализации армяно-турецких отношений, так как это усилит позиции Турции, то есть страны, которая является союзницей США, соперничающей с Россией на Южном Кавказе.
В-третьих, вышеперечисленные российские политологи, да и не только они, в последнее время заговорили об исключительной роли России на Южном Кавказе и даже об осознании данного фактора со стороны США, не говоря уже об Азербайджане. Именно этим они объясняют посредническую роль России в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха на уровне президента Дмитрия Медведева и то, что Азербайджан на фоне событий в арабо-мусульманском мире опять "поворачивается лицом" к своему северному соседу. Один из вышеупомянутых экспертов договорился до того, что объявил конфликт вокруг Нагорного Карабаха "внутриполитической проблемой" России. Сторонники данного тезиса упускают из виду два момента. Первый момент: если данный тезис соответствует действительности, это является еще одним признанием того, что Россия не заинтересована в скорейшем урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Ведь сразу возникает вопрос: если Южный Кавказ входит в сферу влияния России и это признается всеми региональными и глобальными игроками до такой степени, что Москва считает проблемы, существующие в регионе, собственными внутриполитическими вопросами, то почему ей до сих пор не удается добиться прогресса в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха?
Второй момент: авторы этого тезиса, не сознавая того, а может быть, и наоборот, загоняют в тупик президента России Дмитрия Медведева, который, взяв на себя посредническую миссию по урегулированию конфликта, и без того оказался в сложной ситуации. Дело в том, что в России грядут президентские выборы. Внешняя политика является одним из козырей Д.Медведева в борьбе с главным его оппонентом, премьер-министром Владимиром Путиным. После перезагрузки отношений с США посреднические усилия по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха являются одной из главных внешнеполитических инициатив президента России.
На данный момент президент России оказался в очень сложной ситуации. Переговоры между президентами Азербайджана и Армении при его личном посредничестве продолжаются более двух лет.
.
Р.Миркадыров
Зеркало.- 2011.- 29 апреля.- С.2.