Семь пятниц на
неделе,
или Гибкость внешней политики тоже должна иметь пределы
Снос памятника турецко-армянской дружбе в турецкой провинции Карс откладывается на неопределенное время. Именно такой вывод напрашивается из заявлений, сделанных министром культуры и туризма Турции Эртугрулом Гюнаем во время беседы с журналистами на церемонии открытия выставки азербайджанских художников в Анкаре.
Министр заявил, что с уважением относится к решению Карсского муниципалитета, но окончательное решение о сносе памятника должна вынести Комиссия по историческим строениям и памятникам.
"Пока комиссия не вынесет свое решение, ни у нас, ни у муниципалитета нет полномочий самостоятельно разрушать этот памятник. Мы все должны дождаться решения комиссии", - подчеркнул он.
Отметим, что 18 января в ходе своего визита в Карс премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что памятник "уродлив", и дал указание мэру Карса демонтировать его и на этом месте разбить парк. После заявления премьера меджлис муниципалитета Карса, в котором представители правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и Партии националистического действия (ПНД) составляют большинство, принял решение о сносе памятника турецко-армянской дружбе. На заседании, прошедшем под председательством главы муниципалитета Невзата Бозкуша от ПСР, против сноса памятника проголосовали 4 члена меджлиса от НДП (Народно-республиканская партия), "за" проголосовали 11 членов меджлиса от ПСР и 8 - от ПНД. Стоит отметить, что строительство указанного памятника, символизирующего турецко-армянскую дружбу, было начато в 2008 году и до сих пор не закончено.
А вот выставка азербайджанских художников в Анкаре имела успех. В церемонии открытия выставки участвовали не только те, кого принято называть представителями азербайджанской диаспоры, но и видные деятели культуры, искусства и научных кругов Турции.
Выступая на церемонии открытия, посол Азербайджана Фаиг Багиров особо поблагодарил руководство организации TURKSOY (международная организация по развитию межкультурных связей между тюркскими народами), Министерства культуры и туризма Турции.
Стоит особо отметить, что для организации выставки были использованы, как говорится, "местные ресурсы". То есть были собраны картины азербайджанских художников, имеющиеся в частных коллекциях и музеях Турции. Радует и то, что выставка была организована в одном из самых элитных музеев Анкары.
Наконец, особо хотелось бы отметить заслуги азербайджанского художника Теймура Калбиева, который в течение последних более чем десяти лет постоянно проживает в Турции, в успехе этой выставки. Именно картины из его частной коллекции составили немалую часть выставленных на обозрение произведений искусств.
И все же вернемся к событиям вокруг памятника турецко-армянской дружбе.
Нам радоваться нечему
Честно говоря, меня удивляет, что некоторые наши средства массовой информации преподносят решении Карсского муниципалитета о сносе этого памятника так, как будто азербайджанская дипломатия добилась объявления войны со стороны Турции Армении, или же, в крайнем случае, принятия в Совбезе ООН резолюции о применении экономических санкций в отношении государства-агрессора (естественно, имеется в виду в конфликте вокруг Нагорного Карабаха). Ничего этого не произошло.
По большому счету, то, что Эрдоган вдруг обратил внимание на этот "уродливый" памятник, имеет к Азербайджану опосредованное отношение. Ведь неспроста Эрдоган не заявил, что существование подобного памятника неуместно, по крайней мере, до тех пор, пока территории братского Азербайджана оккупированы Арменией. По словам премьер-министра, любой человек, имеющий эстетический вкус и хоть немного соображающий в искусстве, не может не заметить, что этот памятник "уродлив". Эрдоган особо отметил, что памятник расположен рядом с историческим объектом, то есть с древней крепостью. А это противоречит существующему законодательству об охране исторических памятников.
"Желающие могут установить этот памятник где угодно, но только не здесь", - заявил премьер-министр Турции.
И все же невозможно не заметить политическую подоплеку жесткой, но как-то неубедительной реакции премьер-министра Турции.
Да, на самом деле, решение об установлении памятника было принято предыдущим составом муниципалитета Карса. Но все дело в том, что по турецкому законодательству как при установлении, так и при сносе памятников в зоне исторического наследия муниципалитеты не имеют решающего слова. Другими словами, подобные решения необходимо согласовать с центральными органами исполнительной власти, прежде всего с упомянутой министром культуры и туризма Турции Комиссией по историческим строениям и памятникам. Таким образом, получается, что три года назад никто не заметил ни "уродливости" этого памятника, ни противозаконности его установки в данном месте. И это понятно. Ведь тогда набирал обороты процесс нормализации армяно-турецких отношений. Тогда ПСР считала, что наберет очки на этом процессе. Не удалось. Процесс зашел в тупик.
А сейчас на пороге парламентские выборы. Понятно, что после провала процесса нормализации армяно-турецких отношений, по крайней мере, на данном этапе, этот памятник потерял свою политическую значимость. Хуже всего то, что он является наглядным напоминанием провала инициативы правящей партии, о чем ее предупреждали националисты.
А правящая ныне ПСР очень надеется отобрать часть электората у ПНД на предстоящих парламентских выборах и оставить националистов за бортом парламента, так как в этом случае вполне вероятно, что она получит конституционное большинство в законодательном органе. А получение конституционного большинства в парламенте очень важно не только ПСР, но и лично Эрдогану, который посредством принятия новой Конституции собирается превратить Турцию из парламентской в президентскую республику. И поэтому приходится заигрывать с националистами. Но только по таким мелочам, как снос памятника турецко-армянской дружбе.
Кроме того, не очень неубедителен аргумент премьер-министра по поводу "уродливости" данного памятника. В конце концов, вкусы у людей разные. Если следовать логике Эрдогана, то постмодернисты, неореалисты и им подобные вообще не имеют права на жизнь.
Автор этих строк не случайно отметил, что ПСР заигрывает с националистами по мелочам. Ведь ратификация турецким парламентом договора о стратегическом сотрудничестве и взаимопомощи с Азербайджаном для нашей страны намного важнее, чем снос этого памятника. При этом необходимо учесть, что по этому договору с Азербайджаном у депутатов турецкого парламента не будет двух мнений. Даже прокурдская Партия примирения и демократии вряд ли выступит против ратификации данного документа, не говоря уж о ПНД и НРП. Но, несмотря на это, правительство не торопится с представлением данного договора на ратификацию.
Поэтому не стоит обращать особого внимания на развитие ситуации вокруг памятника турецко-армянской дружбе, а необходимо сконцентрировать все ресурсы, в том числе и диаспорские, которые имеются в Турции, в направлении ратификации вышеупомянутого документа, притом до предстоящих парламентских выборов. До выборов добиться этого будет проще по той простой причине, что правящей ПСР придется учитывать позицию националистически настроенной части электората, которая на самом деле готова защищать интересы Азербайджана как собственно турецкие.
Открываем в Турции "второй фронт" против Ирана
На этой неделе в Стамбуле перед консульством Ирана состоялся пикет, участники которого протестовали против политики официального Тегерана в отношении Армении и Азербайджана. Сегодня подобный пикет состоится перед Посольством Ирана в Анкаре.
Как стало известно корреспонденту "Зеркала" из информированных источников, диаспорские организации азербайджанцев, притом не только из Северного, но и Южного Азербайджана, активно готовятся к этому пикету. Организаторы утверждают, что массовость и участие представителей всех диаспорских организаций будут обеспечены.
Р.Миркадыров
Зеркало.- 2011.- 4 февраля.- С.2.