Вспоминая Расима Исмайлова

 

Сегодня оператору и режиссеру Расиму Исмайлову исполнилось бы 75. Увы... семь лет назад он поменял этот мир.

 

Он снимал масштабные фильмы. Блокбастеры: "Семеро сыновей моих", "Насими", "Бабек", "Непокоренный батальон", "Последний перевал", "Жизнь - хорошая штука, брат". Жесткие, мускулистые, чисто мужские фильмы про хороших и плохих парней. И вдруг для режиссерского дебюта выбирает детскую сказку. Почему? - спрашивали его.

"Это совсем не вдруг", - отвечал Расим. По мысли Ингмара Бергмана, чем старше мы становимся, тем понятнее для нас дети, которыми когда-то мы были, тем яснее видим то человеческое существо, каким мы призваны были стать. Да, несомненно, есть люди, которые предали самих себя, пойдя на компромиссы, ложь. Эти люди, по сути, ущербны. Но если вам так необыкновенно повезло, что вы разглядели ваше детство, если вы возвращаетесь к нему со всеми ресурсами вашей памяти и опыта, то вы окажитесь в ситуации, благоприятной для творческого духа и труда.

Расиму повезло, он разглядел свое детство. И перенес на экран чистоту интонаций, атмосферу непосредственности, веселой легкости игры... Он создал образы детей на многие времена. Недаром его фильмы живут уже больше тридцати лет. Сегодня свое детство рассматривают актеры, сыгравшие детей в его фильмах "Лев ушел из дома" и "Асиф, Васиф Агасиф". Это красивые, молодые, успешные люди. Режиссер, лингвист, прокурор, финансист, хореограф, магистр международного менеджмента.

Мы говорим о Расиме в канун его 75-летия.

 

"ОЙ, ДА-А! КАКОЙ ХРАБРЫЙ!"

 

"Давайте беседовать, так будет проще вспоминать, - предложил главный герой фильма "Лев ушел из дома", ныне известный кинорежиссер и актер Эльхан Джафаров. Но заговорил так, что мне почти не пришлось задавать никаких вопросов...

- Говорят, совокупность случайностей приводит к необходимости, - начал Эльхан. - Первое звено случайностей в моей жизни - одна счастливая встреча, которая произошла, когда мне было 9 лет, - тогда я впервые попал на съемочную площадку фильма "Бухта радости", сыграл роль продавца воды. Это был маленький эпизод. Но я оказался перед камерой замечательного оператора Расима Исмайлова. Я слышал дома, с каким восторгом о нем отзывались мои родители. Я был заворожен, не отрывал от него взгляда, старался сделать все так, как он просил. Но не здесь было мое начало, а потом, когда Расим Рзаевич перешел в режиссуру и пригласил меня на главную роль в своем первом двухсерийном мюзикле "Лев ушел из дома". На этой картине я решил, что стану кинорежиссером, и начал внимательно следить за его режиссерским стилем, манерой работы с актерами, которая, как известно, у всех мастеров разная.

Расим давал четкие конкретные задания. Корректно и кратко. Разговаривал со мной не как с малышом, а на равных. Я гордился ужасно. Приятно было, что передо мной, ребенком, он ставил взрослые задачи. Значит, я тоже взрослый! Не было в его отношениях с детьми никакого сюсюкания. Для меня это была хорошая школа. Обычно человеческие общения делятся на три круга: большой, средний, малый. Большой круг - внешний мир, средний - среда, в которой варишься, малый - внутренний мир.

Расим нашел золотую середину. На первый взгляд, он был замкнут, сосредоточен на своих мыслях. Казалось, он всегда где-то не здесь, не в реальности, а в том мире, который целеустремленно создает на экране. И ничего из бытовой жизни не замечает. Но вот однажды, уже будучи взрослым, я смотрел передачу, в которой он рассказывал о другом режиссере и другом фильме. Я поразился его наблюдательности. Ого, подумал я, оказывается, Расим муаллим все видел, все замечал, даже самые тонкие нюансы. И такие теплые сентиментальные воспоминания. Меня это очень тронуло.

Второй пункт восхищения - его смелость.

 

 

Зеркало. – 2011.  – 16 июля. – С. 42.