Сцена - это жизнь
Интеpвью с певицей Сабиной Асадовой
Солистка Азербайджанского государственного театра оперы и балета им. М.Ф.Ахундова, Государственной капеллы, Оперной студии им. Ш.Мамедовой, участница, практически, всех значимых музыкальных проектов как у себя на родине в Азербайджане, так и за рубежом - певица Сабина Асадова с некоторым сожалением в голосе призналась: "Времени для лени нет. Весь день расписан. Но в этом плотном графике всегда есть место для семьи и особенно моего трехлетнего сына Рамиля - самого дорогого подарка, который мне преподнесла судьба. Я стараюсь быть хорошей мамой, все свободное время провожу вместе с сыном. Мир ребенка совершенно не предсказуем. Если запою дома, то реакция Рамиля однозначна:"Мама, не надо!". Зато, услышав мое выступление в Музыкальной академии, Рамиль гордо поделился своими впечатлениями: Мама, как ты сильно поешь!". Мой малыш глубоко убежден, что кроме меня и тети Гюли (Гюльназ Исмаиловой) в Азербайджане никто не поет.
В свои три года Рамиль достаточно артистичен: образно читает стихи, любит классическую музыку. Но я не хотела бы, чтобы он выбрал в будущем творческую стезю. Посвящение себя искусству - очень сложный процесс, доступный только тем, кто "болен" музыкой".
- А как же быть с наследственностью?
- Все возможно, тем более, что мой дед был мугаматистом, отец - Чингиз Асадов - ученик самой Шовкет Мамедовой, ныне паботает в Азербайджанском государственном ансамбле песни и танца, руководимым народным артистом Агаверди Пашаевым. Я с детства посещала концерты этого знаменитого ансамбля, под впечатлением от которых в неполные три года объявляла: "Выступает артистка Асадова Стабина". Да-да, именно "Стабина". Кто знает, может быть Рамиль продолжит "семейное дело"...
- Но начинали вы с фортепиано?
- Да, в музшколе N33, где проходила и предмет "хор".
Школьные навыки хорового пения были серьезно развиты моим участием в хоре "Атиква", руководимым Марком Семеновичем Шапиро. Время занятий в этом хоровом коллективе, завоевавшим в свое время большую любовь бакинцев, было хорошей, крепкой базой для развития вокальных и артистических данных. Именно по совету Шапиро я обратилась с просьбой прослушать меня к Хураман ханум Касимовой. Ее вердикт укрепил мое желание поступать в Бакинскую музыкальную академию, где азы профессионального вокального образования я получила у Севды ханум Мамедовой, а уже в магистратуре попала в класс профессора Фидан ханум Касимовой. Это было незабываемое время. Фидан ханум работала без устали, для нее имел значение каждый звук, каждый нюанс. С большим вниманием и очень тонко Фидан ханум выстраивала репертуарный план. Такая школа вкупе со знаниями, стилем, полученными в классе актерского мастерства у Гюльджахан Гюльахмедовой-Мартыновой открыли передо мной красоту вокальносценического искусства. В Оперной студии мы умудрились поставить даже два драматических спектакля, что, на мой взгляд, является лучшей школой для оперного певца. И в этом смысле очень важной составляющей являлась кропотливая работа над текстом, часто требующая перевода с французского, немецкого, итальянского языков. Ведь только разобрав в деталях текст, становится все понятно: и музыка, и эмоции, и поведение на сцене. Значение иностранных языков для вокалиста важно. Я изучаю французский, с немецким сблизилась в Германии, где жила какой-то период, а в настоящее время посещаю курсы итальянского.
- Какие оперные роли вам наиболее близки?
- Мне сложно ответить на этот вопрос. Женская натура столь неоднозначна, что в каждой героине можно найти частичку себя. Диапазон исполненных ролей достаточно широк: Флора в "Травиате", Азучена в "Трубадуре", Берта в "Севильском цирюльнике", Лола в "Сельской чести", Гюлюш в "Севиль". А в "Риголетто" я играю сразу три роли: графиню Чепрано, Джиованну и Магдалену. Приходится в рамках одного спектакля перестраиваться на разные возрастные "категории", сословия, характеры. Это сложно, но интересно. Да, есть еще и детские спектакли "Золушка" и "Кот в сапогах", где я как раз в роли Кота.
- Хотелось бы узнать: комфортно ли в сапогах от "Кота"?
- Очень. Что может быть лучше, чем радость и благодарность детей, когда они тебе аплодируют, сопереживают, поддерживают, принимая происходящее на сцене за правду!
- А в жизни вам часто приходится "играть"?
- Стараюсь быть естественной. Сцена - другое дело, но и здесь не должно быть обмана. Сцена - это жизнь, на которой ты любишь, надеешься, строишь планы и, пусть прозвучит трафаретно, но проживаешь столько жизней, сколько ролей играешь. Иногда со сценическим партнером удается настолько войти в образ, что потом многие задают откровенные вопросы о наших взаимоотношениях. Значит удалось задеть зрителя, значит - он поверил в нас! Для артиста - это высокая оценка.
- Сцена - это страшно?
- Я хорошо помню свой первый выход на сцену. Это было 14 декабря 1999 года.
Рая АББАСОВА
Зеркало.- 2011.- 24
декабря.- С.27.