"Нужен сеpьезный пpоpыв, котоpый может дать только фундаментальная наука"

 

считает ученый Намик Исмаилов

 

С самого начала моего знакомства с этим человеком меня не покидало ощущение искреннего восхищения серьезным и актуальным диапазоном вопросов, которыми он занимался всю жизнь, добившись в своей сфере больших успехов, пусть и не на родине. На примере моего собеседника я убеждаюсь, как далеки еще, увы, мы от господствующих во всем мире психологии и практики создавать условия незаурядным личностям, открывать дорогу талантливым ученым. Результат всем известен: не понятые и не востребованные на родине, они находят применение своим неординарным интеллектуальным способностям на чужбине, принося пользу той стране, которая оказалась умнее и дальновиднее. Утечка мозгов сегодня - проблема, принявшая глобальные масштабы, а наша страна до сих пор ни законодательно, ни практически, ни, главное, психологически не готова к таким шагам и поведению.

Талантливые ученые в поисках средств к существованию и реализации своих далеко идущих замыслов уезжают в другие страны или, что еще хуже, вообще меняют квалификацию. Подобно людям, у которых в душе накопилось достаточно мыслей и выводов, сделанных после долгих лет напряженной работы, неудач, побед и разочарований, скрупулезного анализа прошлого, мой собеседник был рад возможности высказать свои мысли на страницах газеты "Зеркало". В его рассказе, как в зеркале, отразились все тенденции и характерные особенности, присущие тому или иному временному отрезку советской эпохи и периода независимости, а также состояния системы образования и науки, отношения государственных и частных инстанций к вопросам государственной важности, нынешнего состояния дел и перспектив будущего развития. Думаю, не ошибусь, если назову рассказ ученого своеобразной летописью нашей страны за последние сорок лет.

Итак, Намик Исмаилов, прибывший из США ученый, математик, академик IASPID - международной академии наук "Проблемы интеллектуального развития", доктор компьютерных наук:

- Мы приветствуем вас на родной земле и просим рассказать, с чего началась и как вообще складывалась ваша научная карьера?

- Если начать издалека, скажу, что я родился и вырос в Азербайджане. Здесь же в 1972 году окончил школу и параллельно заочную математическую школу при МГУ им. М.Ломоносова, а за пару часов до окончания школьного выпускного вечера я улетел в Москву. Так началась моя жизнь в России. Всегда с большой теплотой вспоминаю Томский университет, годы учебы и работы в нем. После окончания поступил в аспирантуру на вновь открытую кафедру физической механики, где сформировалась молодая научная школа. Мы занимались в основном вопросами математического моделирования реальных процессов аэро- и гидромеханики, которые имеют место при разработке авиационной и ракетно-космической техники. Моя работа была связана с разработкой и проектированием некоторых систем межконтинентальных баллистических ракет, базирующихся на подводном флоте. Это была очень важная сфера приложений научных работ, поскольку по военным доктринам того времени стратегическая составляющая ядерных сил все больше переносилась на морские театры военных действий.

Это было невероятно счастливое время, как мы это сейчас понимаем...

В этом была огромная заслуга нашего руководителя, профессора А.М.Гришина, большого ученого, который смог собрать молодежь и сконцентрировать их на решении совершенно новых и сложных задач аэромеханики, опираясь на высокоточные математические модели и эффективные вычислительные методы. Как организатор он добился существенного расширения научных структур и формирования новых направлений исследований. После аспирантуры, являясь ответственным исполнителем темы, я руководил небольшим коллективом, который работал по договорам с крупнейшим КБ (теперь это Российский государственный ракетный центр имени академика В.П.Макеева). Советские ученые и инженеры отличались тем, что были универсальны, обладали широким научным кругозором и были способны решать большие комплексные задачи, иногда из очень различающихся сфер применения, причем в высоком темпе и в довольно сжатые сроки. Сами создавали математические модели, сами находили способы и методы их решения, анализировали физические результаты, открывали новые эффекты, находили им применение и внедряли их на практике. Такой успех был обеспечен тем, что степень универсализации при подготовке специалистов была достаточно высокой, поскольку они получали серьезное фундаментальное образование, особенно по математическим и техническим дисциплинам. А инженеры и конструкторы проявляли исключительную изобретательность и находчивость там, где наука пока ничего не могла сказать.

В начале 1983 года по ряду причин наша научная группа была переведена в Кемерово, где мы продолжили свою деятельность в Кемеровском госуниверситете. Но уже через несколько лет в стране развернулись новые социально-политические процессы, началась перестройка, от которой мы ожидали совсем другое. Мы не думали, что это в итоге приведет к полному развалу и столь стремительному падению всей научной, образовательной и производственно-технологической инфраструктуры, которая десятилетиями создавалась и формировалась трудом нескольких поколений. Мы столкнулись с явлениями почти поголовного материального обнищания и морального унижения лиц интеллектуального труда. Считаю, что имевшуюся научно-образовательную систему можно было сохранить, избавить ее от политической идеологии и модернизировать, ведь, несмотря ни на что, она была весьма эффективной. До сих пор этот факт признается во всем мире.

В новых условиях надо было как-то выживать, и научные работники потянулись в кооперативы и прочие сферы, далекие от науки. Но жизнь показала, что начиналась большая социальная драма с участием всех слоев населения, и худшие роли в ней отводились ученым и инженерам. Некоторые просто потеряли жизненные ориентиры.

- По приезде в Баку удалось ли продолжить научные разработки? И каким образом вы претворяли свои научные задумки в реальность?

- Надо сказать, что начало 90-х годов было невероятно тяжелым временем. Нарушились все экономические связи, прекратилась поставка запчастей, материалов и комплектующих, исчезла техническая документация, а новая не поступала. В этих условиях это было очень трудно, приходилось многое придумывать, привлекая невероятную находчивость и сообразительность при решении многих технических вопросов. Вначале, переехав в Баку, я работал на авиационном заводе, затем, в конце 90-х я перешел на другую работу, создал научно-техническое предприятие "Интеллект". Мы наметили два основных направления деятельности - наукоемкие технологии, в первую очередь информационные, и образовательная деятельность в форме профессиональных курсов, тогда они были очень востребованы рынком.

В разное время заказчиками наших работ и услуг были солидные компании и организации, например, такие как "ЛУКойл", "Оверсиз", МКТ, BP и ряд других. С самого начала открытия предприятия мы обратили внимание на такое инновационное направление, как альтернативная энергетика. Любая инновационная разработка обязательно должна учитывать экономическую составляющую, потому что без нее нельзя найти инвестора, а будучи нереализованной, инновация со временем морально устареет и утратит свое значение.

- А как же тогда можно добиться успеха, каким образом ученые и конструкторы могут реализовать свои идеи?

 

- В современном мире придумать что-то новое очень трудно, нужно реализовать не одну идею, а сразу несколько, нужны серьезные новшества, полученные на основе фундаментальных разработок. Сам руководитель проекта должен обладать высоким и универсальным уровнем подготовки, требуется гораздо более широкий спектр его способностей, чем это было раньше. Помимо высокого научного потенциала и наличия управленческих способностей он должен обладать методами, приемами и навыками коммерциализации научных достижений и технологических разработок, иначе научные проекты просто останутся на бумаге. Мне кажется, что существенного решения проблем инновационных разработок можно добиться организацией активного участия в проектах всей триады "государство - бизнес - наука" на консолидированной основе.

- Какие новые тенденции наблюдаются в современных технологиях и подходах к их осуществлению?

- Я считаю, что сегодня разработчикам новых технологий необходимо серьезно привлечь науку прикладную и фундаментальную, в первую очередь промышленную математику (industrial mathematics). Этот сравнительно недавно появившийся термин означает применение математических методов для решения задач промышленности, техники и естественных наук, а по существу представляет комплекс методов математического моделирования и вычислительных технологий, применяемых в широкой инженерной практике.

- Круг ваших профессиональных интересов, как мы видим, чрезвычайно широк. Как после ракет и самолетов вы решили заниматься альтернативной энергетикой?

 

 

Афет Ислам 

 

Зеркало. – 2011.  – 30 апреля. – С. 20.