Успех ВР в Азербайджане

 

на фоне провала в России

 

Азербайджан остается для британской компании ВР наиболее удобной страной для ведения бизнеса. Отметим, что наше правительство довольно деятельностью ВР в Азербайджане, так как наиболее удачные проекты, реализуемые в стране, - разработка "Азери-Чираг-Гюнешли" и газоконденсатного месторождения "Шахдениз", - связаны с британской компанией. А то, что для ВР Азербайджан является наиболее комфортной страной для ведения бизнеса, подтверждает тот факт, что азербайджанское правительство, четко определив правила игры в нефтегазовом секторе для иностранных компаний, строго придерживается данного слова.

Отметим, что ВР в скором времени начнет поиск своего счастья на новых месторождениях Азербайджана. Так, на днях Милли Меджлис ратифицировал очередное соглашение о разделе продукции (PSA). Отметим, что данной ратификации предшествовал заключенный 7 октября 2010 года Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) и BP Azerbaijan контракт на разведку и разработку структур "Шафаг" и "Асиман" в азербайджанском секторе Каспия, ранее носивших обозначения D8 и D10. Как сообщил вице-спикер парламента Валех Алескеров, в течение 30 дней после его вступления в силу BP Exploration должна выплатить Азербайджану бонус в размере 20 млн. долларов. "Если разведочная программа подтвердит запасы нефти, то за каждые 100 млн. баррелей бонус составит 1 млн. долларов. После начала коммерческой разработки на блоке в течение 3 месяцев должен быть выплачен бонус в размере 50 млн. долларов. Помимо этого, BP Exploration ежегодно должна выплачивать поакровые платежи Азербайджану в размере 2 тыс. долларов за каждый 1 квадратный км контрактной площади", - сказал В.Алескеров. Контракт с BP предлагает паритетное (по 50%) распределение долевого участия, которое при переходе к периоду разработки трансформируется в совместное операторство.

PSA будет рассчитано на 30 лет с возможностью продления еще на 5 лет. Обязательный разведочный период рассчитан на 4 года, в течение которого подрядчик должен пробурить не менее одной разведочной скважины, еще одна скважина в рамках обязательного периода может быть пробурена по взаимному согласованию сторон.

Разведочный период также может быть расширен еще на 3 года для бурения еще 2 разведочных скважин. На структурах проведена минимальная геологоразведка, и пока их запасы оцениваются в 500 млрд. кубометров газа и 65 млн. тонн конденсата. Для освоения блока "Шафаг-Асиман" нужно выбрать технологию для добычи из скважин глубиной более 7 тыс. метров при аномально высоком давлении. Блок расположен примерно в 125 км (78 милях) к юго-востоку от Баку. Он охватывает площадь около 1100 квадратных км и никогда не был изучен ранее. Расположен в глубоководной части акватории при глубине моря около 650-800 метров и глубине залегания пластов около 7000 метров (Fineko/abc.az).

Однако в России подписанное с большой помпезностью соглашение с компанией "Роснефть" оказалось фактически на грани полного развала. Хотя Стокгольмский суд разрешил ВР обменять 5% своих акций на 9,5% акций "Роснефти", но с одним почти невыполнимым условием - российская компания должна взять в партнеры по освоению Арктики не британский холдинг, а его "трудное" СП с русским партнером - ТНК-ВР. Кроме того, суд придал обмену акций исключительно формальный характер - их нельзя продавать или обменивать, они не дают компаниям право на места в советах директоров. Такое решение сложно назвать соломоновым: оно, скорее всего, не устроит ни одну из сторон и может привести к срыву сделки.

"Роснефть" очень спешила заключить с ВР стратегический союз. Впервые информация о том, что компании могут вместе заняться реализацией масштабных проектов в Арктике, появилась в августе прошлого года, а уже в январе этого года "Роснефть" и ВР подписали соглашение о глобальном стратегическом альянсе, основанном на обмене акциями и создании совместного предприятия по освоению трех лицензионных участков в Карском море - Восточно-Приновоземельские-1, -2, -3. "Роснефти" в СП должно принадлежать 66,67%, BP - 33,33%. Это соглашение преподносилось как несомненный успех всей российской нефтяной отрасли. Его продвигал и курировал вице-премьер РФ Игорь Сечин, одобрил и направил в жизнь премьер-министр Владимир Путин. Тут же все заговорили о возможности работы ВР и "Роснефти" по новым проектам, и даже в новых странах. Казалось, это будет долгосрочный и успешный союз. Однако вскоре стало понятно, что таким положением дел очень недоволен исторический партнер ВР в России - консорциум "Альфа-Акссес-Ренова" (ААР). ВР и ААР на паритетной основе владеют ТНК-ВР. В феврале неожиданно выяснилось, что еще при создании этого СП в 2003 году совладельцы ААР договорились с британской компанией все проекты в России, представляющие интерес для обоих акционеров, реализовывать через ТНК-ВР. Проект в Арктике, а главное - обмен акциями показались ААР крайне привлекательными. Консорциум потребовал от ВР и "Роснефти" привлечь к сделке ТНК-ВР и, получив отказ, сразу обратился в суд.

Лондонский суд в феврале приостановил процесс обмена акциями между ВР и "Роснефтью". Затем спор между акционерами ТНК-ВР начал рассматривать Стокгольмский арбитражный трибунал.

.

 

А.Фатулла 

 

Зеркало. - 2011. - 11 мая. – С. 4.