pаботаю над эмоциями",

 

- говоpит афганский художник, пpоживающий в Баку, Реза Хазаpе

 

...Семья без мужчин - мать, бабушка с безумным взглядом обнимающие, с десяток детей ("Большая семья", 2009)...

...Люди, мечтающие о лучшей жизни, воздушный змей - олицетворение их идеалов и стремления к свободе ("Воспоминания", 2009)...

...Беженцы из Афганистана в Баку, на съемной квартире сидят за столом. Они открыты простым радостям жизни, но боятся называть это место домом ("Беженцы в Баку", 2009)...

...Женщина в хиджабе, похожая на мираж, стоит на горизонте. Мусульмане - беженцы погрязли в своих проблемах, не знают, что делать. Кабан - извечный знак протеста, животное, символизирующее их крик души ("Черный день", 2010)...

...Афганцы - муж и жена нежно обнимают друг друга. В их глазах страх перед завтрашним днем. Они нашли время для любви в их тяжелой жизни ("Афганская семья", 2010)...

...Свадьба, на которой мало радости и счастья, несмотря на музыку и танцы ("Свадьба", 2010)...

...Старая женщина, повидавшее многое на своем веку и отстрадавшая, дала жизнь бесконечному множеству внуков и правнуков ("Бабушка", 2011)... ...Все это не телепередача о жизни афганского народа. Это всего лишь несколько сюжетов из работ молодого, подающего надежды афганского художника, беженца Резы Хазаре.

Реза - один из самых оригинальных молодых художников, живущих и работающих в Баку. Таковым его делает не только его творчество, но и жизненная история.

Родился в городе Захедан (1987), на юге Ирана. Семья Резы еще 30 лет назад бежала из Афганистана в связи с гражданскими войнами. В 2005 году окончил художественное училище в Тегеране. На данный момент учится на последнем курсе Азербайджанской государственной академии художеств.

Реза провел три выставки в Тегеране: в галереях Mehrin (2006), Momayez (2007), Nami (2008) и две выставки в Баку - в баре Corner (2009) и галерее Yaradan (2010).

Чтобы взять интервью у Резы, пришлось вести беседу на английском (наиболее удобном для него языке) и, конечно, переводить все дома.

- Реза, я смотрю, у тебя работ все больше и больше, скоро им не будет хватать места. Готовишься к новой выставке?

- Ты прекрасно знаешь, что я работаю под эмоциями. Каждый день изливаю свои чувства на холст или картон. Иногда импульс бывает настолько мощным, что создаю сразу несколько произведений, выражающих оттенки одного и того же чувства.

Что же касается выставок, то - да, я планирую целых две выставки. Одна из них должна пройти в Иране этой осенью. А через недели две - выставка в Баку. У меня есть пару оригинальных идей по поводу здешней выставки, но о них пока говорить не стану.

- На большинстве твоих работ изображены афганцы. Почему ты выбрал именно эту тематику? Почему твои работы кажутся такими мрачными, даже если выполнены яркими цветами?

- Ну, в принципе, я изучаю людей, изучаю свой народ. Постоянно открываю в нем что-то новое. И для того рисую, чтобы показывать все это людям. Вот почему я выбрал эту тематику. Я рисую то, чем живу, рисую свою жизнь, жизнь окружающих, жизнь близких и далеких знакомых. То, что видел, о чем слышал. Для кого-то это не ново, а кто-то видит это впервые. Хочу показать жизнь афганских беженцев, афганцев в целом. Если же говорить о мрачности, то это опять же лишь отображение реальности. Реальность сурова и не так светла, как кажется. И если кому-то становится плохо, когда он смотрит на мои работы, или ему передается какой-либо пессимизм, это именно то, что я чувствовал, то, что прожил. Я не могу врать в моих картинах.

- Когда ты осознал, что должен рисовать, и кто помог тебе в этом?

- Я начал рисовать с детства. И когда потом поступил в училище, у меня были хорошие учителя. Они направили меня, дали мне ответы на вопросы. Самое сложное - это, наверное, выбрать путь. В моей жизни было очень много учителей, что в Баку, что в Иране. Это большие люди для меня, люди, которые могут дать мне то, что найти самому может быть очень сложно. Я благодарен всем им.

- Ты вырос в Иране и начинал работать там. Как, по-твоему, где лучше работается?

- Конечно, я очень благодарен Азеpбайджану за то, что здесь могу работать и учиться. Здесь довольно сильная школа живописи, в которой проглядывается влияние как Запада, так и Востока.

 

 

Мухаммед ГАСАНЛЫ 

 

Зеркало. – 2011. – 10 августа.- с. 8.