"Штрихи к портрету"

 

Зохраб Адигезалзаде - талантливый пианист, педагог

 

Как известно, основоположниками фортепианного исполнительского искусства в Азербайджане по праву считаются выпускники Петербургской консерватории, профессора Г.Г.Шароев и профессор М.Р.Бреннер. Заслуги этих замечательных музыкантов в формировании и развитии азербайджанской фортепианной культуры просто трудно недооценить.

Однако знаменательным в истории азербайджанской культуры становится период, когда руководителем консерватории назначается выдающийся композитор и общественный деятель Узаджибейли. Именно с его приходом на преподавательскую работу в консерваторию сюда стали привлекаться молодые специалисты-азербайджанцы.

Отметим, что в прошлом веке азербайджанская музыкальная культура достигает значительных высот как в композиторском, так и в исполнительском искусстве. Авторитет азербайджанской консерватории укрепляется, и наряду с такими маститыми музыкантами, как Г.Шароев, М.Бреннер, а также первыми азербайджанскими пианистами, К.Сафаралиевой, Р.Атакишиевым, Ф.Кулиевой, Н.Усубовой, Э.Назировой, З.Алиевой, З.Зульфугаровой начинают работать талантливые исполнители "новой волны" азербайджанской исполнительской культуры (Э.Сафарова, Р.Кулиев, А.Векилова), в числе которых Зохраб Адигезалзаде занимает одно из почетных мест. Яркий представитель азербайджанской фортепианной школы, исполнитель, педагог, воспитавший многих замечательных музыкантов, он сыграл весомую роль в развитии и пропаганде азербайджанского пианистического искусства.

З.Адигезалзаде принадлежит к эпохе, единодушно признанной "золотым десятилетием" (60-е гг.) азербайджанской музыки ХХ столетия и установившей те высокие критерии, которым мы стремимся соответствовать по сей день.

Родители Зохраба не были музыкантами, но, по его же словам, ни одно их семейное торжество не обходилось без музыки, без поэзии. В доме собирались родственники, друзья и всегда звучали азербайджанские народные песни и танцы. Видя любовь Зохраба к музыке, отец даже купил ему аккордеон, и хотя дома были и другие инструменты, однако мальчика тянуло именно к фортепиано. Наконец, только в 9 лет его отдали во 2-ю музыкальную школу, в стенах которой воспитывались многие будущие видные музыкальные деятели республики. Эта школа, возглавляемая ученицей Узаджибейли Фатьмой Самедовой, была одной из лучших в городе.

Успешно закончив музыкальную школу, З.Адигезалзаде поступил в специальную музыкальную школу при консерватории в класс опытного педагога по фортепиано Майора Рафаиловича Бреннера. Педагоги этой школы также стали отмечать несомненные виртуозные данные юного пианиста, его трудолюбие, целеустремленность и искреннюю влюбленность в музыку. Поступив затем в консерваторию, З.Адигезалзаде продолжал творчески формироваться и постигать секреты мастерства также под чутким руководством своего профессора.

Желание совершенствовать свое профессиональное мастерство привело З.Адигезалзаде в Петербургскую консерваторию в класс профессора Т.Серебрякова. Огромная влюбленность в свою профессию, трудолюбие и высокая культура и здесь выделяет его из среды студентов его поколения. По словам его ленинградского педагога, "в нем счастливо сочетаются талантливость и завидное трудолюбие". Именно эти качества позволили Зохрабу не останавливаться в своем развитии и с каждым годом осваивать все новые художественные вершины.

К 1970 году молодой пианист, выпускник двух консерваторий (Бакинской и Петербургской), дипломант Всесоюзного конкурса, игра которого была отмечена выдающимся пианистом современности Г.Нейгаузом, стал педагогом Азербайджанской консерватории. Сам пианист отмечал, что первые шаги на педагогическом поприще давались ему непросто.

Но со временем все постепенно стало получаться, и на сегодняшний день воспитанники профессора З. Адигезалзаде успешно продолжают его путь во многих странах мира. Это и лауреат VI Закавказского конкурса Теймур Шамсиев (Турция), и Саяллы Гаджиева - профессор Берлинской консерватории, и Эрем Яхши (Эскишехер), и многие другие.

Параллельно с педагогической работой в консерватории З.Адигезалзаде успешно занимался концертной деятельностью. Польша, Германия, Дания, Бельгия, Италия, Чехословакия, арабские страны - вот лишь неполный перечень стран, где талантливая игра пианиста завоевывала все большее число благодарных слушателей. Для концертов Адигезалзаде всегда выбирал ряд очень трудных и сложных для исполнения произведений мировой, русской и национальной классики. В прессе особо отмечались в его исполнении Соната си минор Листа, Первая баллада Шопена, 2-й фортепианный концерт Рахманинова. Немалое место в рецензиях уделено также трактовке прокофьевских сонат N3,7, Первого концерта Чайковского, ми-минорной Партиты Баха и других сочинений.

Именно в эти годы зарождается великолепный дуэт скрипача С.Ганиева и пианиста З.Адигезалзаде. Творчество музыкантов, уже хорошо знакомое широкой публике благодаря разностороннему развитию исполнителей, способностью тонко уловить замысел композитора, сделало этот исполнительский дуэт универсальным в исполнении как классической, так и современной музыки. Не удивительно, что их называли самыми яркими пропагандистами произведений азербайджанских композиторов. Особое место среди них занимают произведения выдающегося композитора К.Караева. Драматическое напряжение, философская глубина, чистота звучания произведений композитора всегда были близки по духу музыкантам. "В наши силы поверили именно после исполнения сонаты К.Караева", - вспоминал З.Адигезалзаде.

Художественный облик исполнителя-музыканта прежде всего определяется содержанием его внутреннего мира, характерными особенностями его человеческой натуры. Среди наиболее привлекательных качеств З.Адигезалзаде - интеллигентность, открытость и вдумчивость, что несомненно сказывается на игре исполнителя, наполняя ее проникновенным смыслом и глубиной. Высокий профессионализм, широкая эрудиция, великолепное владение техникой, драматическая хватка - вот тот арсенал, который позволяет З.Адигезалзаде свободно ориентироваться во многих сферах фортепианной литературы.

Еще одна и очень важная особенность пианистического стиля Зохраба - его национальная отличительность и глубокая связь с традициями народного музицирования. По словам выдающегося азербайджанского композитора Ф.Амирова, чьи произведения З.Адигезалзаде исполнял задолго до знакомства и дружбы с композитором, он "давно мечтал, о таком близком ему по духу исполнителе своих произведений, и, услышав прелюдии и миниатюры в его интерпретации, понял, что это именно он". Отметим, что любовь к творчеству Ф.Амирова проявилась также в том, что в 1979 г. была издана первая научно-методическая работа З.Адигезалзаде, посвященная 12 миниатюрам Ф.Амирова, где пианист детально осуществляет подробный профессиональный анализ каждой пьесы, демонстрируя свои способности в области теоретической подготовки.

Помимо произведений Ф.Амирова, Адигезалзаде проявляет постоянный интерес к творчеству и других наших композиторов разных поколений - от признанных мастеров до молодых авторов. Наиболее запомнилось слушателям его прочтение прелюдий К.Караева и "Баллады" Джаджиева. З.Адигезалзаде был подчас и первым интерпретатором новых фортепианных сочинений азербайджанских композиторов. Так, многие доверяли ему премьеру созданных произведений, например, цикл "Музыкальные картинки" Джаджиева, "24 настроения" С.Ибрагимовой. Оба цикла в исполнении З.Адигезалзаде выпущены всесоюзной студией грамзаписи "Мелодия" в 1985 году и получили положительную оценку в прессе.

Однако в 90-х гг в связи со сложившейся сложной социально-экономической ситуацией в республике З.Адигезалзаде, как и многие другие деятели культуры и искусства, покинувшие Родину и переехавшие в разные страны, принимает приглашение министра культуры Турции Намика Кямаля Зейбека о работе в Турции с целью внедрения там азербайджанской музыкальной системы образования.

Итак, З.Адигезалзаде с супругой, одаренной и пытливой пианисткой Саидой ханум Касумовой, стали работать в Эскишехере - в новом университетском городке, где была только открыта консерватория при университете Анадолу. По словам самого пианиста, многолетний опыт педагогической работы в Бакинской консерватории, а также 10 лет работы ректором в Национальной консерватории помогли ему организовать работу на всех факультетах. За эти годы каждой осенью стали проводиться международные фестивали в Эскишехере, возглавляемые З.Адигезалзаде. Уже много лет как город стал побратимом с Москвой, благодаря чему студенты Эскишехере часто выступают в России, в том числе в престижнейшем Рахманиновском зале в Москве. И здесь З.Адигезалзаде неоднократно выступал, и, конечно, старался исполнять больше азербайджанскую музыку.

Несмотря на плотный график, профессор старается не порывать связей с родным Азербайджаном.

 

 

Сабина МУРАДОВА      

 

Зеркало. – 2011.  -30 апреля.- С. 24.