Зрелость в "юношеском возрасте"
Независимая политика ЦБА - важный атрибут суверенитета страны
В феврале 2012 года Центральный банк Азербайджана отметит свой 20-летний юбилей. Стоит отметить, что, несмотря на "юношеский возраст", ЦБА прошел тернистый путь с момента становления банковской системы до ведущего сегмента национальной экономики.
Сейчас трудно представить, что в первые годы деятельности ЦБА пришлось решать вопрос с кризисом национальной валюты - маната, а также наводить порядок в банковской системе, когда количество коммерческих банков превышало сотню, и порой банкиры могли получить лицензию на банковскую деятельность, размещаясь в трехкомнатной квартире.
Цифры более красочно обрисуют ситуацию тех лет:
- процентная ставка Национального банка в 1994 г. достигла 250%;
- национальная валюта - манат, которая появилась в середине 1992 г., начала обесцениваться, и к 1995 г. ее покупательная способность снизилась в 9 раз по сравнению с российским рублем и в 245 раз по сравнению с американским долларом;
- годовой уровень инфляции в 1994 г. превысил 1600%.
Ситуация в банковском секторе коренным образом началась меняться после прихода к руководству страны общенационального лидера Гейдара Алиева, который форсировал проведение в стране коренных структурных реформ. Отметим, что реформы в банковском секторе в середине 90-х годов прошлого века начали реализовываться с приходом в те годы новой команды банкиров во главе с нынешним председателем Наблюдательного совета ЦБА Эльманом Рустамовым.
Стоит отметить, что тяжелая ситуация в банковском секторе страны была обусловлена наряду с субъективными причинами и объективными. Речь идет о том, что из-за агрессии Армении и оккупации 20% территории страны образовались огромные долги по кредитам хозяйствующих объектов на оккупированных территориях.
Первым шагом, предпринятым руководством ЦБА, стало проведение жесткой монетарной политики, благодаря которой удалось остановить в стране гиперинфляцию. Заметно стабилизировался курс национальной валюты на уровне 4000-4500 недоминированных манатов. Отметим, что после деноминации национальной валюты (1 новый манат = 5000 недоминированных манатов) и ввода манатов "нового поколения" в январе 2006 года курс национальной валюты укрепился с 0,9184 маната за 1 американский доллар до 0,7864 маната в ноябре текущего года. Таким образом, на данный момент национальная валюта страны является одной из устойчивых и самых дорогих в регионе, что, безусловно, способствует выполнению одной из важных функций денег - накопление.
Устойчивость национальной валюты на протяжении столь непростых лет стала причиной вытеснения американского доллара из взаиморасчетов населения при покупке товаров длительного пользования и повышения доверия азербайджанского населения к манату, приведшего к превышению манатных вкладов населения в банковской системе над вкладами в иностранной валюте.
Впрочем, вернемся в те непростые годы реформ в банковском секторе, когда молодая команда ЦБА во главе с Э.Рустамовым приняла непосредственное участие в разработке и реализации программ сотрудничества Азербайджана с Международным валютным фондом и Всемирным банком. В стране была реализована полномасштабная стратегия развития и реформирования банковской системы.
В ходе проведенных реформ в Азербайджане была создана двухуровневая банковская система, в том числе современный центральный банк и быстро развивающийся банковский сектор, сформированы современная денежная система, развитая банковская инфраструктура. Со сцены ушли карликовые банки, во главе угла деятельности которых было получение прибыли за счет спекулятивных операций по продаже иностранной валюты, рассчитанных на обесценивание маната. Одной из непростых задач, стоявших перед ЦБА, была разработка механизма кредитования реального сектора со стороны банков в рыночных условиях. Иными словами, предстояло положить конец порочной практике списания долгов хозяйствующим субъектам.
Реформирование банковского сектора должно было открыть путь частному сектору в данном сегменте национальной экономики и решить судьбу трех крупнейших государственных банков: Промышленно-инвестиционного банка, Сберегательного банка, Аграрного банка. ЦБА принял решение за счет здоровых активов трех банков создать Объединенный универсальный акционерный банк (ОУАБ), а обслуживание проблемных долгов и обязательств было поручено государственной небанковской кредитной организации "Аграркредит", в задачу которой также входило управление средствами, выделенными на развитие аграрной сферы Всемирным банком.
Отметим, что в дальнейшем ОУАБ провел ребрендинг, став "Капитал банком", и был приватизирован. На сегодня идет работа приватизации последнего государственного банка в стране - Международного банка Азербайджана.
ЦБА в своей деятельности регулятора банковского рынка полностью внедрил принятые Базельским комитетом в 1988 году принципы ("Базель 1"), которые являются критериями, на основе которых можно оценивать действенность систем банковского надзора. Требования "Базель 2", вступившие в силу в декабре 2006 года, в настоящее время находятся на стадии внедрения. Как показывают исследования ЦБА, при применении банками упрощенного стандартизированного подхода для реализации требований ("Базель 2") проблем с недостатком капитала, скорее всего, не будет. Тем не менее, полноценное внедрение новых стандартов в ближайшее время, к сожалению, невозможно.
Вследствие этого в настоящее время ЦБА отдал предпочтение использованию второго и третьего компонентов стандартов, рекомендуемых "Базель 2" - в части совершенствования рыночной и надзорной дисциплины, включающей и качество надзорных функций. Стоит отметить, что капитальное соглашение по стандартам "Базель 2" - специальный метод оценки рисков и более продвинутый метод расчета капитала. Однако даже страны ЕС и ведущие развитые страны ежегодно откладывают полный переход на "Базель 2", так как предлагается оценка не только банковского сектора, но и клиентов банков, то есть рейтинги заемщиков, что, в свою очередь, может привести к уменьшению финансовых услуг реального сектора, замедлив экономический рост.
Успешное проведение реформ в банковском секторе позволило данному сегменту выстоять в условиях жесткого мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008 году. Высокая оценка управлению банковским сектором страны была дана президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, который в апреле 2010 года подписал указ о назначении на четвертый срок председателем правления Центрального банка Азербайджана Эльмана Рустамова. Стоит отметить, что проводимая Центральным банком Азербайджана денежно-кредитная система страны выдержала непростой экзамен в условиях мирового финансового кризиса. Наиболее точно успех Азербайджана в условиях мирового кризиса оценил президент Ильхам Алиев: "Некоторые страны региона не могут справиться с экономическим кризисом. Кризис показал, кто есть кто. Азербайджан является наименее пострадавшей от кризиса страной".
В чем причина, что капитаны либеральной рыночной экономики Восточной Европы и Прибалтики с сильными макроэкономическими институтами не выдержали и первых ударов глобальной рецессии, в то время как национальная экономика Азербайджана смогла добиться роста Валового внутреннего продукта?
Успешно выдержанный экзамен банковской системы в условиях мирового финансового кризиса стал возможным в результате кропотливой работы ЦБА по анализу складывающейся в Азербайджане экономической ситуации, моделированию различных возможных сценариев развития национальной экономики в случае принятия тех или иных решений при проведении кредитно-денежной политики.
Приведем в пример лишь несколько решений руководства ЦБА, которые коренным образом отличались от решений, принятых регуляторами банковского рынка в других странах, столкнувшихся с мировым финансовым кризисом.
В частности, ЦБА в условиях мирового финансового кризиса принял ответственное решение по поддержанию национальной валюты за счет стратегических валютных запасов страны. В случае ошибочности принятого решения Азербайджан мог не только лишиться валютных запасов, но в конечном итоге пойти на вынужденно резкую девальвацию национальной валюты. О верности выбранного пути говорит повышение доверия населения к национальной валюте. Соответственно, никакой паники по поводу возможного оттока финансовых ресурсов из банковской системы не наблюдалось. Тем самым банки не испытали острой проблемы с ликвидностью, а национальная экономика не испытала роста инфляции.
Еще более неординарным стало решение ЦБА в самый разгар мирового кризиса о принятии мер по оживлению в стране ипотечного кредитования. Рискованность данного шага была связана с тем, что одним из главных источников начавшегося в тот период кризиса стал как раз-таки ипотечный кризис в США. Однако проведенное моделирование ситуации в ЦБА показало, что начало ипотечного кредитования позволит стабилизировать цены на недвижимость, что в свою очередь стало еще одним фактором стабилизации финансового положения банковского сектора. Дело в том, что недвижимость является главным залоговым обеспечением примерно половины всего кредитного портфеля банков. Поэтому падение цен на недвижимость означает обесценивание залогового обеспечения, что требует от банков создания дополнительных финансовых резервов и сокращает их доходы.
Как отмечал Э.Рустамов, ипотечный кризис никак не снижал важности инструмента ипотечного кредитования в оживлении рынка жилья, строительного сектора и в целом экономики. Подсчитано, что в среднем каждый доллар ипотечного кредита вызывает эффект роста доходов в экономике, эквивалентного 5 долларам.
В целом руководство ЦБА в условиях мирового финансового кризиса приложило максимум усилий для увеличения потока финансовых средств в реальную экономику. В этой связи даже были приняты поправки в закон о ЦБА, что расширило полномочия регулятора в решении задач, поставленных перед национальной экономикой в условиях мирового финансового кризиса. Согласно принятым поправкам, Центральный банк имеет право выдавать кредиты банкам как кредитор последней инстанции на более длительный срок и в различных валютах. В целях капитализации платежеспособных банков, переживающих временные трудности, ЦБА был наделен полномочиями по предоставлению банкам субординированных кредитов.
Начиная с конца 2008 года Центральный банк 6 раз менял ставку рефинансирования и границы коридора по операциям на открытом рынке в сторону понижения. В итоге ставка рефинансирования была понижена с 15% в октябре 2008 г. до 2% на сегодня, верхняя граница коридора соответственно с 20% до 7%, балансовые требования ЦБА к банкам с начала года по сей день возросли в 20 раз.
Нормы обязательного резервирования по внутренним источникам привлечения средств были снижены с 12% до 0,5%, а по внешним источникам привлечения вообще отменены. Наряду с этим в целях уменьшения бремени поддержания обязательных резервов отчетный период усреднения по обязательным резервам был удлинен с 15 дней до 1 месяца.
В результате в экономику были направлены средства в объеме свыше 2 млрд. долларов, из которой за счет сокращения обязательных резервов банки получили ликвидность на сумму более 730 млн.долларов. По поручению президента страны активизация дисконтного окна Центрального банка в основном была ориентирована на поддержание ликвидности системообразующих предприятий (например, ГНКАР, "Азералюминий") и банков (главным образом для своевременного обслуживания внешних долгов).
Мировой финансовый кризис, безусловно, внес свои коррективы в стандарты, предъявляемые к банковской системе в различных странах мира. Напомним, что 12 сентября 2010 года Базельский комитет по банковскому надзору одобрил новые стандарты, направленные на усиление устойчивости банковского сектора получившие название "Базель 3". Ключевые изменения коснулись повышения с 2% до 4,5% минимального размера ликвидного резерва собственного капитала банка. С нынешних 4,5% до 6% повышен уровень капитала первого уровня банка, также каждый банк обязан создать специальный буферный резервный капитал в размере 2,5%.
Итак, Базельский комитет определил сроки в отношении новых норм по требованию к структуре активов и капитала банков - с января 2013 года по январь 2015 года, а с января 2016 года по январь 2019 года банки должны создать буферный резервный капитал.
Отметим, что многие эксперты отмечают достаточность функционирования в банковском секторе Азербайджана от 20 до 25 банков, но не 44 банков, которые действуют на сегодняшний день. Кстати, за десять месяцев текущего года каждый четвертый банк работал убыточно.
Впрочем, позиция руководства ЦБА заключается не в том, чтобы быстро добиться консолидации в банковском секторе с точки зрения доведения количества банков до определенного числа. ЦБА как регулятор банковского рынка будет вводить новые стандарты, а те банки, которые не смогут отвечать требованиям, уже в соответствии с решением акционеров банков будут принимать решение о консолидации с другими банками, преобразовании в небанковскую кредитную организацию или о ликвидации.
Впрочем, перед банковским сектором страны стоят новые вызовы, которые придется решать руководству ЦБА. В настоящее время страны Европейского Союза переживают долговой кризис, особенно тяжелая ситуация складывается в странах еврозоны - в Греции, Италии, Португалии, Испании и т.д.
Одним из факторов, которые поставили эти страны на грань дефолта, наряду с раздутыми бюджетными расходами, стало резкое снижение конкурентоспособности указанных стран. Примечательно, что одним из факторов снижения конкурентоспособности национальных экономик Греции, Италии эксперты все чаще указывают завышенный курс валюты евро по отношению к американскому доллару. И на сегодня, если бы Греция вернулась к своей национальной валюте - греческому драхму, по утверждению Центра экономических исследований "Сбербанка", его курс был бы 0,97 доллара, а не 1,34 евро, как сегодня.
Это еще раз указывает на важность проведения ЦБА независимого курса национальной валюты, и в соответствии с приоритетами в национальной экономике - укрепления или снижения курса национальной валюты по отношению к ведущей резервной валюте - доллару США, то есть независимая денежно-кредитная политика - важный атрибут суверенитета страны и стабильного роста национальной экономики.
P.S. Материал подготовлен в рамках конкурса "Роль Центрального банка Азербайджана в экономике страны".
Ф.Ализаде
Зеркало. – 2011. – 9 декабря.
– С. 4.