Иранский спикер в Баку

 

Что стоит за визитом Лариджани?

 

Вчера с визитом в Азербайджан прибыл председатель Исламского совета Меджлиса Ирана (парламента) Али Лариджани. Согласно обнародованной программе, официальные встречи начнутся сегодня. 1 июля руководитель иранского парламента встретится с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, премьер-министром Артуром Расизаде, председателем Милли Меджлиса Октаем Асадовым и другими официальными лицами. Кроме того, А.Лариджани ознакомится в "Ичери шехер" с памятниками истории Азербайджана. 2 июля А.Лариджани проведет пресс-конференцию, после чего отбудет в Гянджу. Иранский гость посетит в Гяндже мечеть, которая носит имя одного из руководителей государства Сефевидов шаха Аббаса, а также могилу великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви, ознакомится с городом.

В преддверии визита спикер иранского парламента выступил с заявлениями перед азербайджанскими СМИ, в которых назвал связи между двумя странами в различных сферах находящимися "на высоком уровне". По его словам, парламенты двух стран могут принять некоторые совместные законы, благодаря которым можно создать еще лучшие условия для взаимных инвестиций. Лариджани отметил, что в рамках его визита в Азербайджан ожидается подписание ряда новых соглашений в сферах, "представляющих интерес для азербайджанской стороны".

Комментируя вопрос, связанный с существующими в регионе конфликтами, председатель парламента Ирана подчеркнул, что его страна неоднократно заявляла о том, что региональные конфликты должны решаться посредством проведения переговоров внутри региона, без участия больших держав. "Опыт показывает, что, когда в решение региональных конфликтов вмешиваются большие страны, этот конфликт затягивается. Они преследуют свои цели в этом вопросе. Минская группа ОБСЕ уже долгие годы ведет переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Какие результаты достигнуты? Как они отнеслись к решению данной проблемы? С этой точки зрения мы обоснованно считаем, что переговоры, проводимые по разрешению подобных конфликтов, могут эффективнее проводиться внутри региона, поскольку страны региона могут лучше понять друг друга. Считаю, что непременно должен учитываться принцип обеспечения территориальной целостности страны, и обсуждения должны вестись внутри региона", - подчеркнул он.

Интересно, что в преддверии приезда Лариджани Баку передал Ирану 25 его граждан, отбывавших срок в Азербайджане. Как сообщил Trend консул Ирана в Азербайджане Бахруз Заре Мирзаи, эти лица 22 июня по их желанию были переданы Ирану. Переданные Ирану заключенные были осуждены на различные сроки за незаконный оборот наркотиков, сказал консул.

По его словам, сегодня в Азербайджане отбывают срок 133 гражданина Ирана. В ближайшее время ожидается передача Ирану еще одной группы заключенных.

В свою очередь отбывавший срок в Иране азербайджанский гражданин Эльчин Ахундов был передан Баку. Ахундов был приговорен иранским судом к пожизненному заключению за преступление, связанное с наркотиками. Пресс-служба Минюста Азербайджана эту информацию подтвердила.

Кроме того, в минувшую субботу был введен в эксплуатацию мост между Нахчыванской Автономной Республикой Азербайджана и Ираном, построенный на пограничной реке Араз. В церемонии открытия приняли участие высокопоставленные официальные лица Азербайджана и Ирана. 250-метровый мост стоимостью около 4 миллионов долларов облегчит транзит грузов и пассажиров между двумя государствами. Также был введен в действие первый этап проекта по использованию воды реки Араз. Проект обеспечит водой около 2000 гектаров сельскохозяйственных земель в регионе и позволит создать около 1500 рабочих мест.

А 19 июня состоялся телефонный разговор между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. В ходе беседы главы государств обсудили двусторонние отношения, а также провели обмен мнениями по вопросам региональной безопасности и борьбы с терроризмом.

Кстати, 25 июня президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что ИРИ и Азербайджан расширят сотрудничество в борьбе с терроризмом, сообщает агентство IRNA. В тот же день Ахмадинежад встретился в Тегеране с министром национальной безопасности Азербайджана Эльдаром Махмудовым в кулуарах международной конференции по борьбе с терроризмом.

В ходе встречи президент Ахмадинежад выразил удовлетворение тесным сотрудничеством между двумя странами. Тегеран и Баку с их широкими политическими, культурными и экономическими возможностями могут содействовать восстановлению мира и стабильности в регионе в интересах обеих стран, сказал президент Ирана.

Э.Махмудов, в свою очередь, назвал азербайджано-иранские отношения дружественными и братскими. По его словам, две страны положительно и конструктивно сотрудничают в борьбе с терроризмом, и Азербайджан намерен продолжать сотрудничество с Ираном.

В тот же день спикер парламента Ирана Али Лариджани встретился с послом Азербайджана в Иране Джеванширом Ахундовым и заявил, что иранский парламент позитивно относится к развитию связей с братским Азербайджаном во всех областях. Лариджани упомянул давние связи между двумя странами и отметил, что взаимные визиты представителей двух государств и регулярные консультации между официальными лицами Азербайджана и Ирана указывают на глубокую дружбу между двумя народами.

Лариджани также подчеркнул важность развития экономических связей с Азербайджаном.

Джхундов, со своей стороны, отметил, что будущий визит спикера Милли Меджлиса в Тегеран станет значительным шагом вперед в укреплении связей между двумя государствами.

Но не все так позитивно в отношениях двух стран, как это представляется из большей части официальных сводок. К примеру, как передает ISNA, на днях посол Ирана в Баку Мохаммад Багер Бахрами был приглашен в комиссию по вопросам национальной безопасности и внешней политики Меджлиса ИРИ, где представил отчет об ирано-азербайджанских отношениях. Об этом сообщил СМИ член комиссии Казем Джалали. Отметим, что перед тем прошло сообщение, в котором было сказано, что в ближайшие дни комиссия Меджлиса по вопросам национальной безопасности и внешней политики проведет заседания, на которых будут рассмотрены последние события.

А 29 июня агентство Mehr распространило заявление главнокомандующего ВМС Ирана Хабибуллы Саяри, в котором говорится, что "Иран для обеспечения своих интересов на Каспийском море тщательно контролирует 20% моря при помощи вооруженных сил".

Стоит отметить, что, кроме самого Ирана, ни одно из прибрежных государств не считает, что ему принадлежит 20% поверхности Каспия. И в первую очередь это касается как раз интересов Азербайджана, который является приверженцем раздела Каспия по международной методике срединной модифицированной линии.

Особого внимания заслуживает позиция Ирана и в вопросе Нагорного Карабаха. Всегда желая выступать последователем беспристрастной и уравновешенной позиции, официальный Тегеран рассматривает вопрос сохранения мира на Кавказе в первую очередь с позиций необходимости общей региональной стабильности, а в отношении будущего Карабаха заявляет, что руководствуется принципами международного права, не отрицая приоритетности права народов на самоопределение.

Однако сегодня, похоже, настал момент искренности, и власти Ирана готовы открыто поделиться также своими опасениями и тревогами, отмечает портал "Национальная идея". Когда мы слышим их последние признания, то становится ясной следующая истина: Иран особо не беспокоит судьба Карабаха, вместо этого слишком много внимания он уделяет перспективе вмешательства внешних сил в этот вопрос и их возможного присутствия в регионе. В течение считанных дней у высокопоставленных иранских чиновников было несколько поводов намекнуть об этом.

В их ряду нужно, в первую очередь, выделить слова секретаря Верховного совета национальной безопасности Ирана Саида Джалили, который во время состоявшейся в Тегеране встречи со своим армянским коллегой Артуром Багдасаряном призвал страны региона не терять бдительности в вопросе вмешательства "внерегиональных сил". В данном случае бдительность следует понимать не иначе как проявление отрицательного отношения к "третьей силе".

И иранцы, похоже, собираются проявить упорство в своих требованиях. Этот факт подтвердил спикер Лариджани, посоветовав азербайджанцам и армянам решить карабахский конфликт посредством проходящих в регионе переговоров. Такая точка зрения в первую очередь предполагает исключение участия вовлеченных в посредническую миссию стран и международных структур. И Тегеран не собирается скрывать этого.

Конечно же, Лариджани и другие не забыли, что было уже время, когда именно страны региона пытались урегулировать проблему Карабаха, но они не зафиксировали никакого успеха. То есть утверждения о внутреннем взаимопонимании преувеличены, и ревностность Ирана не имеет ничего общего с будущим конфликта.

 

 

Р.Тофикоглу 

 

Зеркало. – 2011. – 1 июля.- С. 2.