Жизнь и вечность композитоpа

 

К 75-летию со дня рождения Мамеда Кулиева

 

Он ушел... Но его музыка продолжает согревать наши сердца, заставляет задуматься над смыслом жизни, над тем, что нас волнует и беспокоит. В этой музыке - пульс и реалии современной жизни, в этой музыке - жизнь и вечность Мамеда Кулиева.

Соприкосновение с прекрасной, талантливой музыкой - всегда открытие. А талант очень часто измеряется не количеством написанных произведений, а приобретает реальное звучание, если эти произведения востребованы, любимы, продолжают звучать и радовать слушателей.

Мамед Кулиев - заслуженный деятель искусств Азербайджана, композитор, педагог, человек, посвятивший себя Высокому Искусству. Уже десять лет как этого человека нет среди нас, но истинный талант продолжает служить людям и после смерти творца.

Судьба произведений Мамеда Кулиева сложилась удачно. Практически все они были исполнены, его творчество постоянно привлекает внимание исследователей-музыковедов. О нем не забывают его ученики и коллеги, о чем свидетельствует проведенный в стенах Музыкального колледжа при Национальной консерватории День памяти Мамеда Кулиева. Это учебное заведение сыграло в судьбе композитора огромную роль. Здесь он сделал первые шаги в профессиональном образовании, именно здесь он начал сочинять, спустя годы вернулся сюда в качестве педагога. Многое изменилось с тех пор. Сменились педагогический состав, руководство. Но неизменными остались добрые традиции - это прежде всего уважение и внимание к памяти тех, кто внес свой вклад в развитие музыкального образования и культуры в Азербайджане, это и особый дух творчества, который вновь ожил в последние годы и стал главным стимулом в работе.

В этом году музыкальная общественность отмечает 75-летие композитора Мамеда Кулиева. К этой дате приурочен ряд мероприятий, начало которому будет положено организованным Союзом композиторов Азербайджана концертом из камерных произведений композитора.

В семейном архиве Кулиевых хранятся записи бесед Мамеда Кулиева с безвременно ушедшим музыковедом Азадом Озаном, дающие возможность узнать о жизни и творчестве композитора как бы из первых уст.

Родился в Гейчае. Следуя "моде", мальчика определили в русский сектор гейчайской школы. С улыбкой вспоминал он позже, сколько усилий было потрачено на то, чтобы выучить наизусть знаменитое "У лукоморья дуб зеленый".

Отдушиной были география и музыка. В чулане он раздобыл старый тар, ставший частью жизни. Часами не расставался он с любимым инструментом. Не случайно, что значительным фактом биографии М.Кулиева (описанным в книге Н.Кязимова "Саид Рустамов") является его исполнительская деятельность в качестве тариста в оркестре народных инструментов под руководством Саида Рустамова.

Тяга к серьезному образованию приводит Мамеда в Баку. Юноша подает документы в музыкальное училище. В ту пору директором училища был Сулейман Алескеров - человек высокого профессионализма и широкой души, который дал путевку в жизнь не одному поколению азербайджанских музыкантов.

Позже, поступив в консерваторию, Мамед Кулиев попадает в класс самого Кара Караева. Мог ли юноша мечтать о таком счастье! Сегодня, в день рождения великого Кара Караева, сохранившиеся воспоминания одного из самых способных и талантливых его учеников приобретают особое значение. По словам самого М. Кулиева, "вначале ничего не получалось". Его домашние заготовки часто вызывали неудовольствие учителя. Было столько "но"! Мамед не умел играть на фортепиано, которого у него никогда и не было. А для композитора - это самый "рабочий" инструмент. Жить приходилось в маленькой полуподвальной комнатушке. Великие люди велики во всем. Величие Кара Караева проявлялось и в величии его души. Он интуицией большого мастера сумел распознать в своем скромном, застенчивом ученике большие потенциальные возможности, сумел помочь ему выбраться из "водоворота" навалившейся информации, не потерять своей индивидуальности, не раствориться ни в традиционализме, ни в заманчивом, влекущем авангарде. Было сложно. Но Кара Абульфазович пообещал: "Ничего, я сделаю из тебя композитора".

Шло время. Музыка стала основной частью существа юноши. Он шел к своей цели, преодолевая непреодолимое, постигая то, что когда-то казалось непостижимым. И вот первое одобрение наставника. Вариации для квартета получили положительную оценку Караева: "Я обещал сделать из тебя композитора и сдержал свое обещание".

Подошли к концу годы учебы в консерватории. В качестве дипломной работы была представлена Первая симфония (1963 г.), получившая высокую оценку экзаменационной комиссии.

Признательность, поклонение и глубокое уважение к своему учителю М.Кулиев пронес через всю жизнь. Окончив консерваторию, он на протяжении 15 лет продолжал посещать занятия в классе Кара Абульфазовича, внимательно следил за ходом урока, не переставая удивляться, с какой легкостью и точностью Караев подмечал малейшие шероховатости в сочинениях того или иного студента и одним "взмахом руки" ставил все на свои места.

Караев ценил талант, труд и любовь к музыке. Все это было в Мамеде Кулиеве в избытке, и на фотографии, подаренной ученику, Кара Абульфазович написал: "На память дорогому Мамеду, с уверенностью в его таланте и бесконечной любви к музыке".

Будучи в жизни немногословным и, как казалось, не очень общительным, Мамед муаллим выражал себя, свою любовь к родной земле и народу, свою сопричастность к происходящим событиям в творчестве.

 

 

Рая Аббасова 

 

Зеркало. – 2011.  -5 февраля.- С. 26.