Главное - это твоpчество

 

Интервью с пианисткой Реной Талыбовой

 

Среди множества людей с разными вкусами и пристрастиями выделяются лица, отдающие предпочтение классическому стилю. Возможно, кто-то считает их консервативными, но им нравятся классический стиль в архитектуре, одежде, классическая мебель, классическая музыка, старые фильмы, ставшие классикой кинематографа. Однако все это не означает, что они против прогресса. Наоборот, они стараются идти в ногу со временем: периодически меняют телевизор, компьютер, про мобильные телефоны и айфоны я уже не говорю. Им нравятся многие современные зарубежные и отечественные исполнители, часть песен которых, как известно, бывает модной только определенное время, но любимые ими классическая музыка, классическое исполнение популярны во все времена. Все классическое - это непреложная истина, это догма.

Разница между певцами, которые по-настоящему учились и получили классическое музыкальное образование, и певцами, не видавшими стен не только консерватории, но даже музыкальной школы, огромна. Наш превосходный фильм "Бахтияр" - яркое тому подтверждение.

Связь между прошлым и настоящим выражается в привязанности к творческим произведениям. Подобную связь мы поддерживаем все вместе и каждый в отдельности в той области, которая нам близка духовно или профессионально. Моя собеседница популярна в музыкальном мире, но старшее поколение помнит ее еще со времен работы в вокально-инструментальном ансамбле "Севиль", которым руководил выдающийся музыкант, джазмен Вагиф Мустафазаде. Это пианистка Рена ханум Талыбова.

Мне приходилось читать и слышать о том, что ею создан ансамбль "Севиль", но этих выступлений я никогда не видела и, если быть до конца честной, серьезно к этому не относилась. Последнее время новые певцы, певицы, дуэты, трио, квартеты, периодически появляющиеся в азербайджанском шоу-бизнесе, особого впечатления не производят. Часть из них остается в шоу, часть уходит в бизнес, часть исчезает бесследно, не оставив после себя никаких воспоминаний, несмотря на предпринятые старания. Однако, посетив репетицию "Севиль", я поняла, что это как раз то исполнение, которого не хватает лично мне и наверняка другим слушателям тоже.

Конечно, музыкальный коллектив Рены Талыбовой "Севиль" и "Севиль" Вагифа Мустафазаде - это совершенно разные ансамбли, и нынешний "Севиль" никогда не сможет повторить "Севиль" ушедший. Мне же хочется отметить признаки, которые их объединяют. И это вовсе не общие песни из репертуара, ни женские голоса, не Рена Талыбова, которая присутствует в обоих коллективах.

Нет! Думается, что главное - это то, что Рене ханум удалось добиться того звучания и возродить дух и атмосферу того тепла, который мы получали от "Севиль" В.Мустафазаде. А это огромный труд и кропотливая работа. - Рена ханум, кому пришла в голову идея создать ансамбль, с чего все началось?

- После того как скончался Вагиф Мустафазаде было очень тяжело, так как мы потеряли прекраснейшего человека, великолепного музыканта и исполнителя. Я в то время еще была студенткой консерватории. О продолжении его дела никто даже и не думал. Время шло. Многие музыканты стали говорить о том, что творчество и работа Вагифа Мустафазаде не должны быть оставлены без внимания. Об этом говорили и наши композиторы: Васиф Адыгезалов, Рамиз Мустафаев, Октай Раджабов, Рамиз Миришли, Сиявуш Керими и другие именитые музыканты, отмечая, что состояние азербайджанской эстрады оставляет желать лучшего, что появились какие-то новые, чуждые отечественной музыке веяния, поэтому необходимо приложить усилия для того, чтобы сохранить классические композиторские и народные произведения в первозданном виде. Они дошли до нас, пройдя года и столетия, значит, и мы обязаны заботиться об их сохранении.

Нынешняя молодежь должна знать настоящую музыку. Я тоже это понимала и приняла решение создать ансамбль. Я почувствовала необходимость продолжения дела Вагиф муаллима. Я обратилась к своей однокласснице, директору музыкальной школы N26 Гюльшан Гулиевой, которая не только отозвалась на мою просьбу, но и создала все условия для того, чтобы я отобрала исполнителей в ансамбль. Я выбрала девочек и начала с ними работать.

- Как подбирался состав, учитывались ли внешние данные и схожесть с прежними исполнителями?

- При отборе я беседовала с девочками, потому что мне было важно узнать их внутренний мир. Знаете, ритм, слух - это все важно, это должно быть, но я всегда первым долгом спрашиваю, какую музыку и каких исполнителей слушают учащиеся, какая музыка им нравится, то есть интересуюсь их музыкальным вкусом, который многое может сказать о человеке. Кстати, Вагиф Мустафазаде тоже спрашивал об этом своих будущих исполнителей. Были люди, которые говорили, что при наборе в ансамбль внешние данные артистов имеют очень важное значение, но для меня на первом месте стоит профессионализм. Я считаю, что мне удалось подобрать девочек и образованных, и талантливых и красивых. Я ими довольна.

- В предварительной беседе вы отметили, что если певцы являются инструменталистами, то это хорошо. А девочки из вашего ансамбля будущие певицы или инструменталисты?

- Каждая из них учится в музыкальной школе, колледже или консерватории и непременно играет на каком-нибудь музыкальном инструменте. А петь они научились здесь в ансамбле.

- Кто входит в состав коллектива?

- Ансамбль задумывался как секстет. Сейчас у нас четыре певицы: Лала Тагиева, Амина Мусаева, Айнуp Мирзоева и Лейла Мехтиева, но я собираюсь принять еще двух девочек. Так что пока вместе со мной пятеро. Я художественный руководитель.

- А администратора у вас нет?

- Нет (улыбаясь), мы обходимся без него, но мне помогает мама одной из девочек.

- Кто формирует репертуар ансамбля?

- Как художественный руководитель я сама подбираю песни. Мы поем песни не только из репертуара "Севиль", а также другие народные и авторские песни. Разучивая какую-нибудь песню, мы обязательно вспоминаем жизнь и творчество их авторов: поэтов и композиторов.

.

 

Аделя ИМАНОВА      

 

Зеркало. – 2011.  -30 апреля. – С. 23.