"Азербайджанцы - самый музыкальный народ", -

 

В эксклюзивном интервью газете "Зеркало" говорит народная артистка Казахстана Роза Рымбаева

 

С народной артисткой Казахстана Розой Рымбаевой мы встретились в ходе праздничных меpопpиятий, посвященных Дню рождения Астаны. В рамках торжеств, проходящих в первую декаду июля, Роза Куанышевна выступила с сольным концертом, который в очередной раз собрал огромное число поклонников творчества певицы.

Нашу встречу с Р.Рымбаевой мы начинаем с просьбы: "Напойте, пожалуйста, "Любовь настала". Народная артистка к ней, видимо, привыкла. Улыбаясь, она начинает петь:

"Как много лет во мне любовь спала, Мне это слово ни о чем не говорило, Любовь таилась в глубине, она ждала, И вот проснулась и глаза свои открыла. Теперь пою не я - любовь поет, И эта песня в мире эхом отдается. Любовь настала так, как утро настает, Она одна во мне и плачет, и смеется"...

"Любовь настала" с ее словами, музыкой, диапазоном редко можно сравнить с современными песнями, - говорит наша собеседница. - Исполняющий эту песню певец может продемонстрировать себя с разных сторон: показать широту чувств, лирику, мелодизм. У этой песни законченная форма. В ней создан целостный эмоциональный образ. Поэтому она с удовольствием слушается, с таким же удовольствием исполняется. Хотя написана она более 30 лет назад".

"Раньше были профессиональные композиторы, которые, сидя за роялем, прописывали каждую партию, - продолжает народная артистка. - Мой муж был композитором, который так же вручную расписывал все эти партитуры. Сейчас все по-другому, все можно сделать на компьютере. Также в те времена музыку сочиняли больше профессионалы с определенным музыкальным образованием. Поэтому настоящую музыку, старую советскую, по праву можно считать классикой.

И сегодня многие возвращаются к мелодиям того времени, как, например, к песне "Любовь настала". Потому что это была настоящая музыка".

- То есть вы хотите сказать, что сейчас настоящей музыки практически нет?

- Я не могу говорить про всех и за всех. Сейчас очень много направлений, течений в музыке, и мне кажется, сейчас много подражаний. Плюс всякие компьютерные обработки. Но ни один компьютер не может заменить настоящее звучание, настоящий голос. Сравните свои ощущения, когда вы, скажем, слушаете фонограмму и игру большого живого оркестра.

- Был кто-то, кто исполнил вашу песню пусть не лучше, чем вы, но хотя бы с таким же чувством?

- Если честно, я специально за этим не следила. Правда, был один парень, который спел "Любовь настала" речитативом. Его исполнение мне понравилось. Ведь на это тоже нужна смелость - взять и совсем по другому исполнить песню, изменить ее ритм и т.д. Но, опять-таки, публике решать, чье исполнение лучше.

- А если бы этой песни не было в вашем репертуаре?

- Я не думаю, что моя творческая жизнь сложилась бы плохо без этой песни. Я побеждала на многих международных конкурсах и с другими композициями. Просто в Советском Союзе меня знали больше по этой песне, потому что я исполняла ее на русском языке. А так у меня очень много красивых песен на казахском. "Любовь настала" я впервые спела в 1980-м году, после того как исполнив свои другие песни, уже была лауреатом нескольких конкурсов.

Но и сегодня я продолжаю петь и на русском, и на казахском языке. У нас в стране нет моноязычия, Казахстан - многонациональная страна, здесь говорят на многих языках. И меня очень часто просят спеть старые советские песни, что я с удовольствием делаю. И, опять-таки, неважно, на каком языке ты поешь, важно то, с чем ты пришла к своему слушателю, важно то, что ты хочешь ему сказать, донести до него.

- Сейчас очень модно слово "звезда", и каждый, кто хоть раз засветился на какой-нибудь из "фабрик звезд", начинает так себя именовать. А вы, имея на это полное право, звездой себя считали?

- Я помню, как мы начинали свою профессиональную работу. В то время, после окончания училища или консерватории, нам давали направление в какой-то областной центр, филармонию, какую-ту концертную организацию. И вот эта концертная организация, принимая нас на работу, нас еще прослушивала. И даже проработав там по 10-15 лет, мы все равно ежегодно доказывали, что имеем право на эту работу, имеем право считаться артистами-исполнителями. Кстати, принимались на работу в эти концертные организации люди с образованием и только после того, как проходили прослушивание нескольких комиссий. Было много профессиональных коллективов. Что касается звезд, то я помню, насколько был популярен Муслим Магомаев, он был по-настоящему звездой мирового масштаба. Также Алла Борисовна Пугачева, София Ротару.

 

 

Л.Байрамова

 

Зеркало. – 2011.  -23 июля. – С. 25.