Статус Каспия обсуждают в Москве
Однако милитаризация моря-озера продолжается
Сегодня в Москве начинает работу 29-е заседание специальной рабочей группы по выработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств.
В заседании примут участие делегации Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. В повестке дня - дальнейшие переговоры по проекту Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, а также обсуждение вопросов подготовки IV Каспийского саммита, который будет созван в России.
К настоящему моменту прибрежные государства в ноябре 2003 года подписали Рамочную конвенцию о защите морской среды Каспийского моря. В июле 1998 года между Казахстаном и Россией были заключены соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, а в мае 2002 года - протокол к данному соглашению. 29 ноября 2001 года и 27 февраля 2003 года заключены соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря и протокол к нему соответственно.
Также между Казахстаном, Азербайджаном и Россией 14 мая 2003 года заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.
Напомним, что при этом Россия выступает против раздела акватории Каспия между прибрежными государствами. Как заявил недавно вице-премьер РФ Сергей Иванов, "Россия считала и считает Каспий уникальным внутриконтинентальным водоемом и выступает против раздела его акватории на национальные секторы, поскольку это потребует коренного пересмотра сложившегося за последние 70 лет режима хозяйственного использования этого водоема".
Москва убеждена, что отдельные виды ресурсов Каспия, например, водные биоресурсы, неделимы, и требует проведения согласованной политики по их сохранению со стороны всех прибрежных государств. Общими, по ее мнению, являются также проблемы обеспечения безопасности мореплавания, природопользования и защиты экологии, особенно в области предотвращения аварийных разливов нефтепродуктов в ходе освоения шельфа этого моря. "Эксперты на встрече в Москве 19 июля обсудят вопросы подготовки саммита прикаспийских государств", - заявил вчера министр иностранных дел России Сергей Лавров по результатам встречи со своим азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым, передает РИА "Новости". "Завтра открывается очередной раунд переговоров на эту тему (по правовому статусу Каспийского моря), и мы бы хотели, чтобы в развитие тех решений, которые были приняты в прошлом году на Бакинском саммите пяти прикаспийских государств, наши эксперты продвинулись вперед по подготовке очередного, четвертого уже, саммита, который решено было провести в Москве, и сроки созыва которого мы будем определять в зависимости от прогресса, достигнутого экспертами", - сказал он.
Министры обсудили каспийскую проблематику, а также концепцию определения правового статуса Каспийского моря. "Мы в свою очередь договорились послать мощный политический сигнал переговорщикам о необходимости поскорее выходить на практические договоренности", - заявил журналистам С.Лавров.
Но, наверное, никто не станет спорить с тем очевидным фактом, что в течение минувших нулевых лет все большие обороты набирала милитаризация Прикаспийского региона. Это обстоятельство отмечали и отмечают эксперты в разных странах, занимающиеся ситуацией вокруг самого большого моря-озера планеты.
Наращивание военно-морского потенциала является, по общему мнению, следствием многолетней нерешенности вопроса дележа Каспия между пятью прибрежными государствами.
Согласно недавним заявлениям главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирала Владимира Высоцкого, их Каспийская флотилия будет усилена в ближайшие годы. По его словам, до 2020 года это морское соединение получит 16 новых боевых кораблей, новые береговые ракетные части и авиационные группы.
Высоцкий отметил, что только в этом году флотилия примет в свой состав два новых ракетных катера "Татарстан" и "Волгодонск", а также три десантных корабля. Кроме того, ВМФ России планирует увеличить протяженность причалов в Махачкале. Таким образом, флотилия будет формироваться из двух соединений, которые будут базироваться в Астрахани и Махачкале.
"Каспийская флотилия в настоящее время полностью обеспечивает безопасность хозяйственной деятельности отечественных компаний на Каспии и планирует сохранить это положение в будущем", - сказал главком.
Кроме того, в распоряжение Каспийской флотилии РФ перейдет несколько авиационных групп, подчиняющихся объединенному стратегическому командованию "Юг". Флотилия будет оснащена береговыми ракетными комплексами "Бастион", вооруженными сверхзвуковыми ракетами "Яхонт", которые способны уничтожать надводные цели на дистанции до 200 миль.
Флагман Каспийской флотилии - сторожевой корабль "Татарстан" - уже сейчас считается самым мощным кораблем на Каспийском море. Он вооружен ударным комплексом "Уран", дальность стрельбы ракет которого составляет 100 миль.
Позднее в этом году к "Татарстану" присоединится еще один корабль того же класса - "Дагестан".
Каспийская флотилия получит также головной корабль проекта 21631 "Буян-М" (малые ракетные корабли) и три десантных корабля.
"Усиление группировки Каспийского моря для России является жизненно необходимым, поскольку этот регион является нефтеносным, раздел сфер влияния там актуален", - заявил недавно первый вице-президент Российской академии геополитических проблем Константин Сивков.
И не только российские эксперты отмечают усиление милитаризации Каспия. К примеру, из-за споров с Азербайджаном о принадлежности крупного нефтегазового месторождения на Каспии ("Кяпаз") усилением своего флота занимается Туркменистан. Кроме того, на Каспии усиливаются морские группировки Казахстана и Ирана.
Таким образом, милитаризация стран Прикаспия идет параллельно поиску правового статуса Каспийского моря. То есть с ухудшением ситуации по определению юридического статуса моря идет и усиление милитаризации пяти государств региона.
Если говорить об Азербайджане, сейчас мы уже не занимаем второе после России место по военно-морской мощи на Каспии, как это было на момент распада Советского Союза и раздела Каспийской флотилии между РФ и Азербайджаном. Такое положение с нашим военно-морским присутствием продолжалось вплоть до последних лет. Однако сейчас уже, по мнению аналитиков, на второе место выдвинулась Исламская Республика Иран.
В течение последних двух лет Иран значительно нарастил количество своих военных судов на Каспийском море. Согласно информации из открытых источников, флот Ирана располагает на Каспийском море примерно сотней кораблей - в основном маленьких или вспомогательных. В их числе три сверхмалые подводные лодки иранской постройки и северокорейского типа (дальность плавания до 1200 миль, могут быть использованы для транспортировки группы боевых пловцов), устаревший тральщик класса "Салман" (американской постройки) и патрульные катера. При этом Иран может быстро увеличить свои силы на Каспии на 50%, перебросив туда корабли из Персидского залива.
Надо учесть также, что и Туркменистан разрабатывает план по созданию своих военно-морских сил. Не отстает от соседей и Казахстан, который с каждым годом увеличивает расходы на усиление своих военно-морских сил.
Судя по всему, в наступившем десятилетии и Азербайджан намерен продолжить усиление своей морской военной составляющей. Свидетельства этому уже есть. Например, турецкая компания Ares Shipyard планирует приступить к военному судостроению в Азербайджане. Компания собирается создать в Азербайджане верфь.
Другая компания военного судостроения Турции - Yonca Onuk - также выразила готовность предоставить Азербайджану самые лучшие образцы своей продукции. Речь идет о суперскоростных морских катерах MRTR-33, которые в ряде государств уже используются силами особого назначения и ВМС. К примеру, закупленный у Yonca Onuk Береговой охраной Грузии в 2008 году катер класса MRTP-33 успел поучаствовать в военных операциях. Катер показал себя в военных действиях 2008 года достойным образом и смог остаться целым. Он получил несколько осколочных повреждений, которые удалось отремонтировать. Этот катер может охранять береговую полосу, атаковать, а также выполнять поисково-спасательные функции. Он оснащен пушками и управляемыми ракетами. Если говорить о прочности турецких катеров с учетом специфики Каспийского моря, они полностью устойчивы к коррозии. Срок эксплуатации определяется в 40 лет. И по габаритам, и по производственной технологии эти катера полностью соответствуют условиям Каспийского моря. Катера устойчивы к волнам. Эти катера выдерживают 3-балльные волны, продолжая двигаться со скоростью 50-60 миль.
Не далее как весной стало известно также, что США планируют помочь Азербайджану, Туркменистану и Казахстану развивать ВМС. Они указывают на растущую важность безопасности Каспийского моря и возможность его милитаризации на фоне планов всех пяти имеющих к нему выход стран по наращиванию сил в этом богатом нефтью и газом регионе.
В опубликованном 875-страничном документе Госдепартамент дал развернутую информацию о том, на что планирует направить материальные средства. Если просмотреть планы по военной помощи региону, трудно не обратить внимания на тот факт, что Госдеп делает явный акцент на развитие флотов стран, имеющих выход к Каспийскому морю. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан богатеют благодаря нефтяным средствам и хотят защитить свои вложения. США в прошлом уже помогали этим странам с военно-морскими проектами - организовали инициативу "Каспийская охрана", пожертвовали некоторое количество патрульных катеров.
"США по-прежнему будут помогать Азербайджану развивать его морской потенциал и вносить вклад в дело обеспечения безопасности богатого ресурсами Каспийского моря... Штаты будут продолжать работать с азербайджанскими ВМС с целью развития профессионального военного образования, расширения возможностей участия в совместных миротворческих операциях и содействия продвижению к оперативной совместимости с НАТО...", - сказано в этих планах Госдепа.
Впрочем, всем, наверное, ясно, что такие действия пяти прибрежных сторон лишь вредят переговорному процессу по поиску компромисса, когда дело касается выработки юридического статуса Каспийского моря. Может, у кого-то складывается точка зрения, что увеличение военно-морского потенциала быстрее приведет к достижению результата в этих переговорах, однако вряд ли это верная трактовка событий.
Но, как бы там ни было, все пять стран сейчас вынуждены наращивать свои силы на Каспийском море, и участие США в этом процессе имеет не последнюю роль.
А остановить эту гонку может только решимость участников переговорного процесса, направленная на скорейший поиск и достижение согласия по основному принципу, методу, с помощью которого можно будет поделить море и определить геометрию национальных границ.
Р.ОРУДЖЕВ
Зеркало. – 2011. -19 июля. – С. 3.