Вершитель мифических побед,

 

или Издержки короткой памяти

 

Армянский политологический дозор после саммита трех в Казани выходит из укрытий, чтобы заполнить образовавшийся вокруг урегулирования карабахского кризиса вакуум. И по всему видно, что самые продвинутые головы поглощены проблемой возобновления военных действий на фронтах. И по их выводам можно заключить, что в стане светлых умов царит легонькая деморализация. Иначе не стали бы выдавать путаные и замысловатые прогнозы, переставляя местами неравнозначные категории.

Небезызвестный тяжеловес стратегических исследований Ричард Киракосян вновь привлек внимание умозаключениями, выдержанными в стиле сумбура, если не сказать абсурда. Озвученные им накануне мысли мало того что не содержат в себе ничего нового, в них, к тому же, просматривается склонность к обыгрыванию сходных мыслей на заданную тему. В общем, последний интеллектуальный продукт исследователя можно причислить к жанру каламбура. Но на то есть свои причины.

Р.Киракосян, как известно, человек довольно компетентный и владеет ситуацией в контексте предмета исследований. Но именно по этой причине вызывает недоумение тот расклад, которым делится с публикой этот эксперт.

Если вспомнить те его выкладки, что появились на свет за последнее полугодие, невозможно не задаться вопросом: какой логике придерживается Р.Киракосян, если сам же себя дезавуирует?

До встречи в Казани руководитель центра национальных и стратегических исследований неустанно утверждал, что вариант силового решения проблемы станет гибельным для Азербайджана. При этом он не апеллировал ни к фактам, ни к показателям военной мощи сторон, ни к факторам, что являются существенными для выясняющих отношения противников.

И вот Р.Киракосян снова решил протаранить сознание азербайджанцев грозными выкладками. Он утверждает, что "Азербайджан - слабый и непредсказуемый противник, и вероятность военных действий довольно велика, и ею нельзя пренебрегать". Следом он подводит базу под прогноз, заявляя, что "как бы Азербайджан ни увеличивал свой военный бюджет, в случае войны он потерпит поражение".

Подобного рода заявления стали характерными для наблюдателя, который считает своим долгом дать реакцию на любое событие или изменение вокруг азербайджано-армянского спора. Но одно дело - тщательно рассматривать ситуацию и отражать в ней динамику или же регресс несущих трендов, и совсем другое дело - исправно выдавать по параметрам проблемы характерное заключение, где все азербайджанское с порога отвергается, а армянское, наоборот, искусственно возвеличивается.

"Азербайджан на протяжении нескольких лет увеличивал свои Вооруженные силы, однако только этого недостаточно, чтобы представлять угрозу для Армении. Угроза на самом деле кроется в вероятности случайной войны, точь-в-точь такой же случайной, которая из-за неправильных расчетов развязалась в 2008 году в Южной Осетии"... Это контекст из последнего информационно-аналитического продукта Р.Киракосяна, которому армянские СМИ дружно отвели центральное место. Тут не мешает поспорить вокруг предмета контрастности положений проблемы и выводов относительно возможной развязки.

Если Азербайджан десятикратно превосходит своего противника по показателям экономического позиционирования, двадцатикратно лидирует по части средств, отпускаемых на укрепление обороноспособности, то не говорит ли это о разительной слабости Армении перед лицом незавершенного конфликта? Ведь укрепление военно-промышленного потенциала Азербайджана вызвано к жизни неразрешенностью проблемы территориальной целостности. И если когда-то Азербайджан уступил армянам военную кампанию, то отход территорий к агрессору стал следствием неподготовленности Баку к необъявленной войне, которую армяне вынашивали еще в бытность советского строя.

Просчеты и упущения стали уроком для страны, которая на излете советской системы думала не о войне, а о проблеме перехода к новой формации. Вороватые действия соседа, подорвав региональный порядок, породили тот самый дисбаланс, заложницей которого и стала доведенная до ручки Армения, которую всеми силами и средствами вытаскивают из пучины нестабильности Россия, Иран, Франция, США, да Бог весть кто.

С момента завершения первой военной кампании минуло 17 лет, и реалии кардинально изменились. Фактор внешней агрессии, необузданность территориальных притязаний соседа, настрой на экономическое возрождение, наконец, решимость азербайджанцев восстановить справедливость на своих исторических землях вызвали к жизни принципиально иной расклад. И теперь хозяином ситуации стал Баку, позицию которого не могут игнорировать ни сообщество, ни посредники урегулирования территориального спора. И если его слово имеет полновесный геополитический смысл, если к нему прислушиваются международные институты, то не означает ли это, что кровавая история, которую начали писать армяне на закате Советов, скоро будет переписана?!

Детали каламбурного жанра, что так облюбовал Р. Киракосян, не могут не будоражить сознание. Достаточно только присмотреться к следующему контексту: "...Другая опасность заключается в вопросе смены дипломатии Азербайджана относительно карабахского конфликта. Иными словами, дипломатическая война постепенно превращается в войну дипломатии". Чтобы понять смысл приведенного контекста, расшифровать мысли о "дипломатической войне и войне дипломатии", кажется, нужны специалисты древнекитайской философии. Что именно хотел сказать своим выводом эксперт, абсолютно не поддается осмыслению.

Наконец, Р.Киракосян, распутывая узлы проблемы, к которой испытывает кровный интерес, заканчивает патетическим аккордом, утверждая, что "Азербайджан не понимает, что проиграл войну и потерял Карабах навсегда. Это психологическая проблема, из-за которой Азербайджан загнал себя в угол, требуя все и сразу"... При этом автор не преминул заметить, что "лучше иметь сильного и прогнозируемого противника, чем слабого и непредсказуемого".

И здесь Р.Киракосян поставил истину вверх ногами. Впрочем, он не первый и не последний в ряду мыслителей, что ставят нормы и положения здравого сознания, бытия, логики и права вверх ногами. И делается оно с тем, чтобы затуманить сознание сообществу перед лицом непомерных амбиций, вытекающих из смысла и целей идеологии великоармянства. Но, возможно, это сообщество все еще пребывает в ореоле постижения того самого великоармянства. Но для азербайджанцев, тюрок все азы и премудрости идеологии армянского величия давно изучены, и ясно, что ничего сверхъестественного, кроме маниакальной ненависти к соседям, она в себе не таит, и что в основе ее стоит мания величия. И, думается, нет надобности объяснять, следствием чего становится этот небезызвестный синдром, причем в массовом проявлении.

И чтобы подвести черту под наблюдения вокруг последних размышлений титана национальной геополитики, не мешает вернуться к прогнозам Р. Киракосяна, которыми он поделился в минувшем феврале, то есть четыре месяца назад.

Оценивая ситуацию на родине предков, Ричард Киракосян был предельно четок и откровенен, чего не скажешь о его вчерашнем настрое. Иначе не изрек бы следующее: "Армения находится в политическом тупике, социально-экономическая ситуация ухудшается, ожидается очередной рост тарифов на газ. Социально-экономическое давление с каждым днем усиливается. Все это, естественно, не является гарантией революции, однако чаша уже переполнена. Это должно вынудить правительство Армении на реализацию реальных реформ... Следующие выборы более важны и более серьезны, чем предыдущие, поскольку ожидания и требования перемен достигли пика. Нерешенный кризис "1 марта" будет порождать провокации. То есть плохие выборы могут стать искрой, из которой может разгореться пламя. Вопрос лишь в том, будет ли материал, который позволит этой искре разгореться. Поскольку в условиях, когда большинство армян думают лишь о том, как бы покинуть страну, искре не на чем будет разгореться"...

И теперь автор этих мыслей пытается убедить соплеменников и сообщество в том, что Армения победит Азербайджан в войне. Страна, которую изничтожает системный кризис, которую тысячами покидают граждане, которая скатывается к критической черте, должна погрузиться в атмосферу реализма. И если ее светлые головы в жизненно важной плоскости выдают грезы за действительное, то это свидетельствует об одном - между властью и ее приспешниками, с одной стороны, и обществом, которое задвинуто, имеется непреодолимая пропасть. И путь к выживанию при таком раскладе в одном - осознании реалий всеми. И если сегодня идеологи власти продолжают дурить сограждан, кормить их баснями о величии и непобедимости, то это означает, что до коллапса осталось всего ничего.

 

 

Т.Аббасов 

 

Зеркало. -2011. – 1 июля. – С. 3.