Восхождение в будущее
Наши животворные кровеносные сосуды сродни простирающимся извилистым путям-дорогам.
По сути, и все дороги жизни начинаются непременно с наших кровей, с памяти крови, которая течет по нашим жилам.
Стать и быть Президентом - выбор и жребий истории.
Если бы даже не возвысился на эту высшую государственную трибуну Ильхам Алиев - один из достойных сынов Азербайджана, он обязательно встал бы в ряд самых избранных личностей Отечества. Ибо он - наследник столь славных родителей, столь незаурядных предков, что доставшиеся ему генетически и наследственно качества рано или поздно должны были бы выделить его. Это судьба. А судьба - неизбежное предназначение.
Исторический отрезок времени, выпавший на долю Президента Ильхама Алиева, обусловил его становление как уникальнейшего государственника, политика, личности.
По существу, каждый из нас, независимо от происхождения, поприща, является неповторимым индивидом истории. Ибо мы проводили в прошлое Второе тысячелетие и встретили Третье. То есть стали свидетелями события, происходящего один раз в десять столетий. Отрезок времени, выпавший нам на долю, - самый стремительный из пережитых человечеством веков, и то, что мы стали свидетелями завершившегося ХХ века, богатейшего по событийной насыщенности, наиболее развитого по множеству открытий и изобретений, и начавшегося XXI века, когда казавшееся легендой превращалось в явь, сделало каждого из нас исключительным очевидцем исключительной эпохи.
Но одно дело - оказаться велением времени, независимо от своей воли, свидетелем исторического периода, другое дело - быть первопроходцем, творцом нового времени, одним из знаковых решающих личностей.
При взгляде под таким углом зрения, Президент Ильхам Алиев, - конечно же, один из тех исторических лидеров, которым на роду написана неординарная миссия.
Он вступил в XXI век, в III столетие, в новейшую историю как первый Президент независимого Азербайджанского государства, избранный в этом столетии.
Разумеется, Ильхам Алиев - не первый глава суверенного Азербайджана.
С 1918 года, когда впервые вознесся наш суверенный триколор, со времен Алимардан бека Топчибашева, избранного председателем Национального Меджлиса - парламента и именовавшегося "Президентом" в ряде документов тех лет, до могущественного Гейдара Алиева, который десять лет возглавлял независимый Азербайджан и вывел наше государство из века двадцатого в новый век многократно окрепшим, на президентскую трибуну нашей страны поднимались четыре человека.
По этому счету Ильхам Алиев - пятый Президент Азербайджана. Но первое десятилетие двадцать первого века завершилось, началось второе десятилетие; в календаре истории - Третье тысячелетие, и Ильхам Алиев в новом веке, новом тысячелетии, в новую во всех отношениях эпоху - первый Президент Азербайджана, избранный народом.
То, что первый глава нашего государства в новый период молод, - это, по сути, не случайность, а вызванная временем закономерность.
Ильхам Алиев, в новое время избранный азербайджанским народом Президентом, - настоящий глава государства - и по уровню культуры, и по совершенному знанию ряда иностранных языков, и по профессионализму политика и политолога, и по компетентности в практике и теории современной экономики, да и по харизме, стати, эстетическим представлениям.
Да, государственный лидер, отвечающий темпам и требованиям нового века! Такой безошибочный выбор могло совершить только само время.
* * *
В октябре 2002 года, в дни, когда мы готовились отмечать одиннадцатую годовщину нашей Независимости, нашу делегацию, только что вернувшуюся с осенней сессии Совета Европы, принимал глава нашего государства - незабвенный Гейдар Алиев. Встреча проходила без участия прессы и дальнейшей трансляции по телевидению. Великий лидер выступил с двухчасовой впечатляющей речью, с основательным анализом нашего пути в СЕ, провел необходимое обсуждение и пожелал выслушать нас.
Кажется, много времени прошло с того памятного октября. Привожу здесь свое выступление к сведению широкой публики. Это тоже факт истории.
В те дни политические соперники Ильхама Алиева, ощущавшие его растущий авторитет на политической арене, на государственном поприще, и осознающие свое отставание от него во всех отношениях, подняли в ряде оппозиционных газет шумиху о "наследнике", сопровождая ее злонамеренными инсинуациями; злопыхатели писали, что Гейдар Алиев готовит своего сына к власти. И моя реплика на той встрече была связана с этой свистопляской.
Я тогда верил и надеялся, что в предстоящих вскоре президентских выборах примет участие и сам Гейдар Алиев, одержит очередную победу, и Ильхам Алиев будет в числе тех, кто сделает все, что в его силах, во имя достижения этой победы. В самом деле, и Президент Гейдар Алиев, как и Ильхам Алиев, придерживался этого мнения.
На той октябрьской встрече, за год до президентских выборов, обращаясь к главе нашего государства, которого я почитал как живого классика и к которому питал безмерное уважение, я сказал: "Вы - личность, способная управлять не только Азербайджаном, но и государством, во много раз большим, чем Азербайджан. Пока есть Вы, пока Вы готовы стать главой Азербайджана, на этой арене нет места другой второй личности.
РЕКЛАМА
--------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------
Но если когда-то возникнет необходимость, чтобы Ильхам Алиев стал руководителем Азербайджанского государства, то на высшую ступень власти его приведет не Гейдар Алиев, а собственный интеллект, собственный талант, собственные способности Ильхама Алиева".
Прошел один год. Настал октябрь 2003 года.
В самом начале октября, за две недели до президентских выборов, первым проголосовавшим оказался самый дальновидный политик Азербайджана, способный сделать точный выбор, - Гейдар Алиев.
Из-за океана пришло его письмо.
Он отозвал свою кандидатуру и как первый гражданин Азербайджана огласил свою волю - избрать Президентом Ильхама Алиева: "... Я верю ему, как самому себе".
Когда Гейдар Алиев отдал этот голос, устно и письменно высказал свое мнение, он уже долгое время находился далеко за пределами Азербайджана на лечении. И на выборах он не мог быть рядом с Ильхамом Алиевым и содействовать предложенному кандидату.
Ильхам Алиев был на арене один.
И это было испытанием из испытаний.
Настоящую борьбу он вел в одиночку.
Силами, способными повлиять на путь, ведущий к вершине власти, явились совершенные им дела, его знания, его интеллект, его политический опыт.
Ильхаму Алиеву противостояли люди, до вчерашнего дня вопившие о "планах наследования власти", о том, что "Ильхам Алиев - не Гейдар Алиев", не понимавшие потенциальную силу Ильхама Алиева и питавшие иллюзии о личной победе.
Хватило бы у них сил - они бы не преминули воспользоваться ими.
Ильхам Алиев вышел из испытания победителем.
К триумфу его привел не кто-либо, а он сам.
Именно так - весь народ и он сам!
Я уверен, что весть об этой беспрецедентной победе сына на политической арене, завоеванной в мужественной и единоличной борьбе с разноликими явными и тайными противниками, Президент Гейдар Алиев воспринял со слезами радости.
Такого твердого человека, как Гейдар Алиев, могла заставить расчувствоваться только столь грандиозная победа.
Ту же подкатившую к горлу щемящей волной выстраданную радость я почувствовал в июне 1993 года, когда, преодолев политические бури и передряги, он был избран председателем Верховного Совета Азербайджана и получил исторический шанс во имя спасения народа и государства.
Свидетелем похожих трепетных чувств я был в осенние дни 1995 года, когда перед штаб-квартирой ООН в череде флагов государств мира Гейдар Алиев с гордостью созерцал развевающийся стяг Азербайджана.
Когда Гейдар Алиев с бесконечной любовью, исходившей из самых глубин души, читал всенародно знаменитое стихотворение Самеда Вургуна "Азербайджан", я уловил, как его всегда решительный голос задрожал от эмоционального всплеска.
В те мгновения я почувствовал, сколь ранимое, трепетное сердце у этого могущественного человека.
Гейдар Алиев был личностью, любящей Азербайджан и сослужившей ему бесценную службу. Современный независимый Азербайджан был его шедевром, вершиной творения и его обожаемым детищем.
Он напоминал садовника, который жил с тревожной думой о будущем Родины, которую обхаживал, взращивал, лелеял, как цветы.
Конечно, ему было небезразлично, в каких руках завтра окажутся бразды правления этой страной, этим государством.
Что означает это чувство, могут понять только те, кто знает цену труду, кто созидал-творил на своем веку, кто переживал за плоды своего труда.
То, что его родной сын добился победы, вступив в одиночку на арену борьбы на таком сложнейшем поприще, как управление государством, не отступившись ни на миг, воодушевило, преисполнило счастливым чувством Гейдара Алиева - не только как отца, но прежде всего потому, что будущее Азербайджана вверено надежным рукам, что зданию любимого Отечества, можно быть уверенным, не будут грозить аварийные разломы и катаклизмы.
Быть может, Гейдар Алиев, как никто другой знавший, какие непролазные джунгли представляет собой политика, сколь тяжкое бремя предстоит нести первому лицу, не хотел, чтобы его единственный сын стал политиком, главой государства.
Но, вместе с тем, он очень хотел, чтобы Азербайджан процветал, Азербайджан, который он вырвал из потрясений и бурь на исходе минувшего века, поднял с колен и вывел в век нынешний, упрочив независимость республики.
По существу, он подарил своего единственного сына - Ильхама - Азербайджану, будущему Азербайджана, вопреки своим отцовским естественным тревогам и опасениям.
Гейдар Алиев был человеком-реалистом, и даже его высказывания, казалось бы, имеющие метафорическое значение, несут в себе истинный подтекст: "Я дарю своему народу и оставшуюся часть своей жизни" - здесь и подлинный смысл этого высказывания.
* * *
В 1969 году, когда Гейдар Алиев был выдвинут на пост руководителя Азербайджанской Республики, Ильхаму Алиеву было всего-навсего восемь лет, и на горизонте улыбались детство, отрочество, юность.
Естественно, быть сыном первого лица республики, столь могущественного отца, как Гейдар Алиев, расти под его воспитанием - большая привилегия. Бесспорно, это означает и беззаботную, обеспеченную жизнь.
Но являться сыном человека, который более трех десятилетий был известен в Азербайджане и во всем мире, был всегда на виду, на высоких государственных должностях, вместе с тем очень нелегкое бремя.
И для большинства детей, подростков, юношей такое привилегированное положение означает также и заметное ограничение свободы, воли, в известном смысле потерю беззаботного детства и отрочества. Ты, например, не можешь, как сверстники, без бдительного попечения ходить в школу, на прогулки по городу, на развлекательные мероприятия, скажем, гонять мяч с соседской ребятней. В отличие от ровесников, ты с малых лет вынужден контролировать свое поведение, манеры, ограничивать себя.
Эти ограничения и табу - самое досадное и нелюбимое для малыша, подростка, юноши.
Поэтому пусть никто не завидует детству, отрочеству, юности Ильхама Алиева как сына первого лица государства.
Большая ответственность - быть сыном Гейдара Алиева - неотступно сопровождала его на протяжении всей жизни.
И даже после того, как Ильхам Алиев сам стал Президентом, степень этой ответственности не убавилась!
Признаемся, что это - бремя, которое решительно никак нельзя взвесить. Во всяком случае, за последние тридцать пять-сорок лет, со времени начала осознания сложности мира, земного бытия, Ильхам Алиев на каждом шагу каждым словом и поступком считал своим долгом оберегать имя Гейдара Алиева, которое для него было превыше всего. Стало быть, его никогда не покидало чувство самоконтроля. Значит, все время в нем говорило чувство ответственности. Потому-то Ильхам Алиев, опережая возрастные темпы, в детстве проявлял себя отрочески рассудительным, подростком - сформировавшимся юношей, а в юности поступал и действовал по-взрослому зрело и взвешенно.
С поры осознания шкалы нравственных ценностей, восприятия мира с его добром и злом, считая своим долгом чтить и оберегать высокое имя отца и своей семьи - каждым поступком, каждым высказыванием, отражающим его отношение к жизни, Ильхам Алиев ныне с той же ответственностью несет бремя чести и достоинства целой страны и всей нации.
Под силу ли нести такое бремя тому, кто прожил иную жизнь, кому выпала не эта, а иная судьба?!
* * *
В Баку, на улице Истиглалийят - Независимости, на фасаде старинного великолепного здания "Исмаилийе" (где сейчас располагается Президиум Национальной Академии Наук Азербайджана), на самом верху была запечатлена арабская мудрость, два изречения.
В 1920-е годы, вскоре после оккупации Баку большевиками, во время разгула распоясавшихся пролеткультовцев, ринувшихся в тотальную атаку на старую культуру, эти керамические надписи выломали и устранили.
Так вот, одно из нравоучительных изречений, запечатленных здесь, гласило: "Предоставьте воспитание ваших детей времени. Ибо они - дети времени".
Президент Ильхам Алиев - сын великого Гейдара Алиева. Но, вместе с тем, Ильхам Алиев - сын Нового Времени.
Весной 1918 года, в незабвенные дни, когда только что объявленная Независимость вызвала бурю радости в сердцах, первый премьер-министр АДР и один из первых шехидов нашей Независимости Фатали хан Хойский с непоколебимой верой в грядущее заявил: "Мы заложили фундамент Независимости, мы создаем ее наследие. Хотя трудно говорить, какой будет участь этой Независимости, несомненно, Независимость будет жить внутри будущего. Ибо, если есть наследие, будут и его наследники".
Президент Ильхам Алиев как сын - наследник Гейдара Алиева.
А как верный правопреемник независимости и государственности Азербайджана, он является и Наследником славного пути, драгоценного Наследия Независимости!
Закономерно и то, что памятник в честь творцов нашей Независимости в Баку открыл Президент Ильхам Алиев.
* * *
Ни одно событие в мире не происходит случайно. За каждым событием - неизбежная логика времени. Не говоря обо всех качествах, необходимых главе государства, сама биография и судьба Ильхама Алиева со всеми подробностями явно возвещают о том, что само движение времени смолоду подготавливало его к нашим дням, то есть к деятельности главы Азербайджанского государства в новом веке, в новом тысячелетии.
Хотя наша Конституция не ставит ограничительной верхней возрастной черты для избрания Президента, но определена нижняя планка. И неспроста. Как бы ты основательно ни учился, как бы ни был образован, эрудирован и талантлив, ничто не может заменить школу жизни, жизненный опыт. Чтобы быть избранным главой государства, заслужить право, независимо от возраста, называться "Отцом нации", достичь этой ступени, надо ранее прочувствовать, познать корневые ипостаси бытия, мира, как говорится, хлебнуть лиха на веку.
Ильхам Алиев за сравнительно короткий отрезок жизни сталкивался со всякими превратностями бытия.
Были периоды безбедные, безоблачные, была и пора невзгод, пора лишений и нужды.
Были дни, когда он был лишен всех радостей и надежд на будущее. Случалось, рок обрушивал один за другим безжалостные удары, не давая опомниться. И начиналась целая полоса, черная череда ненастных дней.
Он рано потерял заботливую мать - свою опору, хранительницу очага. Внезапно тяжело заболел отец, подвергся несправедливой опале, угрозам, гонениям. В Москве Гейдару Алиеву грозил арест, а в Азербайджане ждала угроза смертной расправы.
И Ильхама Алиева, впервые столкнувшегося с отвратительными нравами режима, только за то, что он являлся сыном опального отца, уволили из института, в котором он работал.
Казалось, все кончено, все потеряно.
Рафаэль ГУСЕЙНОВ
Зеркало.- 2011.- 24 декабря.- С.11-13.